Неточные совпадения
«И разве не то же делают все теории философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл
жизни и только сомнительным
умственным путем хочет вернуться к тому, что всем известно?»
Слова эти и связанные с ними понятия были очень хороши для
умственных целей; но для
жизни они ничего не давали, и Левин вдруг почувствовал себя в положении человека, который променял бы теплую шубу на кисейную одежду и который в первый раз на морозе несомненно, не рассуждениями, а всем существом своим убедился бы, что он всё равно что голый и что он неминуемо должен мучительно погибнуть.
С умом у него дружно шло рядом и билось сердце — и все это уходило в
жизнь, в дело, следовательно, и воля у него была послушным орудием
умственной и нравственной сил.
— Право, не знаю, как вам ответить на это, мой милый князь, — тонко усмехнулся Версилов. — Если я признаюсь вам, что и сам не умею ответить, то это будет вернее. Великая мысль — это чаще всего чувство, которое слишком иногда подолгу остается без определения. Знаю только, что это всегда было то, из чего истекала живая
жизнь, то есть не
умственная и не сочиненная, а, напротив, нескучная и веселая; так что высшая идея, из которой она истекает, решительно необходима, к всеобщей досаде разумеется.
Порядочные люди, особенно из переводчиков, обращавшихся с европейцами, охают, как я писал, от скуки и недостатка
жизни умственной и нравственной.
Если хотят сказать, что экономика и классовое положение людей влияют на идеологию, на
умственную и моральную и духовную
жизнь, то это можно вполне признать, не будучи ни марксистом, ни материалистом.
— Это уж гораздо несомненнее, чем вопрос о природном размере
умственных сил. Да, организм женщины крепче противится материальным разрушительным силам, — климату, погоде, неудовлетворительной пище. Медицина и физиология еще мало занимались подробным разбором этого; но статистика уже дала бесспорный общий ответ: средняя продолжительность
жизни женщин больше, чем мужчин. Из этого видно, что женский организм крепче.
— А энергия работы, Верочка, разве мало значит? Страстное возбуждение сил вносится и в труд, когда вся
жизнь так настроена. Ты знаешь, как действует на энергию
умственного труда кофе, стакан вина, то, что дают они другим на час, за которым следует расслабление, соразмерное этому внешнему и мимолетному возбуждению, то имею я теперь постоянно в себе, — мои нервы сами так настроены постоянно, сильно, живо. (Опять грубый материализм, замечаем и проч.)
Жизнь в непрактических сферах и излишнее чтение долго не позволяют юноше естественно и просто говорить и писать;
умственное совершеннолетие начинается для человека только тогда, когда его слог устанавливается и принимает свой последний склад.
Вообще Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности
умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами
жизни.
Отец их, Захар Капитоныч Урванцов, один из беднейших помещиков нашего края, принадлежал, подобно Перхунову, к числу «проказников», которыми, за отсутствием
умственных и общественных интересов, так торовата была тогдашняя беспросветная
жизнь.
Этим исчерпываются мои воспоминания о дедушке. Воспоминания однообразные и малосодержательные, как и сама его
жизнь. Но эта малосодержательность, по-видимому, служила ему на пользу, а не во вред. Вместе с исправным физическим питанием и
умственной и нравственной невозмутимостью, она способствовала долголетию: дедушка умер, когда ему уже исполнилось девяносто лет. Завещания он, конечно, не сделал, так что дядя Григорий Павлыч беспрепятственно овладел его сокровищем.
Я уже стар и утомлен
жизнью, хотя еще очень молод душой и полон творческой
умственной энергии.
Я постоянно питался мировой мыслью, получал
умственные толчки, многим был обязан мыслителям и писателям, которых всю
жизнь чтил, обязан людям, которым был близок.
Это было не только интересное
умственное общение, но и общение экзистенциальное, искание смысла
жизни.
Испорченный наследственным барством и эгоизмом философа и писателя, дорожащего прежде всего благоприятными условиями для своего
умственного творчества и писательства, я мало делал по сравнению с этими людьми для осуществления праведной
жизни, но в глубине своего сердца я мечтал о том же, о чем и они.
Как и всегда у меня, это не был только
умственный процесс, но связан был со всеми событиями моей
жизни.
Если во мне был эгоизм, то это был скорее эгоизм
умственного творчества, чем эгоизм наслаждений
жизни, к которым я никогда не стремился.
Но почти до конца своей
жизни он сохранил
умственные запросы, и первые понятия, выходящие за пределы известного мне тогда мира, понятия о том, что есть бог и есть какая-то наука, исследующая природу души и начало мира, мы, дети, получили от этого простодушного полуобразованного человека.
Для старой народнической интеллигенции революция была религией, отношение к революции было тоталитарным, вся
умственная и культурная
жизнь была подчинена освобождению народа, свержению самодержавной монархии.
Теперь впечатления слуха окончательно получили в
жизни слепого преобладающее значение, звуковые формы стали главными формами его мысли, центром
умственной работы.
С летами все это обошлось; старики, примирившись с молодой монахиней, примерли; брат, над которым она имела сильный
умственный перевес, возвратясь из своих походов, очень подружился с нею; и вот сестра Агния уже осьмой год сменила умершую игуменью Серафиму и блюдет суровый устав приюта не умевших найти в
жизни ничего, кроме горя и страдания.
Странное дело, — эти почти бессмысленные слова ребенка заставили как бы в самом Еспере Иваныче заговорить неведомый голос: ему почему-то представился с особенной ясностью этот неширокий горизонт всей видимой местности, но в которой он однако погреб себя на всю
жизнь; впереди не виделось никаких новых
умственных или нравственных радостей, — ничего, кроме смерти, и разве уж за пределами ее откроется какой-нибудь мир и источник иных наслаждений; а Паша все продолжал приставать к нему с разными вопросами о видневшихся цветах из воды, о спорхнувшей целой стае диких уток, о мелькавших вдали селах и деревнях.
Будучи от природы весьма обыкновенных
умственных и всяких других душевных качеств, она всю
жизнь свою стремилась раскрашивать себя и представлять, что она была женщина и умная, и добрая, и с твердым характером; для этой цели она всегда говорила только о серьезных предметах, выражалась плавно и красноречиво, довольно искусно вставляя в свою речь витиеватые фразы и возвышенные мысли, которые ей удавалось прочесть или подслушать; не жалея ни денег, ни своего самолюбия, она входила в знакомство и переписку с разными умными людьми и, наконец, самым публичным образом творила добрые дела.
Только ненависть к честным и высоким идеалам
жизни стоит неизменно и незыблемо, освещая своим распространяющим чад факелом путь распри,
умственной смуты и лжи.
Прежде всего он отделил выражения нравственного и
умственного сочувствия и решил, что это явление совсем другого порядка, очень редко соединяющееся с понятием о дружбе в том смысле, в каком оно установилось для среднего уровня человеческой
жизни.
В эпохи нравственного и
умственного умаления, когда реальное дело выпадает из рук, подобные фантасмагории совершаются нередко. Не находя удовлетворений в действительной
жизни, общество мечется наудачу и в изобилии выделяет из себя людей, которые с жадностью бросаются на призрачные выдумки и в них обретают душевный мир. Ни споры, ни возражения тут не помогают, потому что, повторяю, в самой основе новоявленных вероучений лежит не сознательность, а призрачность. Нужен душевный мир — и только.
Скорее всего, в этих случаях наиболее решительным образом влияет бесприютность
жизни,
умственная расшатанность и полное отсутствие реальных интересов.
Тяжело, признаться сказать, было и мне, смиренному рассказчику, довесть до конца эту сцену, и я с полной радостью и любовью обращаю
умственное око в грядущую перспективу событий, где мелькнет хоть ненадолго для моего героя, в его суровой
жизни, такое полное, искреннее и молодое счастье!
Масоны поклоняются всемогущему строителю и содержителю вселенной и утверждают, что из него исходит всякая телесная,
умственная и нравственная
жизнь, не делая при этом никакого определенного представления о сверхчувственном.
Покуда таким образом перед
умственными нашими взорами развертывалась
жизнь Ошмянского, он пригласил нас в дом.
Потянулась вялая, глухая, лишенная всякого
умственного интереса
жизнь.
Вся его
жизнь, исполненная кривлянья, бездельничества, буффонства, вдруг словно осветилась перед его
умственным оком.
Напротив того, с первого же взгляда можно было заподозрить, что в ней происходит что-то не совсем обыкновенное и что, может быть, настала минута, когда перед
умственным ее оком предстали во всей полноте и наготе итоги ее собственной
жизни.
Припоминаю невольно давно читанную мною старую книжечку английского писателя, остроумнейшего пастора Стерна, под заглавием „
Жизнь и мнения Тристрама Шанди“, и заключаю, что по окончании у нас сего патентованного нигилизма ныне начинается шандиизм, ибо и то и другое не есть учение, а есть особое
умственное состояние, которое, по Стернову определению, „растворяет сердце и легкие и вертит очень быстро многосложное колесо
жизни“.
Выйдя из управы, Андрей Ефимыч понял, что это была комиссия, назначенная для освидетельствования его
умственных способностей. Он вспомнил вопросы, которые задавали ему, покраснел, и почему-то теперь первый раз в
жизни ему стало горько жаль медицину.
Объясняется это очень легко:
умственная, духовная
жизнь, которая отрешает человека более или менее от грубого материализма, весьма ограничена у простолюдина.
Наша встреча, это наше супружество были лишь эпизодом, каких будет еще немало в
жизни этой живой, богато одаренной женщины. Все лучшее в мире, как я уже сказал, было к ее услугам и получалось ею совершенно даром, и даже идеи и модное
умственное движение служили ей для наслаждения, разнообразя ей
жизнь, и я был лишь извозчиком, который довез ее от одного увлечения к другому. Теперь уж я не нужен ей, она выпорхнет, и я останусь один.
Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам, проводя большую часть дня совершенно праздно, и мне говорили, что это —
умственный труд; моя деятельность в сфере учебной и служебной не требовала ни напряжения ума, ни таланта, ни личных способностей, ни творческого подъема духа: она была машинной; а такой
умственный труд я ставлю ниже физического, презираю его и не думаю, чтобы он хотя одну минуту мог служить оправданием праздной, беззаботной
жизни, так как сам он не что иное, как обман, один из видов той же праздности.
Нет, надо бежать. Но как же уехать из Петербурга, не видав ничего, кроме нумера гостиницы и устричной залы Елисеева? Ведь есть, вероятно, что-нибудь и поинтереснее. Есть
умственное движение, есть публицистика, литература, искусство,
жизнь. Наконец, найдутся старые знакомые, товарищи, которых хотелось бы повидать…
Поэтому, если мы встречаем человека, который, говоря о
жизни, драпируется в мантию научных,
умственных и общественных интересов и уверяет, что никогда не бывает так счастлив и не живет такою полною
жизнью, как исследуя вопрос о пришествии варягов или о месте погребения князя Пожарского, то можно сказать наверное, что этот человек или преднамеренно, или бессознательно скрывает свои настоящие чувства.
Сознаюсь откровенно: из всех названных выше соблазнов (
умственное движение, публицистика, литература, искусство,
жизнь) меня всего более привлекает последний, то есть «
жизнь».
Когда-то, в свои молодые годы, что, впрочем, было очень давно, князь блестящим образом вступил в
жизнь, жуировал, волочился, несколько раз проживался за границей, пел романсы, каламбурил и никогда не отличался блестящими
умственными способностями.
Две причины могли произвесть эту печальную перемену: догнав во всех классах моих товарищей, получая обыкновенные, весьма небольшие, уроки, которые я часто выучивал не выходя из класса, я ничем не был занят не только во все время, свободное от ученья, но даже во время классов, — и
умственная деятельность мальчика, потеряв существенную пищу, вся обратилась на беспрестанное размышление и рассматриванье своего настоящего положения, на беспрестанное воображание, что делается в его семействе, как тоскует о нем его несчастная мать, и на воспоминание прежней, блаженной деревенской
жизни.
Он писал, что находит совершенно необходимым возвратить воспитанника Аксакова в родительский дом, именно в деревню; что моя болезнь такого рода, что только один деревенский воздух и
жизнь на родине посреди своего семейства могут победить ее, что никакие медицинские средства в больнице не помогут, что припадки мои угрожают переходом в эпилепсию, которая может окончиться апоплексией, или повреждением
умственных способностей.
Ему казалось, что он виноват перед своею
жизнью, которую испортил, перед миром высоких идей, знаний и труда, и этот чудесный мир представлялся ему возможным и существующим не здесь, на берегу, где бродят голодные турки и ленивые абхазцы, а там, на севере, где опера, театры, газеты и все виды
умственного труда.
В то время требовались необыкновенные способности
умственные, чтобы верно угадать и определить силу и значение новых элементов, вторгавшихся в народную
жизнь; требовалась и чрезвычайная сила характера, чтобы твердо ступить на новую дорогу и неуклонно идти по ней.
Но если человек, в котором
умственная деятельность сильно возбуждена вопросами, порождаемыми наблюдением
жизни, одарен художническим талантом, то в его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих его (и его современников, потому что мыслящий человек не может мыслить над ничтожными вопросами, никому, кроме него, не интересными), будут предложены или разрешены вопросы, возникающие из
жизни для мыслящего человека; его произведения будут, чтобы так выразиться, сочинениями на темы, предлагаемые
жизнью.
Бывают люди, у которых суждение о явлениях
жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это люди, у которых
умственная деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых им сторон
жизни.
Не буду говорить, что последнего я сделать не могу; но скажу, что если бы мог, то и тогда бы не делал, так как главное значение школы в моих глазах не те или другие сведения, которые сами по себе большею частью являются совершенно бесполезными в
жизни, а в привычке к
умственному труду и способности в разнообразии жизненных явлений останавливаться на самых в данном отношении существенных.