Неточные совпадения
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного, культуры, той идеальной
силы и
творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Между тем жизнь будила и отрывала его от
творческих снов и звала, от художественных наслаждений и мук, к живым наслаждениям и реальным горестям, среди которых самою лютою была для него скука. Он бросался от ощущения к ощущению, ловил явления, берег и задерживал почти
силою впечатления, требуя пищи не одному воображению, но все чего-то ища, желая, пробуя на чем-то остановиться…
Выдаются дни беспощадные, жаркие и у нас, хотя без пальм, без фантастических оттенков неба: природа, непрерывно
творческая здесь и подолгу бездействующая у нас, там кладет бездну
сил, чтоб вызвать в какие-нибудь три месяца жизнь из мертвой земли.
Почти не оставалось
сил у русского народа для свободной
творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства.
Нет у русских людей
творческой игры
сил.
В общественной жизни все ведь — в
силе, в энергии духа, в характере людей и обществ, в их воле, в их
творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена.
С необыкновенной
силой раскрывается в стихах Пушкина столкновение
творческой свободы поэта и утилитарных требований человеческой массы, черни, которая была у него, может быть, более всего чернью дворян, чиновников, придворных, а не трудящихся масс.
Я верю, что раньше или позже в мире должен возникнуть «священный союз» всех
творческих христианских
сил, всех верных вечным святыням.
Революция в значительной степени есть расплата за грехи прошлого, есть знак того, что не было
творческих духовных
сил для реформирования общества.
Мой вопрос и заключается в том, может ли исходить благостная
сила, преодолевающая подавленность грехом, и от человека, может ли человек оправдать себя не только покорностью высшей
силе, но и своим
творческим подъемом.
Интересно, что период подъема жизненных
сил не был для меня периодом подъема
творческой мысли.
Второе пришествие Христа в
силе и славе зависит от
творческого акта человека.
Революции я считаю неизбежными, они фатальны при отсутствии или слабости
творческих духовных
сил, способных радикально реформировать и преобразовать общество.
Интеллигенты 60-х годов, «мыслящие реалисты», не признавали игры
творческих избыточных
сил, не признавали всего рождающегося от избытка досуга.
Даже мистик такой
силы и таких прозрений, как Сведенборг, оставил сравнительно мало
творческих следов в истории.
Протестантизм в начале своем был мистичен, [Германская мистика и есть то, что было великого и вечного в протестантизме.] но не имел в себе
творческих религиозных
сил, нес с собой лишь отрицательную правду и в дальнейшем своем развитии перешел в рационализм.
Для победы над грядущим злом растет
сила царства Божьего,
сила творческая; воплотится в будущем и высшее добро.
Нельзя ответственность за страдание и зло возлагать на других, на внешние
силы, на власть, на социальные неравенства, на те или иные классы: ответственны мы сами, как свободные сыны; наша греховность и наше
творческое бессилие порождают дурную власть и социальные несправедливости, и ничто не улучшается от одной внешней перемены власти и условий жизни.
Даже германский идеализм начала XIX века, идеализм Фихте, Гегеля и Шеллинга, при всей своей
творческой мощи не в
силах был справиться с этими роковыми для всякой философии проблемами.
В сущности, мыслящая
сила и
творческая способность обе равно присущи и равно необходимы — и философу и поэту.
Многие восстают на принцип чистой
творческой администрации за то, что она стремится проникнуть все жизненные
силы государства.
— Знаю, брат, что не в том; а впрочем, в чем оно состоит-то?.. Но если б ты видел Курбеева! Ты, пожалуйста, не воображай его себе каким-нибудь пустым болтуном. Говорят, я был красноречив когда-то. Я перед ним просто ничего не значу. Это был человек удивительно ученый, знающий, голова,
творческая, брат, голова в деле промышленности и предприятий торговых. Проекты самые смелые, самые неожиданные так и кипели у него на уме. Мы соединились с ним и решились употребить свои
силы на общеполезное дело…
И в самом деле, что может противустоять твердой воле человека? — воля — заключает в себе всю душу; хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, — жить, одним словом; воля есть нравственная
сила каждого существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, отпечаток божества,
творческая власть, которая из ничего созидает чудеса… о если б волю можно было разложить на цифры и выразить в углах и градусах, как всемогущи и всезнающи были бы мы!..
Силы «
творческой фантазии» очень ограничены: она может только комбинировать впечатления, полученные из опыта; воображение только разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет, но интенсивнее того, что мы наблюдали или испытали, мы ничего не можем вообразить.
Екатерина Вторая в
силе творческого духа и в деятельной мудрости правления была непосредственною преемницею Великого Петра; разделяющее Их пространство исчезает в Истории.
Явные и постоянные черты всякой реакции всегда выражаются в том, что победители начинают бояться разума, которым они пользовались как оружием и
силу которого хорошо знают; побежденные же сомневаются в
силе разума, мировое
творческое значение которого не вполне ясно им, ибо побежденным является народ, а его, как известно, не очень охотно знакомят с могуществом разума и науки.
Блохин (захлебываясь). Я говорю… я говорю, что
сила не в том, чтобы постоянно разрушать и ничего… ничего не творить. Тво…
творческий дух…
Будь на моем месте настоящий врач, он мог бы поставить правильный диагноз: его совершенно особенная
творческая наблюдательность уцепилась бы за массу неуловимых признаков, которые ускользнули от меня, бессознательным вдохновением он возместил бы отсутствие ясных симптомов и почуял бы то, чего не в
силах познать.
Тем не менее
творческие усилия человека в теургии таинств являются лишь обусловливающими, но не производящими, ибо и недостойно совершаемое таинство сохраняет страшную свою
силу, и, с другой стороны, никакими своими усилиями человеку нельзя его совершить.
Подобно тому как на высоте испытывается мучительное и головокружительное стремление вниз, так и все живое испытывает соблазн метафизического самоубийства, стремление уйти из «распаленного круга бытия», и, однако, оно ни в ком и никогда не может дойти до конца, т. е. до полного осуществления, ибо
творческое «да будет», почиющее на каждой твари, неистребимо всеми
силами мира.
Мир закончен был в шесть дней творения в том смысле, что в него вложены были все
силы и семена жизни, и он мог развиваться далее уже из себя, без нового
творческого вмешательства.
Искание шедевра [Выражение, возможно, навеянное названиями двух «философских этюдов» Бальзака: «Неведомый шедевр» и «Поиски абсолюта» (М., 1966).], при невозможности найти его, пламенные объятия, старающиеся удержать всегда ускользающую тень, подавленность и род разочарования, подстерегающего
творческий акт, что же все это означает, как не то, что человеческому духу не под
силу создание собственного мира, чем только и могла бы быть утолена эта титаническая жажда.
Разумеется, и
творческое «да будет» Fiat, которое так часто встречается у Беме, получает соответствующее истолкование не в смысле повеления (Fürsatz), но в смысле —
силы Божества, его природной мощи, потенции бытия и в таком смысле в разных выражениях определяется оно во многих местах: «вожделение (Begierde) из вечной воли безосновности есть первый образ (Gestalt) и есть Fiat или Schuf [Создание, творение (нем.).].
После боговоплощения и сама человечность, человеческое естество, стала иною, ибо получила способность воскресения и новой жизни благодаря новому
творческому акту Божества, влившему в нее новые
силы.
Вот этого-то «изменения», которое, по существу, является новым
творческим актом Бога над человеком, именно и не может совершить хозяйственный труд, а поэтому и «проект» Федорова, как бы далеко ни зашла «регуляция природы»,
силами природными и человеческими неосуществим.
Воскрешение, как и рождение, есть
творческий акт Божьего всемогущества, которым возвращается душе усопшего животворящая ее
сила, способность создать для себя, соответственно своей природе, тело; оно есть излияние животворящей
силы Божией на человеческую душу, т. е. акт теургический.
Бог
творческим актом изводит души из места их упокоения, оживляет их, давая им
силу особым образом принимать участие в жизни, «царствовать», т. е. направлять ее, будучи в то же время «священниками Бога и Христа».
Творческим усилием здесь является напряжение всех
сил духовного существа в одном порыве к Богу: transcende te ipsum [См. прим. 52 к «Введению».].
«Для эпох неудержимого упадка определенной религии характерно, что исполнения религиозного искусства процветают здесь как никогда при иных обстоятельствах, между тем как
творческая способность к созданию религиозных произведений подлинного величия и настоящей глубины угасает вместе с неомрачимым доверием и непоколебимой
силой веры.
Эта «земля» есть поэтому как бы космическая София, ее лик в мироздании, женское его начало, которое имеет
силу, по
творческому слову «да будет», производить из себя твари, рождать от него [Каббала на своем реалистическом языке так изображет это сотворение земли и всего, что из нее произошло: Et Celui qui est en haut est le Pere de tout, c'est lui qui tout cree; c'est lui qui a fecondee la terre, qui est devenue grosse et a donne naissance ä des «produits».
Для нас явственна
сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью» [Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, изд. 3‑е, часть III, стр.16.].
Солнечно-светлый сверхчеловек горит волею к жизни, полон великой
творческой жажды; самую смерть он побеждает
силою неодолимой своей жизненности.
Это есть духовная революция. «Иной» мир не может быть создан только человеческими
силами, но не может быть создан и без
творческой активности человека.
Революция есть кара, посылаемая людям за то, что они не обнаружили
творческой духовной
силы, не творили лучшей жизни.
Человек есть существо, действующее не по целям, а в
силу заложенной в нем
творческой свободы и энергии и благодатного света, озаряющего его жизнь.
Во втором случае, когда мы определяемся свободной
творческой энергией, своей свободной жизненной
силой, мы считаем будущее имманентным себе и являемся его господами.
И весь вопрос в том, чтобы открылись пути для
творческой духовной направленности в противоположность той недуховной направленности, в которой растрачиваются духовные
силы в половых страстях.
Энергия пола из рождающей может переходить в творящую и делаться
творческой духовной
силой.
Злую похоть, злую страсть можно победить лишь положительно, через пробуждение положительной, противоположной,
творческой духовной
силы.
Лжи, которой полна социальная обыденность и которой она требует как добра, нужно противопоставлять не высокие цели, остающиеся отвлеченными (часто и сама социальная обыденность любит прикрываться высокими целями), а высокий дух,
творческую духовную
силу.