Неточные совпадения
— Я утверждаю: сознание необходимости
социальной дисциплины, чувство солидарности классов возможны только при наличии правильно и единодушно понятой национальной
идеи. Я всегда говорил это… И до той поры, пока этого не будет, наша молодежь…
Они раздражали его тем, что осмеливались пренебрежительно издеваться над
социальными вопросами; они, по-видимому, как-то вырвались или выродились из хаоса тех
идей, о которых он не мог не думать и которые, мешая ему жить, мучили его.
Что искусство, что самая слава перед этими сладкими бурями! Что все эти дымно-горькие, удушливые газы политических и
социальных бурь, где бродят одни
идеи, за которыми жадно гонится молодая толпа, укладывая туда силы, без огня, без трепета нерв? Это головные страсти — игра холодных самолюбий,
идеи без красоты, без палящих наслаждений, без мук… часто не свои, а вычитанные, скопированные!
Из всеобщей политики и из
социальных вопросов я почти ничего не мог из него извлечь, а эти-то вопросы, ввиду моей «
идеи», всего более меня и тревожили.
Социальная утопия Маркса, не менее чем Фурье, заключает в себе
идею совершенного, гармонического состояния общества, т. е. веру в то, что таким может быть царство Кесаря.
Но это
идея эзотерическая, на большей глубине христианство есть религия осуществления Царства Божьего, индивидуального,
социального и космического преображения.
По замыслу своей книги я буду интересоваться не метафизической
идеей свободы по существу, а главным образом ее последствиями в жизни
социальной.
Она верит в
идеи, которые господствовали на Западе более пятидесяти лет тому назад, она все еще серьезно способна исповедовать позитивистическое миросозерцание, старую теорию
социальной среды и т. п.
Отвращение от конкретной сложности общественно-политических задач бывает у нас часто результатом моноидеизма, когда человек целиком захвачен одной какой-нибудь
идеей, моральной или религиозной или
социальной, но непременно в смысле спасения человечества одним каким-нибудь способом, одним путем.
И еще года два после я был под влиянием
идей мистически-социальных, взятых из Евангелия и Жан-Жака, на манер французских мыслителей вроде Пьера Леру.
Я также и сейчас думаю, что равенство есть метафизически пустая
идея и что
социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве.
Но это произошло лишь в части интеллигенции, большая часть ее продолжала жить старыми материалистическими и позитивистическими
идеями, враждебными религии, мистике, метафизике, эстетике и новым течениям в искусстве, и такую установку считали обязательной для всех, кто участвует в освободительном движении и борется за
социальную правду.
Подводя итоги русской мысли XIX в. на
социальную тему, русским исканиям
социальной правды, можно сказать, что в России вынашивалась
идея братства людей и народов.
Он совсем неспособен ставить вопрос о Боге по существу, отрешаясь от тех
социальных влияний, которые искажали человеческую
идею о Боге.
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем
социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Гораздо более центральной и характерной для русской
идеи, для русского стремления к осуществлению
социальной правды является фигура Н. Федорова, но он принадлежит более к началу XX в., чем к XIX в.
На
идее Богочеловечества лежит печать
социальной и космической утопии, которой вдохновлялся Вл. Соловьев.
Мировая
социальная катастрофа, наступление социалистического рая — все это вывернутая наизнанку религиозная
идея конца истории, начало уже сверхисторического.
В последние два дня он имел с ним два таинственных и экстренных разговора, весьма, впрочем, сбивчивых, но из которых Илья Ильич все-таки усмотрел, что начальство крепко уперлось на
идее о прокламациях и о подговоре шпигулинских кем-то к
социальному бунту, и до того уперлось, что, пожалуй, само пожалело бы, если бы подговор оказался вздором.
Изменение же этих политических,
социальных и экономических условий совершается посредством отчасти служения правительству и внесения в него либеральных и прогрессивных начал, отчасти содействием развитию промышленности и распространению социалистических
идей и, главное, распространением научного образования.
В 50-х годах XIX столетия бабиды были перерезаны, замучены, вожди их истреблены, и практическое влияние силы западноевропейских
идей на
социальный быт Востока снова стало ничтожно, незаметно вплоть до начала XX века. Проповедь научного мышления в Турции, Персии, Китае, — не говоря о Монголии, — до сих пор не дает осязательных результатов, являясь как бы лучеиспусканием в пустоту.
К сожалению, нет ничего общего между феодальным монархизмом с его определенным началом, с его прошлым, с его
социальной и религиозной
идеею, и наполеоновским деспотизмом петербургского царя, имеющим за себя лишь печальную историческую необходимость, преходящую пользу, не опирающимся ни на какое нравственное начало.
Эти-то платоновские идеи-качества ведомы и мифологическому сознанию народа и отразились в его сагах, сказках, фольклоре: отсюда происходят чары, заклинания, наговоры, отсюда тотемы [Тотем — класс (а не особь) объектов или явлений природы, которому первобытная
социальная группа людей, род, племя, иногда отдельный человек оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанными и по имени которого себя называют.
На человеческих
идеях о Боге отразились
социальные отношения людей, отношения рабства и господства, которыми полна человеческая история.
Эта тирания
идей может стать основой государственного и
социального строя.
Идея вечного ада как справедливого воздаяния за ложные догматические мнения и ереси есть одно из самых жалких и безобразных порождений торжествующей
социальной обыденности.
Сущность развития, разворачивания, усовершенствования заключается в том, что оно закрывает первородность человеческих
идей и чувств, первичность интуиции, что она окутывает их и удушает вторичными эмоциями,
социальными наслоениями и делает почти невозможным прорваться к ним.
Идея вечного блаженства и вечных мук, спасения и гибели остается экзотерической
идеей, преломлением откровения божественной жизни в
социальной обыденности.
В основании
социального утопизма лежит переживание древней хилиастической
идеи и упования.
Моральные
идеи имеют
социальное происхождение и развиваются по
социальным законам, определяющимся обществом.
Совершенная социализация человека, связанная с
идеей совершенного
социального строя, и совершенная регуляция всей человеческой культуры могут привести к новому и окончательному порабощению человеческой личности.
Если было время, когда устрашающая
идея ада удерживала
социальную обыденность в церкви, то теперь наступило время, когда эта
идея может лишь помешать войти в церковь.
Нравственный акт и оценка личности окутаны
социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых
идей, и до свободного и чистого нравственного суждения тут невозможно добраться.
И это было, в сущности, верно.
Идеи,
социальные вопросы, политические мечты и упования отвлекли его совсем от интересов и работы беллетриста.
Но очень характерно для раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного
социального движения вдохновлялись совсем не теми
идеями, которые господствовали в верхнем слое русской культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Она стала восприимчивой ко всякого рода
идеям, к духовным и
социальным движениям.
Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно
идеями, и притом
идеями социального характера.
Временное правительство возложило свои надежды на учредительное собрание,
идее которого было доктринерски предано, оно в атмосфере разложения, хаоса и анархии хотело из благородного чувства продолжать войну до победного конца, в то время как солдаты готовы были бежать с фронта и превратить войну национальную в войну
социальную.
Русские романтики-идеалисты 40-х годов бежали от
социальной действительности в мир мысли, фантазии, литературы, в отраженный мир
идей.
Но
идея «
социального заказа» продолжала господствовать над интеллигентским сознанием.
Идея «
социального заказа» в искусстве и литературе в писаревщине утверждалась даже в более крайней форме, чем в коммунизме.
Если это незначительное меньшинство целиком одержимо титанической
идеей пролетариата, если его революционная воля экзальтирована, если оно хорошо организовано и дисциплинировано, то оно может совершать чудеса, может преодолеть детерминизм
социальной закономерности.
Но самый большой парадокс в судьбе России и русской революции в том, что либеральные
идеи,
идеи права, как и
идеи социального реформизма, оказались в России утопическими.
В коммунизме есть также верная
идея, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать
социальную и космическую жизнь.
По душевной своей структуре он имел в себе типически интеллигентские черты, он был нетерпимым фанатиком, склонен к сектантству, беззаветно увлечен
идеями, постоянно вырабатывал себе мировоззрение не из потребности чистого знания, а для обоснования своих стремлений к лучшему, более справедливому
социальному строю.
И потому во имя жизненного идеализма, во имя осуществления
социальной правды начали утверждать грубый материализм и утилитаризм, отрицать все возвышенные
идеи, всякую возвышенную риторику.
Интеллигенция всегда была увлечена какими-либо
идеями, преимущественно
социальными, и отдавалась им беззаветно.
Аскетическая метафизика, подменившая
идею Царства Божьего
идеей личного спасения, оказалась вместе с тем
социальным приспособлением к условиям этого «мира», она разом и отрицала «мир» как греховный, и принимала «мир» как неизменный.
Кроме того, в доме Зееманов перед москвичом Хрущевым открылся другой мир: мир отвлеченных
идей,
социальных и государственных проектов, долженствовавших, якобы, облагодетельствовать Россию, поставить ее на равную ступень с государствами Западной Европы в государственном отношении. Чад этих громких фраз отуманил молодого корнета, как отуманил многих, мнивших себя благодетелями своей родины и превратившихся вскоре в гнусных преступников…
Они одинаково выражают
идею социального эвдемонизма.]