Неточные совпадения
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с
действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили в
сторону из толпы обыкновенных людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
Но он держал их в резерве, признавая за ними весьма ценное качество — способность отводить человека далеко в
сторону от
действительности, ставить его над нею.
Он понимал, что у этих людей под критикой скрывается желание ограничить или же ликвидировать все попытки и намерения свернуть шею
действительности направо или налево, свернуть настолько круто, что критики останутся где-то в
стороне, в пустоте, где не обитают надежды и нет места мечтам.
— В сущности же, в основе романтизма скрыто стремление отойти в
сторону от
действительности, от злобы дня. Несколько грубовато, но очень откровенно сознался в этом романтик Карамзин...
Хотя он уже не с такою остротой, как раньше, чувствовал бесплодность своих исканий, волнений и тревог, но временами все-таки казалось, что
действительность становится все более враждебной ему и отталкивает, выжимает его куда-то в
сторону, вычеркивая из жизни.
Клим начал смотреть на Нехаеву как на существо фантастическое. Она заскочила куда-то далеко вперед или отбежала в
сторону от
действительности и жила в мыслях, которые Дмитрий называл кладбищенскими. В этой девушке было что-то напряженное до отчаяния, минутами казалось, что она способна выпрыгнуть из окна. Особенно удивляло Клима женское безличие, физиологическая неощутимость Нехаевой, она совершенно не возбуждала в нем эмоции мужчины.
— Ну, так что? — спросил Иноков, не поднимая головы. — Достоевский тоже включен в прогресс и в
действительность. Мерзостная штука
действительность, — вздохнул он, пытаясь загнуть ногу к животу, и, наконец, сломал ее. — Отскакивают от нее люди — вы замечаете это? Отлетают в
сторону.
Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую
сторону вопроса о свадьбе и увидел, что это, конечно, поэтический, но вместе и практический, официальный шаг к существенной и серьезной
действительности и к ряду строгих обязанностей.
С одной
стороны, она сознавала зыбкость своих надежд; с другой, воображение так живо рисовало картины пыток и истязаний, которые она обещала себе осуществить над мужем, как только случай развяжет ей руки, что она забывала ужасную
действительность и всем существом своим переносилась в вожделенное будущее.
И если эти лица и этот быт верны
действительности, то думают ли читатели, что те
стороны русского быта, которые рисует нам Островский, не стоят внимания художника?
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться общим выводом, что он верно изображает
действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его наблюдениям, до какой степени важны те
стороны фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он в них.
При последующих произведениях Островского, рядом с упреками за приторность в прикрашивании той пошлой и бесцветной
действительности, из которой брал он сюжеты для своих комедий, слышались также, с одной
стороны, восхваления его за самое это прикрашивание, а с другой — упреки в том, что он дагерротипически изображает всю грязь жизни.
И вот теперь, отходя как будто в
сторону от
действительности, глядя на нее откуда-то, точно из потайного угла, из щелочки, Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением.
Другие, напротив, не отрицают в нем остроты способностей, но при совершенном незнании
действительности, при страшной отвлеченности, при уродливом и тупом развитии в одну
сторону, с чрезвычайным происходящим от того легкомыслием.
Бельтов прошел в них и очутился в стране, совершенно ему неизвестной, до того чуждой, что он не мог приладиться ни к чему; он не сочувствовал ни с одной действительной
стороной около него кипевшей жизни; он не имел способности быть хорошим помещиком, отличным офицером, усердным чиновником, — а затем в
действительности оставались только места праздношатающихся, игроков и кутящей братии вообще; к чести нашего героя, должно признаться, что к последнему сословию он имел побольше симпатии, нежели к первым, да и тут ему нельзя было распахнуться: он был слишком развит, а разврат этих господ слишком грязен, слишком груб.
Оставим в
стороне события мирового значения и обратимся к нашей обыкновенной, будничной
действительности.
Сила искусства есть сила общих мест. Есть еще в произведениях искусства
сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше явлений жизни и
действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
Искусство только напоминает нам своими воспроизведениями о том, что интересно для нас в жизни, и старается до некоторой степени познакомить нас с теми интересными
сторонами жизни, которых не имели мы случая испытать или наблюдать в
действительности.
Итак, вообще, по сюжету, по типичности и полноте обрисовки лиц поэтические произведения далеко уступают
действительности; но есть две
стороны, которыми они могут стоять выше
действительности: это украшения и сочетание лиц с теми событиями, в которых они участвуют.
Отношение их к соответствующим
сторонам и явлениям
действительности таково же, как отношение гравюры к той картине, с которой она снята, как отношение портрета к лицу, им представляемому.
Литература сама еще не смеет подойти к
действительности и объявить себя на
стороне настоящего положения вещей; но уже с меньшей охотой, чем прежде, восхваляет она то, что противоречит естественному порядку дел.
Но вдруг опять… Сон это или
действительность? Копыта наших лошадей гулко стучат по деревянной настилке моста… По обеим
сторонам не камни, не река, не скалы с шумящими вверху деревьями, а перила моста и… фонари! Впереди какое-то двухэтажное здание с светящимися окнами и яркие цепочки фонарных огоньков уходят в перспективу улицы…
Крылья у ней кругловатые, желто-бурые, с черными пятнушками, правильно расположенными, как будто в графах; испод же крыльев, по Блуменбаху, «имеет на каждой
стороне по 21 пятну серебряному», но в
действительности цвет их похож не на серебро, а на перламутр.
По нашим соображениям вышло, что книжка Марка Вовчка верна русской
действительности, что рассказы его касаются чрезвычайно важных
сторон народной жизни и что в легких набросках его мы встречаем штрихи, обнаружившие руку искусного мастера и глубокое, серьезное изучение предмета.
В «Бедных людях», написанных под свежим влиянием лучших
сторон Гоголя и наиболее жизненных идей Белинского, г. Достоевский со всею энергией и свежестью молодого таланта принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной
действительности и в этом анализе умел выразить свой высоко гуманный идеал.
Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и переработывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые
стороны живой
действительности.
В
действительности мы знаем, что эта философская дедукция земли и неба совершается посредством фактических позаимствований у эмпирического бытия, которое отнюдь не соглашается быть только понятием [Совершенно справедливо замечает А. Древе в своих примечаниях к гегелевской философии религии: «Гегель отожествляет сознательное бытие не с сознательной
стороной бытия (Bewusst-Sein) или идеальным бытием, но непосредственно с реальным и приходит, таким образом, к чудовищному утверждению, что можно посредством конечного, дискурсивного, сознательного бытия продумать процесс абсолютного, вечного, досознательного и сверхсознательного мышления непосредственно как таковой.
В
действительности под этикетом абсолютной морали обожествляется одна определенная
сторона человеческого сознания.
В обществе проявилось желание иметь новые картины, захватывающие большие кругозоры и представляющие на них разом многообразные сцены современной
действительности с ее разнообразными элементами, взбаламученными недавним целебным возмущением воды и ныне оседающими и кристаллизующимися в ту или другую
сторону.
В
действительности изменение структуры сознания, прекращение объективации, создание общества свободных, которое мыслимо лишь для апофатической социологии, должно происходить ещё по сю
сторону.
Этот «ортодоксальный» марксизм, который в
действительности был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную
сторону марксизма, а его мессианскую, мифотворческую религиозную
сторону, допускающую экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской идеей.
Марья Петровна, между тем, окончательно пришла в себя и сначала с удивлением стала озираться по
сторонам, но это продолжалось лишь несколько мгновений — она вдруг вспомнила все. Страшная
действительность стала перед ней, как страшное привидение.
Теплота дружеских отношений к нему князя Дмитрия Павловича, худо скрытое восторженное обожание со
стороны княжны Лиды постепенно примиряли его с
действительностью.
Неизбежным последствием этого было то, что здесь допущены такие секты, каких в
действительности нет, и, с другой
стороны, виды сектаторства, которые на деле существуют, пропущены или смешаны между собой.