Неточные совпадения
Газеты большевиков раздражали его еще более сильно, раздражали и враждебно тревожили. В этих газетах он чувствовал явное намерение поссорить его с самим собою, ‹убедить его в безвыходности положения страны,› неправильности всех его
оценок, всех навыков мысли. Они действовали иронией, насмешкой, возмущали грубостью языка, прямолинейностью мысли. Их материал освещался
социальной философией, и это была «система фраз», которую он не в силах был оспорить.
— Вульгарная речь безграмотного епископа не может оскорбить нас, не должна волновать. Лев Толстой — явление глубочайшего этико-социального смысла, явление, все еще не получившее правильной, объективной
оценки, приемлемой для большинства мыслящих людей.
Ориентация жизни сделалась
социальной по преимуществу, ей были подчинены все другие
оценки.
Настоящее
социальное освобождение и заключалось бы как раз в возможности индивидуального, личного сознания, мышления,
оценки.
Оценка есть путь познания так называемых наук о духе, но эта
оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях природы, но и в явлениях психических и
социальных.
Н. Михайловский был совершенно прав, когда он восставал против перенесения методов естественных наук в науки
социальные и настаивал на том, что в социологии неизбежны
оценки.
В этюдах «Герои и толпа» и «Патологическая магия» он употребляет метод психологического вживания, что нужно решительно отличать от нравственных
оценок социальных явлений.
Я и сейчас после долгого пути узнаю в себе эти первоначальные
оценки исторической и
социальной действительности, эту свободу от навязанных
социальных традиций, от моральных предрассудков благомыслящих людей, это отвращение к насилию, «правому» и «левому».
Ещё может быть важнее понять, откуда я получил первоначальные толчки в моём отношении к окружающей
социальной действительности, в моих моральных
оценках окружающего мира.
Очень разной
оценке подлежат метафизическая и духовная сторона социализма и его
социальная и экономическая сторона.
Личный же аристократизм есть как раз свобода
оценок и движений, несвязанность, независимость от
социальной среды.
Социальные влияния и внушения искажают религиозные верования, нравственные
оценки, самое познание человека.
Кто испытывает страх перед традиционными нравственными понятиями и
оценками, всегда имеющими
социальный источник, тот не способен к этическому познанию, ибо этическое познание есть нравственное творчество.
Социальная этика делает невозможным первородный и девственный нравственный акт и
оценку.
Если бы был доказан
социальный генезис различения между добром и злом, то этим нисколько не решался бы и даже не затрагивался бы вопрос об этической
оценке.
Социальная этика XIX и XX веков, которая в жизни общества видит источник нравственных различений и
оценок и утверждает
социальный характер добра и зла, совершенно явно вращается в порочном кругу.
Человек свободный, не определяющийся в своих
оценках наслоениями
социальной среды, поставлен перед внутренним столкновением ценностей и перед неизбежностью совершить свободный и творческий выбор.
Между тем как суждение и
оценки чистой этики должны быть освобождены тут от власти
социальной обыденности, т. е. в принципе этика должна быть десоциализирована и индивидуализирована.
Нравственный акт и
оценка личности окутаны
социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых идей, и до свободного и чистого нравственного суждения тут невозможно добраться.
Это не значит, что для того, чтобы нравственное суждение было правдивым, свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех
социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в
оценках давящих ее
социальных группировок.
Но, прибавлю я,
оценку этого
социального недуга, которую дает кузен героини, считаю я и теперь правильной.
Проницательно заметив, что"к концу XIX века торгово-промышленная Москва сделалась, в одно и то же время, и Манчестером, и Лондоном, и Нью-Йорком", Боборыкин большую часть своих рассуждений отдал
оценке двух основных, с его точки зрения, движущих
социальных сил московского общества: дворянства (как вариант — чиновничества) и купечества, — а также
оценке перспектив их возможного, уже намечающегося взаимодействия...
Властителями дум интеллигенции 70-х годов были П. Лавров и Н. Михайловский, защитники так называемой субъективной социологии, т. е. точки зрения, которая признает необходимым для социологии производить нравственную
оценку социальных явлений.
Монах может двадцать лет сидеть в затворе, может весь отдаться аскетическим упражнениям, молиться большую часть дня и тем не менее находиться в ужасном обскурантизме ума, обскурантизме нравственных
оценок социальной жизни, в нем может быть очень слабая степень гуманизации.
Демократизм в метафизическом смысле этого слова отвергает не только ложную иерархию
социальных положений, иерархию косных
оценок, но и подлинную, внутреннюю метафизическую иерархию мира, на которой покоится все качественное и индивидуальное.
И социалисты, материалисты принуждены признать, что «буржуазность» есть известная психическая настроенность, известная жизненная
оценка, не столько состояние
социальной материи, сколько отношение к ней человеческого духа.