Неточные совпадения
— А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; [Доктринерство — узкая, упрямая защита какого-либо учения (доктрины), даже если наука и
жизнь противоречат ему.] мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном
творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
Я сохраню, впрочем, эти листки: может быть… Нет, не хочу обольщать себя неверной надеждой!
Творчество мое не ладит с пером. Не по натуре мне вдумываться в сложный механизм
жизни! Я пластик, повторяю: мое дело только видеть красоту — и простодушно, «не мудрствуя лукаво», отражать ее в создании…
— Боюсь, не выдержу, — говорил он в ответ, — воображение опять запросит идеалов, а нервы новых ощущений, и скука съест меня заживо! Какие цели у художника?
Творчество — вот его
жизнь!.. Прощайте! скоро уеду, — заканчивал он обыкновенно свою речь, и еще больше печалил обеих, и сам чувствовал горе, а за горем грядущую пустоту и скуку.
Очнувшись, со вздохом скажешь себе: ах, если б всегда и везде такова была природа, так же горяча и так величаво и глубоко покойна! Если б такова была и
жизнь!.. Ведь бури, бешеные страсти не норма природы и
жизни, а только переходный момент, беспорядок и зло, процесс
творчества, черная работа — для выделки спокойствия и счастия в лаборатории природы…
Великий творец всегда индивидуален, никому и ничему не подчинен и в своем индивидуальном
творчестве выражает дух народа; он даже гораздо более выражает дух своего народа, чем сам народ в своей коллективной
жизни.
И вот что самое важное: в «коллективистичную» эпоху происходит не только социализация и коллективизация экономической и политической
жизни, но и совести, мысли,
творчества, экстериоризации совести, т. е. перенесение ее из глубины человека, как духовного существа, вовне, на коллектив, обладающий авторитарными органами.
Конфликт создается ложными притязаниями науки на верховенство над человеческой
жизнью, на способность авторитетно разрешать вопросы религии, философии, морали, на способность давать директивы для
творчества духовной культуры.
Творчество же принадлежит к целям
жизни, оно принадлежит к царству свободы, т. е. к царству Духа.
Много раз говорилось, что
творчество ценностей совсем не нужно для спасения души в вечной
жизни.
Творчества и истории нет без моментов страдания и боли, без жертвы благом непосредственной
жизни.
Цель
жизни народов — не благо и благополучие, а
творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей исторической судьбы.
Россия и Германия борются за свои места в мировой
жизни и мировой истории, за преобладание своего духа, за
творчество своих ценностей, за свое движение.
Я думаю, что нынешний исторический день совершенно опрокидывает и славянофильские, и западнические платформы и обязывает нас к
творчеству нового самосознания и новой
жизни.
Для Толстого частная, растительно органическая
жизнь всегда реальнее и существеннее, чем
жизнь духовная, чем презираемое им культурное
творчество, чем «науки и искусства».
Творчество национальных культур и типов
жизни не терпит внешней, принудительной регламентации, оно не есть исполнение навязанного закона, оно свободно, в нем есть творческий произвол.
В России с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного
творчества, от
жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных, моральных или религиозных.
Годы моей
жизни в Париже–Кламаре были для меня эпохой усиленного философского
творчества.
В мире
творчества все интереснее, значительнее, оригинальнее, глубже, чем в действительной
жизни, чем в истории или в мысли рефлексий и отражений.
И осуществилось лишь обратное подобие этой «соборности» в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу
творчества и создал культуру социального заказа, подчинив всю
жизнь организованному извне механическому коллективу.
Подлинная
жизнь есть
творчество, и это единственная
жизнь, которую я люблю.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного духа, экзальтация
творчества в человеческой
жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Творчество вызывает образ иного, чем эта «
жизнь».
Можно ли перейти от
творчества совершенных произведений к
творчеству совершенной
жизни?
Моя тема была: возможен ли и как возможен переход от символического
творчества продуктов культуры к реалистическому
творчеству преображенной
жизни, нового неба и новой земли.
В ней есть правда, но есть и поэзия, выдумка,
творчество о себе. «Исповедь» Руссо, хотя обозначает целую эру в обнаружении эмоциональной
жизни человека, не есть искренняя исповедь.
Деньги, необходимые для
жизни, мне казались дарованными Богом, чтобы я мог отдаться единственно
творчеству.
Книга «Смысл
творчества» была книгой периода Sturm und Drang моей
жизни.
Тема о
творчестве, о творческом призвании человека — основная тема моей
жизни.
Мне доставляло мало удовлетворения переживание самой
жизни, за исключением
творчества, больше наслаждения я испытывал от воспоминания о
жизни или мечты о
жизни.
И это потому, что видел конфликт между потоком
жизни и моим
творчеством.
Испорченный наследственным барством и эгоизмом философа и писателя, дорожащего прежде всего благоприятными условиями для своего умственного
творчества и писательства, я мало делал по сравнению с этими людьми для осуществления праведной
жизни, но в глубине своего сердца я мечтал о том же, о чем и они.
«
Творчество» не есть «
жизнь»,
творчество есть прорыв и взлет, оно возвышается над «
жизнью» и устремлено за границу, за пределы, к трансцендентному.
Необходимо пролить свет также на то, что в человеческом
творчестве может быть обогащением самой божественной
жизни, что есть ответ человека на Божий призыв.
Если во мне был эгоизм, то это был скорее эгоизм умственного
творчества, чем эгоизм наслаждений
жизни, к которым я никогда не стремился.
Повторяю, что под
творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей
жизни, к новому бытию.
Но вполне понятной может стать моя внутренняя религиозная
жизнь и моя религиозная драма только в связи с пережитым мной внутренним опытом, глубоким внутренним кризисом — я имею в виду основную мечту моей
жизни, тему о
творчестве человека.
Вопросы об отношении христианства к
творчеству, к культуре, к общественной
жизни требовали новых постановок и новых решений.
Религиозную
жизнь я всегда принимал не как воспитание и не как судебный процесс, а как
творчество.
У русских художников будет жажда перейти от
творчества художественных произведений к
творчеству совершенной
жизни.
Моя тема о
творчестве, близкая ренессансной эпохе, но не близкая большей части философов того времени, не есть тема о
творчестве культуры, о
творчестве человека в «науках и искусстве», это тема более глубокая, метафизическая, тема о продолжении человеком миротворения, об ответе человека Богу, который может обогатить самую божественную
жизнь.
Тема о смысле
жизни, о спасении человека, народа и всего человечества от зла и страдания преобладала над темой о
творчестве культуры.
Прелесть, обаяние толстовского художественного
творчества связаны с тем, что он изображает двойную
жизнь: с одной стороны,
жизнь его героев в обществе с его условностями, в цивилизации, с ее обязательной ложью, с другой стороны, то, что думают его герои, когда они не стоят перед обществом, когда они поставлены перед тайной бытия, перед Богом и природой.
Все
творчество Розанова есть апофеоз рождающей
жизни.
Борец за личность Писарев отрицал творческую полноту личности, полноту ее духовной и даже душевной
жизни, отрицал право на
творчество в философии, в искусстве, в высшей духовной культуре.
Но основной русской темой будет не
творчество совершенной культуры, а
творчество лучшей
жизни.
Вместе с тем я раскрывал трагедию человеческого
творчества, которая заключается в том, что есть несоответствие между творческим замыслом и творческим продуктом; человек творит не новую
жизнь, не новое бытие, а культурные продукты.
Религия Христа зовет нас к борьбе за
жизнь, к мировой победе над смертью, к завоеванию воскресения историей и
творчеством.
Но когда он вошел в католическую
жизнь, сказалось роковое отсутствие
творчества, активности и воли в его религиозности.
Оскар Уайльд был мучеником декадентства в
жизни (не в литературном
творчестве), но мученичество его было порождено преследованиями извне.
И в
жизни общественной есть своя теургия —
творчество общения в свободе и любви, но она отличается от дурной магии революционно-материалистического социализма и анархизма.