Неточные совпадения
― Вы говорите ― нравственное воспитание. Нельзя себе представить, как это трудно! Только что вы побороли одну
сторону, другие вырастают, и опять борьба. Если не иметь опоры в
религии, ― помните, мы с вами говорили, ― то никакой отец одними своими силами без этой помощи не мог бы воспитывать.
Он не участвовал в ночных оргиях с товарищами, которые, несмотря на строжайший присмотр, завели на
стороне любовницу — одну на восемь человек, — ни также в других шалостях, доходивших до кощунства и насмешек над самою
религиею из-за того только, что директор требовал частого хожденья в церковь и попался плохой священник.
Он никогда не задумывается о социальной
стороне той католической
религии, которую принимает, никогда не думает о связи католичества с мировой историей.
— Во всех
религиях одно только и вечно: это эстетическая
сторона, — говорил он, — отнимите вы ее — и
религии нет! Лютерство, исключившее у себя эту
сторону, не
религия, а бог знает что такое!
— Совершенно справедливо, все они — дрянь! — подтвердил Павел и вскоре после того, по поводу своей новой, как сам он выражался,
религии, имел довольно продолжительный спор с Неведомовым, которого прежде того он считал было совершенно на своей
стороне. Он зашел к нему однажды и нарочно завел с ним разговор об этом предмете.
В деле
религии он заявляет претензию, чтоб бог, без всяких с его
стороны усилий, motu proprio [по собственному почину] посылал ангелов своих для охраны его.
— С давних веков, — начал он, — существует для людей вопрос: что бывает с человеком после смерти его? Вопрос этот на первый взгляд может показаться праздным, ибо каждая
религия решает его по-своему; но, с другой
стороны, и существенным, потому что люди до сих пор продолжают об нем беспокоиться и думать.
Единственная вещь, которая могла озаботить Тарханова в его сношениях с Хаджи-Муратом, это — его привязанность к своей
религии, и он не скрывает, что Шамилю можно будет действовать на него с этой
стороны.
Лицемерие в наше время, поддерживаемое с двух
сторон: quasi-религией и quasi-нayкой, дошло до таких размеров, что если бы мы не жили среди него, то нельзя бы было поверить, что люди могут дойти до такой степени самообмана. Люди дошли в наше время до того удивительного положения, что так огрубело сердце их, что они глядят и не видят, слушают и не слышат и не разумеют.
Учение это, по мнению людей науки, заключающееся только в его догматической
стороне — в учении о троице, искуплении, чудесах, церкви, таинствах и пр. — есть только одна из огромного количества
религий, которые возникали в человечестве и теперь, сыграв свою роль в истории, отживает свое время, уничтожаясь перед светом науки и истинного просвещения.
Приготовьтесь к этому и примите какие-нибудь с своей
стороны меры против того: главное, внушите ему, что ревновать ему вас ко всякому встречному и поперечному не подобает даже по
религии его, — это, мне кажется, больше всего может его обуздать».
Из такого мнения Домны Осиповны Бегушев заключил, что настоящего религиозного чувства в ней совсем не было и что она, не отдавая себе отчета, признавала
религию только с формальной и утилитарной
стороны, а это, по его мнению, было хуже даже, чем безверие нигилистов: те, по крайней мере, веруют в самый принцип безверия.
Туманная, наклонная к созерцанию и мистицизму фантазия германских народов развернулась во всем своем бесконечном характере, приняв в себя и переработав христианство; но с тем вместе она придала
религии национальный цвет, и христианство могло более дать, нежели романтизм мог взять; даже то, что было взято ею, взято односторонно и, развившись — развилось на счет остальных
сторон.
Нападения их вызвали со
стороны Овэна протестацию, которая явилась под следующим заглавием: «Манифест Роберта Овэна, изобретателя и основателя системы разумного общества и
религии».
Это была эстафета от полковника Пшецыньского, который объяснял, что, вследствие возникших недоразумений и волнений между крестьянами деревни Пчелихи и села Коршаны, невзирая на недавний пример энергического укрощения в селе Высокие Снежки, он, Пшецыньский, немедленно, по получении совместного с губернатором донесения местной власти о сем происшествии, самолично отправился на место и убедился в довольно широких размерах новых беспорядков, причем с его
стороны истощены уже все меры кротости, приложены все старания вселить благоразумие, но ни голос совести, ни внушения власти, ни слова святой
религии на мятежных пчелихинских и коршанских крестьян не оказывают достодолжного воздействия, — «а посему, — писал он, — ощущается необходимая и настоятельнейшая надобность в немедленной присылке военной силы; иначе невозможно будет через день уже поручиться за спокойствие и безопасность целого края».
Конечно, для философии
религия должна казаться ниже ее, как не-философия, но эта, так сказать, профессиональная оценка ничего не изменяет в иерархическом положении
религии, которая имеет дело со всем человеком, а не с одной только его
стороной, и есть жизненное отношение к божественному миру, а не одно только мышление о нем.
В действительности мы знаем, что эта философская дедукция земли и неба совершается посредством фактических позаимствований у эмпирического бытия, которое отнюдь не соглашается быть только понятием [Совершенно справедливо замечает А. Древе в своих примечаниях к гегелевской философии
религии: «Гегель отожествляет сознательное бытие не с сознательной
стороной бытия (Bewusst-Sein) или идеальным бытием, но непосредственно с реальным и приходит, таким образом, к чудовищному утверждению, что можно посредством конечного, дискурсивного, сознательного бытия продумать процесс абсолютного, вечного, досознательного и сверхсознательного мышления непосредственно как таковой.
Что вы знаете или мните о природе вещей, лежит далеко в
стороне от области
религии: воспринимать в нашу жизнь и вдохновляться в этих воздействиях (вселенной) и в том, что они пробуждают в нас, всем единичным не обособленно, а в связи с целым, всем ограниченным не в его противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что есть
религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть в природу и субстанцию вещей, есть уже не
религия, а некоторым образом стремится быть наукой…
Религия, которая останавливается на мистицизме и равнодушна к религиозному познанию, дефектна, она склоняется, с одной
стороны, к эвдемонизму, к услаждению своим мистическим экстазом, а с другой — легко подпадает влиянию какой-либо церковной ортодоксии (в глазах Гартмана — смертный грех).
Религиозная жизнь, по IIIлейермахеру, является третьей
стороной жизни, существующей рядом с двумя другими, познанием и действованием, и выражает собой область чувства, ибо «такова самобытная область, которую я хочу отвести
религии, и притом всецело ей одной… ваше чувство… вот ваша религиозность… это не ваши познания или предметы вашего познания, а также не ваши дела и поступки или различные области вашего действования, а только ваши чувства…
Религия основывается не на смутном и неопределенном ощущении Божества вообще или трансцендентного мира вообще, к чему сводит ее, с одной
стороны, адогматическая мистика и Gefühlstheologie, с другой — рационалистическое просветительство, но на некотором, вполне определенном знании этого мира, самооткровении Божества.
Это есть не только отношение духа к абсолютному духу, но сам абсолютный дух относит себя к тому, что мы положили на другой
стороне как различие; и выше
религии есть, стало быть, идея духа, который относится к самому себе, есть самосознание абсолютного духа…
Религиозный алогизм Шлейермахера, являющийся следствием его имманентизма, вызвал гневную и резкую критику со
стороны представителя противоположного, панлогического полюса в имманентизме — именно Гегеля, для которого
религия покрывается областью логического мышления.
Объект
религии, Бог, есть нечто, с одной
стороны, совершенно трансцендентное, иноприродное, внешнее миру и человеку, но, с другой, он открывается религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием.
С другой
стороны, признаком незрелости или же болезненного упадка является индивидуализм в
религии.
Связь же между
религией и другими
сторонами жизни духа, которая несомненно существует, имеет не первообразный, но производный, не онтологический, но психологический характер.
Со
стороны науки это было бы лишь выражением полнейшего религиозного индифферентизма и даже нигилизма, и, наоборот, научное изучение
религии является выражением своеобразного научного благочестия.
Сказанное дает основание и для суждения о пределах религиозного гнозиса, или вообще о гностическом направлении в
религии, которое всегда существовало, в настоящее же время проявляется с наибольшею силой, с одной
стороны, в метафизическом рационализме, а с другой — в так называемом теософическом движении, точнее, в современном оккультизме.
Для нас интересна здесь та
сторона учения Шлейермахера, в которой он наиболее оригинален, а таковой является его религиозная гносеология чувства И над всеми его «Речами о
религии» веет скептически-пантеистическим исповеданием Фауста: полуверой, полуневерием — под предлогом непознаваемости.
«Речи о
религии» сделались событием и явились делом мужества и энтузиазма со
стороны их автора, который, впрочем, подчинялся в них влиянию немецкого романтизма, а еще более — немецкого пиетизма.
Эстетизм в
религии обычно принимает форму исключительного преобладания литургической
стороны.
— Mesdam'oчки, — продолжала она сквозь смех, обращаясь к подругам, — она, наверное, татарка, а татарская
религия запрещает есть свинину… Ты можешь радоваться, Иванова, — добавила она в
сторону белокурой маленькой толстушки, — каждый раз, как будут подавать свиные котлеты, Джаваха отдаст тебе свою порцию.
За это на Хехлунда очень резко напали, он подвергся очень дурному обращению со
стороны Ярославского, [См. Ярославский «На антирелигиозном фронте» и «Против
религии и церкви».] главного специалиста по антирелигиозной пропаганде, ему объяснили, что
религия не есть частное дело внутри коммунизма.
Революция была для них
религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической
стороной жизни.
И потому хитрый еврей в деле
религии держался сам в оборонительном положении против Антона; зато спешил вознаградить себя с другой
стороны.
В бунте подпольного человека и Ивана Карамазова против грядущей мировой гармонии, против
религии прогресса Достоевский видит положительную правду, она на их
стороне, он сам бунтует.
— Это, дочь моя, только одна
сторона вопроса, другая заключается в том, чтобы граф повлиял на свою будущую жену в смысле торжества католической
религии и чтобы от сближения с ней графа Кутайсова не пострадали наши интересы и высокие цели приведения России на истинный путь единой римско-католической
религии…
Это не значит, что в новом средневековье обязательно количественно победит
религия истинного Бога,
религия Христа, но это значит, что в эту эпоху вся жизнь со всех своих
сторон становится под знак религиозной борьбы, религиозной поляризации, выявления предельных религиозных начал.
Эти две
стороны всякого учения находятся во всех
религиях мира.
Ибо то, что с точки зрения наблюдения, разум и воля суть только отделения (sécrétion) мозга, и то, что человек, следуя общему закону, мог развиться из низших животных в неизвестный период времени, уясняет только с новой
стороны тысячелетия тому назад признанную всеми
религиями и философскими теориями, истину о том, что с точки зрения разума человек подлежит законам необходимости, но ни на волос не подвигает разрешение вопроса, имеющего другую, противоположную
сторону, основанную на сознании свободы.
Он отменяет автономный и секулярный принципы новой истории, он требует «сакрального» общества, «сакральной» культуры, подчинения всех
сторон жизни
религии диавола,
религии антихриста.
И потому, если
религия дает ложный смысл жизни, то наука, воспитанная в этом религиозном миросозерцании, будет с разных
сторон прикладывать этот ложный смысл к жизни людей.
Религия открывает смысл жизни людей, а наука прилагает этот смысл к различным
сторонам жизни.