Загадка бордового портфеля

Антон Иванов, 1999

Команда отчаянных – так прозвали пятерых друзей в школе – находит в подъезде дома мужчину без сознания, усыпанного долларовыми купюрами, а рядом с ним растерзанный портфель. Пострадавший, который оказался соседом одного из ребят, наотрез отказался вызывать милицию или «Скорую помощь». Ребята не видели напавших, но слышали их крик: «А камни куда девал, гад?» Все это кажется друзьям подозрительным, и они принимаются за расследование...

Оглавление

Из серии: Команда отчаянных

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадка бордового портфеля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ НАЧАЛО

Подъезд после улицы показался прохладным. Преодолев половину лестничного марша, ребята остановились возле лифта. Павел нажал на кнопку «вызов». Лампочка не загорелась, и кабина не двинулась.

— Издевательство! — треснул в сердцах по мертвым створкам Павел. — Опять не работает. Ведь только вчера целых полдня мастера возились.

— Нам на какой этаж? — посмотрел Иван на Павла.

— Чтоб ты, Ваня, знал, Паша живет на шестом, — с усмешкой сообщила Варвара.

— Вот теперь знаю, — ответил Иван.

Павел все это время продолжал давить на кнопку вызова. Видимо, он еще на что-то надеялся.

— Бесполезно, — сказал Герасим. — Прем пехом.

— С полными рюкзаками? — охнула Маргарита.

— Кошма-ар, — вторила ей Варвара.

— Ничего, девчонки, — бодренько заявил Павел. — В жизни всегда есть место подвигу.

— Энтузиаст ты наш, — не разделил его воодушевления Герасим. — Геракл.

— Как известно, — ничуть не смутило Павла заявление Герасима, — один поход вверх по лестнице, да еще с грузом, заменяет не одно занятие на тренажере.

— Интересно, сколько же? — поинтересовалась Варвара.

— Чего не знаю, того не знаю, — развел руками Павел. — Но все равно это очень полезно.

— Вернее, другого выхода у нас нет, — уточнил Герасим.

Маргарита с жертвенным видом преодолела несколько ступенек.

— Давай свой рюкзак, — протянул руку Иван.

— Ладно. Сама как-нибудь справлюсь, — ответила Маргарита. — А то еще надорвешься.

— Верно, Марго, — ядовито заметила Варвара. — Мужчин в наше время нужно беречь. Говорят, они и так вымирают.

— Болтай, болтай, — буркнул Герасим. И, словно бы в доказательство, что его еще рано заносить в Красную книгу, прибавил шаг.

— А ну, Варька, нажмем!

Совершенно забыв о тяжелых рюкзаках, набитых учебниками, девчонки кинулись за ребятами.

Дом был постройки тридцатых годов. С высокими потолками и соответственно длинными лестничными маршами. На подходе к третьему этажу вся компания изрядно выдохлась и вынуждена была замедлить темп восхождения.

— Ну, говорила же, слабаки, — покосилась на мальчиков Варвара, которая, впрочем, и сама была при последнем издыхании.

В это время наверху хлопнула дверь. Послышались торопливые шаги. Навстречу ребятам спускался мужчина в строгом костюме. В руке он держал кожаный портфель бордового цвета.

— Здравствуйте, Владислав Николаевич, — поприветствовал его Павел.

— Здравствуй, — с рассеянным видом буркнул мужчина и деловито прошествовал дальше.

— Сосед, что ли? — полюбопытствовал Иван.

— Ну, — кивнул Павел. — Из пятнадцатой ква…

И тут тишину подъезда разорвал пронзительный крик, сменившийся шумом возни. Ребята замерли.

— Что это? — прошептал Иван.

— Не знаю, — тоже шепотом ответил Герасим. — По-моему, драка…

Павел вдруг опрометью кинулся вниз. Остальные последовали его примеру. Добежав до второго этажа, они услышали снизу хриплый голос:

— А камни куда девал, гад?

Ребята удвоили темп. И скатились на первый этаж почти кубарем. Однако там уже никого не было. Лишь громко хлопнула дверь подъезда. Иван, не останавливаясь, вылетел на улицу и осмотрелся.

Двор был почти пуст. Только двое мужчин в черных кожаных куртках торопливо садились в замызганный «жигуль». Машина рванула с места и скрылась в арке.

— Видали? — обернулся Иван.

Ребят рядом не было. Они почему-то остались в подъезде. Иван рванул на себя тяжелую дверь.

— Эй! Где вы?

— Здесь, — раздался из полумрака голос Павла.

Иван поспешил к ребятам. Они стояли в углу за лифтом.

— Что тут? — спросил Иван.

Впрочем, в следующий миг он сам все увидел. На полу неподвижно лежал Пашкин сосед, весь усыпанный стодолларовыми купюрами. Чуть поодаль валялся его растерзанный бордовый портфель. Иван тихо присвистнул.

— Ну и денек! Ни фига себе, первое сентября. У меня такого еще никогда в жизни не было.

— У нас тоже, — широко раскрыла глаза Марго.

А утро начиналось вполне обыденно. Войдя в распахнутые металлические ворота школьного двора, Иван Холмский огляделся. На площадке перед школьным зданием собралась толпа. Из двух динамиков, укрепленных на стенах школы, неслась бодрая музыка. С нею успешно соперничали вопли учеников, которые бурно радовались встрече с одноклассниками после долгой летней разлуки.

«Интересно, а мне-то куда идти?» — подумал Иван.

Вопрос был не праздный. В отличие от большинства галдящих во дворе ребят Иван явился сюда второй раз в жизни. Первый раз он пришел вместе с матерью две недели назад. Записываться в школу. Двор был тогда пуст и погружен в летнюю меланхолию. В школьном вестибюле дремала нянечка. Да и слащаво-величественную, средних лет директрису, Екатерину Дмитриевну Рогалеву-Кривицкую, посетители явно разбудили. Ивану еще подумалось тогда, что он попал в настоящее сонное царство.

Теперь от сонной атмосферы не осталось и следа. Иван еще раз огляделся. Рядом с одной из групп ребят стояла учительница. Во всяком случае, так решил Иван. Он подошел ближе.

— Простите, не подскажете ли, где тут находится восьмой «А»?

— Восьмой «А»? — с изумлением уставилась на него учительница. — Своих, что ли, за лето забыл?

— Совсем не забыл, — внес ясность Иван. — Просто я новенький.

— Ах, новенький, — кивнула учительница. Затем, словно уточняя, спросила: — Ты у Ольги Борисовны в классе?

— Да, — подтвердил Иван.

— Тогда чего спрашиваешь, — откликнулась его собеседница. — Вон она стоит.

Проследив, куда указывает учительница, Иван увидел коротко остриженную молодую женщину в строгом брючном костюме. Иван невольно отметил, что Ольга Борисовна больше похожа не на классную руководительницу, а на менеджера из какого-нибудь солидного офиса.

В это время одна из девочек, стоявших рядом с Ольгой Борисовной, неожиданно оглянулась и посмотрела прямо в глаза Ивану. Того словно током ударило. Огромные черные глаза будто просвечивали его насквозь. Красивое, с крупными чертами, увенчанное шапкой густых иссиня-черных волос лицо девочки оставалось при этом абсолютно серьезным. Ивану стало не по себе. Он невольно замедлил шаг и остановился.

Девочка словно только того и ждала. Уголки ее губ чуть дернулись в ехидной усмешке. Лицо озарила едва заметная загадочная улыбка. Вдруг, подмигнув Ивану, она показала ему язык и немедленно отвернулась. Мальчик почувствовал, как лицо его заливает краска.

«Хорошенькое начало, — подумал он. — Если в этой «Пирамиде» все такие…» Однако медлить дольше было нельзя. Собрав остатки решимости, Иван приблизился к Ольге Борисовне:

— Скажите, пожалуйста, это восьмой «А»?

— Он самый, — подтвердила она. — А ты, наверное, Иван Холмский?

Новенький молча кивнул. Ребята из восьмого «А», собравшиеся вокруг Ольги Борисовны, разом уставились на Ивана. Ощущение было не из приятных. Его изучали, как микроба под микроскопом.

Тут, к счастью для него, музыка смолкла, и кто-то хрипло произнес в микрофон:

— Раз! Два! Три!

— Ребята, строимся! — мигом засуетилась Ольга Борисовна.

Иван встал рядом с высоким белобрысым парнем. Тот сперва с подозрением на него покосился, затем вдруг резко протянул руку и с чувством собственного достоинства изрек:

— Герасим.

Едва он это произнес, к ребятам обернулась та самая черноглазая девочка, чье странное поведение привело Ивана в замешательство.

— Каменное Муму, — указав пальцем на долговязого Герасима, очень серьезно и четко произнесла она.

По поводу Муму у Ивана вопросов не возникло. Человеку с именем Герасим иного прозвища и не дашь. Но вот почему каменное?

— А почему каменное? — спросил он.

— Герочка у нас Каменев, — ответила вместо черноглазой девочки ее светловолосая ангелоподобная соседка. — Поэтому он у нас Каменное Муму.

— Не травмируй мою ранимую душу, Варвара. — Голос Герасима прозвучал мрачно и угрожающе, однако Иван заметил, что на губах у него играла улыбка.

— Здоро€во! — сзади послышался бас.

Иван обернулся и увидал толстого темноволосого кудрявого парня.

— Луна-а! — хором воскликнули обе девочки и Герасим. — Почему опоздал? Договорились ведь!

— Ну, проспал, — развел руками вновь прибывший. — И вообще, куда торопиться? По-моему, все еще только начинается!

И он указал на школьное крыльцо, куда как раз выплыла в окружении завуча и нескольких учителей директриса.

— А это у нас кто такой? — посмотрел с любопытством Луна на Ивана.

— Он еще не представился, — хмыкнула ангелоподобная Варвара.

— В жизни так много тайн, — подхватила ее черноглазая подруга и добавила со знакомой уже Ивану, словно лишь намечавшейся на губах улыбкой: — В общем, пока мы можем только сообщить тебе, что он — новенький.

— Иван Холмский, — чувствуя, что снова краснеет, Ваня поспешил внести ясность.

Четыре пары глаз пристально изучали его.

— Павел, — протянул руку Луна.

— А я Марго, — сообщила черноглазая девочка.

— Варя, — кротко улыбнулась Варвара, состроив новенькому глазки.

— Это не Варя, а настоящий Варвар, — многозначительно заявил Герасим. — Предупреждаю на полном серьезе. И советую сделать выводы. Иначе потом пожалеешь.

— Не бери в голову, — с еще более кротким видом сказала Варвара. — Это просто он мстит мне за Каменное Муму.

Герасим хотел что-то возразить, но его слова заглушила директриса.

— Дорогие ребята! — воскликнула в микрофон она. — Родители! Педагоги! Позвольте от всей души поздравить вас с началом нового учебного года!..

— Эй, Иван, — Луна склонился к его уху, — ты вообще-то к нам откуда?

— В каком смысле? — спросил тот.

— Ну, ты ведь откуда-то к нам перешел?

— А-а, ты об этом, — кивнул Иван. — Из Бибирева.

— Ну и как там? — продолжал расспросы Луна.

— Нормально, — пожал плечами Иван.

— Чего же тогда перешел? — не унимался Павел.

— Квартиру поменяли, — объяснил новенький. — Не пилить же отсюда каждый день в Бибирево и обратно.

— Пилить далековато, — согласился Луна.

–…А особенно радостно мне отметить, — продолжала тем временем директриса, — что наша экспериментальная авторская школа «Пирамида» успешно ведет своих питомцев к вершинам знаний. С удовольствием вам сообщаю, что все сто процентов наших выпускников прошлого года стали студентами. Надеюсь, это положит начало доброй традиции.

— Надейся, надейся, — Луна почему-то не проявил особого воодушевления. — А ты где теперь живешь-то? — вновь обратился он к Ивану.

— На Ленинградском проспекте. Дом восемнадцать, — пояснил тот.

— Ребята! — воскликнул Павел. — А он ведь из вашего дома!

Варя и Марго в который раз обернулись.

— В каком подъезде? — одновременно спросили они.

— В первом, — последовал ответ.

— Я тоже, — сказала Марго. — Окна у вас во двор или на проспект?

— Во двор, — внес ясность Иван.

— Везет же некоторым, — позавидовала девочка. — У нас все окна на проспект. Шум жуткий. Зато есть терраса.

— Какая еще терраса? — у Ивана от удивления округлились глаза.

— Пло-од архитектурных изли-ишеств, — протянула Марго. — Как говорит мой отец, «ложный классицизм середины пятидесятых годов». В общем, на нашем этаже из боковых квартир есть выход на крышу широкой части дома. Летом чувствуешь себя как на даче. Вот если бы еще машин было поменьше…

— И воздух почище, — вмешался Каменное Муму. — Тогда бы и впрямь, как на даче.

— Ах, — с томным видом произнесла голубоглазая Варвара. — По-моему, мечтать о несбыточном — это пустое. А вот домик ты, Ванечка, правильно выбрал. Нашего полку прибыло. Моя квартира во втором подъезде.

— И моя тоже, — сказал Герасим.

— А я живу в двадцать шестом доме, — пояснил Луна. — Такой, знаешь, желто-серый. Где ремонт фотоаппаратов.

–…Но все наши усилия по созданию экспериментальной авторской школы «Пирамида» были бы тщетны без помощи наших дорогих спонсоров! — раздалось новое восклицание директрисы. — Я имею в виду замечательный фонд «Гуманитарное наследие» и его славного учредителя Ярослава Хосе Рауля Гонсалеса, чья программа поддержки российского образования и позволяет нам в это трудное время продолжать лучшие традиции российской интеллигенции.

— Что еще за Ярослав Гонсалес? — изумился Иван.

— Миллиардер из Соединенных Штатов русского происхождения, родившийся в Латинской Америке, — фыркнула Варвара. — У нас в актовом зале его портрет висит. Во всю, между прочим, стену.

— Разма-ах, — протянул Иван.

— У нас еще есть его музей, — дополнила картину Марго.

— А он что, уже помер? — поинтересовался Иван.

— Совсем нет, — ответил Герасим. — Жив-здоров. Кует свои миллионы и миллиарды.

— Вы тут сами-то давно учитесь? — Иван посмотрел на новых знакомых.

— Я лично с прошлого года, — первым откликнулся Луна.

— А я и дорогой наш Муму грызем здесь гранит науки с первого класса, — подхватила Марго.

— А я с пятого, — сказала Варвара.

Двор огласили бурные аплодисменты. Это директриса наконец завершила торжественную речь. Затем слово взял огромный мужчина с казацкими усами.

— Значит, так! — пробасил он в микрофон. — За лето хорошо отдохнули? Сил набрались?

— Да! Еще как! — послышались вопли из толпы.

— Тогда пошли учиться! — не стал слишком долго занимать внимание собравшихся усатый оратор. — А то школа вас заждалась.

— Это у нас кто такой? — Иван указал на мужчину.

— Завуч, — усмехнулась Марго. — Афанасий Иванович Майборода.

— Прозвище Тарас Бульба, — немедленно добавил Луна.

С крыльца тем временем спустился старшеклассник. На плечах у него сидела первоклассница, громко звонившая в колокольчик.

— Ребята, пошли, — поторопила Ольга Борисовна.

Ученики помладше и их классные руководители свернули к старому зданию школы из красного кирпича. Восьмой «А» вместе с остальными старшеклассниками направился в новенький корпус, который связывала со старым длинная галерея.

Классная комната восьмого «А» располагалась на втором этаже в кабинете русского языка и литературы. Первое, что бросилось в глаза Ивану, — необычное расположение парт. Они стояли не рядами, а полукругом, огибая подковой учительский стол. По стенам были развешаны портреты писателей всех времен и народов. Причем под каждым изображением красовалась какая-нибудь из крылатых фраз автора, при отборе которых явно делался упор на пропаганду знаний. Под Пушкиным, например, значилось: «Учись, мой сын. Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни!»

— Значит, наша классная — литераторша? — осведомился Иван у Герасима.

— Именно, — подтвердил тот. — И к тому же большая поклонница новых педагогических методов.

— Вижу, — окинул взглядом подковообразный ряд парт Иван.

— Еще не то увидишь, — с мрачным видом пообещал Герасим.

— А ты, Каменное Муму, не пугай человека раньше времени, — перебила Варвара.

— Садимся, садимся. Не теряем зря времени, — скомандовала Ольга Борисовна. Все пятеро уселись рядышком.

— Первые два урока — классный час, — объявила Ольга Борисовна. — Сейчас отправимся в библиотеку за учебниками. Сегодня мы первые. Потом вернемся сюда, побеседуем и наметим ближайшие перспективы на новый учебный год.

— Которые ничем особенным не будут отличаться от стратегических перспектив на прошлый учебный год, — громко прошептала Варвара.

В классе послышались смешки. Ольга Борисовна вспыхнула:

— Панова! Я очень надеялась, что ты за лето повзрослеешь.

— Я тоже, — с кротким видом произнесла Варвара. — Во всяком случае, я старалась.

— Думаю, плохо старалась, — не смогла сдержать улыбку классная. — Ладно. Марш в библиотеку!

В дверях, естественно, тут же возникла пробка.

— Тихо! Тихо! По очереди, пожалуйста! — пыталась урезонить питомцев классная руководительница.

Это был глас вопиющего в пустыне. То есть пустыней происходящее у выхода из восьмого «А» назвать было трудно. Скорее это напоминало вавилонское столпотворение. Словам учительницы ребята не вняли. Они вообще их не слышали. Лишь чудом не снеся с петель дверь класса, гогочущая лавина вылетела в коридор и устремилась к библиотеке.

Учебники им выдали быстро. Опытная пожилая библиотекарша Ксения Анатольевна первым делом потребовала:

— А ну, прекратить галдеж! Всем выстроиться по алфавиту!

Тише в библиотеке не стало. Даже наоборот, ибо ребята с фамилиями на одну букву немедленно затеяли спор, кто должен стоять впереди, а кто — сзади.

Библиотекарша мигом отреагировала на ситуацию:

— Построиться согласно списку в школьном журнале!

Тут как раз в библиотеку подоспела Ольга Борисовна, заметно отставшая по пути от своих подопечных.

— Сейчас, Ксения Анатольевна!

Ребята начали строиться.

— А мне куда встать? — озадаченно спросил Иван.

— В самый конец, — отвечала классная. — Вот сюда. Перед Яковлевым, — и она указала пальцем на невысокого мальчика, замыкавшего строй.

Чувствуя на себе пристальные взгляды, Иван направился туда. После чего процесс, как говорится, пошел.

К концу первого урока восьмой «А» благополучно возвратился со стопками учебников в кабинет литературы.

— Что ж, начнем классный час, — уселась за стол Ольга Борисовна. — К этому учебному году каждый из вас должен отнестись с особенной ответственностью.

— По-моему, к прошлому мы должны были отнестись точно так же, — снова вырвалось у Варвары.

— Панова! — воскликнула учительница. — Может, ты за меня классный час проведешь?

— Нет, Ольга Борисовна, что вы. Я не смогу, — с подчеркнутой вежливостью отвечала та.

— В таком случае помолчи и послушай, — повысила голос учительница. — Восьмой класс — это своеобразный этап. У вас появится много новых предметов…

— О господи! — раздался стон того самого Вовы Яковлева, перед которым Иван стоял в очереди за учебниками. — И прежних-то предметов было больше чем достаточно.

Остальные засмеялись. Ольга Борисовна, будто не слыша Яковлева, продолжала:

— К прежним дисциплинам у вас прибавятся химия, экономика, экология и мировая художественная культура.

— Я что-то не понял, — вновь подал голос Яковлев. — Экология и мировая художественная культура вместе или раздельно?

По классу вновь пронеслись смешки.

— Ты, Яковлев, сегодня крайне остроумен, — сухо произнесла Ольга Борисовна.

— Он наступил ей на больную мозоль, — склонился Луна к самому уху Ивана. — Мировая художественная культура — конек нашей Ольги.

— Я не острю, а спрашиваю совершенно серьезно, — продолжал тем временем Вова Яковлев.

— Ну, если серьезно, тогда отдельно, — решила пресечь дискуссию классная. — Экологию у вас будет вести новая учительница биологии.

— А где Нина Федоровна? — поинтересовалась одна из девочек.

— Она летом вышла замуж, — внесла ясность классная руководительница. — И переехала к мужу в Петербург.

— Жалко, — с тоской протянула та же девочка.

— Ничего не поделаешь, — развела руками Ольга Борисовна. — Жизнь есть жизнь.

— У человека семейное счастье, а Наташке жалко, — вмешалась Варвара. — Странная позиция.

— Мне не Нину Федоровну жалко, а себя, — огрызнулась Наташка. — Вечно ты, Варька, мои слова передергиваешь.

Судя по виду Варвары, она была не прочь продолжить спор. Но Ольга Борисовна опередила ее:

— Что касается мировой художественной культуры, то этот предмет поручено вести мне. Но я буду не одна. Нашей школе удалось договориться с несколькими известными литераторами, художниками и архитекторами. Они прочтут вам спецкурсы.

— Кто именно? — поинтересовалась Варвара.

— Спецкурс по мировой литературе вызвался провести наш известный поэт Владимир Дионисович Гриппов.

Вид у Ольги Борисовны сделался столь торжественным, будто она произнесла фамилию Пушкина или, по крайней мере, Бенедиктова.

— Гри-и-и-пов? — безо всякого воодушевления протянул Вова Яковлев. — Я чегой-то такого не знаю.

— Ты, Яковлев, много чего не знаешь, — вступилась за классную руководительницу Варвара. Однако тут же скороговоркой добавила: — Но Гриппова, между прочим, и я не знаю.

— Ничего! — расхохотался почти наголо бритый широкоплечий мальчик, сидящий в противоположной части подковы. — Вот теперь и познакомишься!

— Кажется, нам сказали, что это известный поэт, — заявила Варвара.

— Для тех, кто читает, известный! — многозначительно произнесла Ольга Борисовна.

— А почему вы считаете, что я не читаю? — вспыхнула Варвара. — Я как раз всех читаю, кроме этого Гриппова.

— Вот как? — улыбнулась Ольга Борисовна. — В таком случае, назови других известных современных поэтов.

Варвара на мгновение задумалась. Затем медленно произнесла:

— Ну, например, Вознесенский, Евтушенко…

— Разве они еще живы? — с искренним изумлением воскликнул Вова Яковлев.

— Живы, — заверила Маргарита. — Я точно знаю. Вчера по телевизору показывали похороны. И они там оба читали свои стихи, написанные специально по этому поводу.

— Ну, тогда молчу, — успокоился Яковлев.

Варвара тоже молчала. Список современных российских поэтов в ее голове иссяк. Ольга Борисовна выдержала многозначительную паузу. Затем с убийственной иронией изрекла:

— И это, Панова, все?

Ангельское лицо Варвары вдруг просияло. И она с очаровательной улыбкой ответила:

— Нет, не все. Еще есть Сергей Михалков. Он тоже жив.

— Ну, это скорей уже классика, — отмахнулась учительница. — Я имела в виду более молодое поколение. Тех, кто сейчас в расцвете творческих сил.

— Откуда ей знать, — вступился Луна за Варьку. — Сейчас стихов почти не печатают. Потому что это некоммерческая литература.

— Точно! — подтвердил Каменное Муму. — Вот у меня дядька пишет большие серьезные поэмы. Захотел напечататься. Так пришлось за свой счет.

— Тем более вам будет полезно познакомиться с замечательным современным поэтом Грипповым, — сказала Ольга Борисовна.

— Пусть приходит, — проявил великодушие все тот же наголо бритый белобрысый мальчик.

— За это тебе, Сеня Баскаков, большое персональное спасибо и от меня, и от Владимира Дионисовича Гриппова.

Про архитектора и художника она ничего определенного классу сказать не могла. По ее словам, возникло сразу несколько достойных кандидатур и окончательный состав ведущих спецкурса сейчас уточняется. Однако Ольга Борисовна заверила, что в любом случае ребят ждут «интересные и захватывающие лекции», а также «живой подход к истории мировой культуры».

— Жизнь покажет, — философски отнесся к ее уверениям Луна.

На этом первая часть классного часа закончилась. Ребята высыпали на перемену.

Оглавление

Из серии: Команда отчаянных

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадка бордового портфеля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я