Неточные совпадения
Настала одна из ясных
сознательных минут в
жизни Обломова.
Но ведь
сознательное достижение этой высоты — путем мук, жертв, страшного труда всей
жизни над собой — безусловно, без помощи посторонних, выгодных обстоятельств, дается так немногим, что — можно сказать — почти никому не дается, а между тем как многие, утомясь, отчаявшись или наскучив битвами
жизни, останавливаются на полдороге, сворачивают в сторону и, наконец, совсем теряют из вида задачу нравственного развития и перестают верить в нее.
Райский видел, что Козлов взглянул наконец и на близкую ему
жизнь тем же
сознательным и верным взглядом, каким глядел на
жизнь древних, и что утешить его нечем.
Сознательное согласие на секуляризацию
жизни есть согласие на жертву, на отречение от прекрасных и возвышенных обманов.
Это может показаться странным, но я и теперь еще сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей
жизни и что, только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному,
сознательному и страстному отрицанию его.
Это было глупо, но в этот вечер все мы были не очень умны. Наша маленькая усадьба казалась такой ничтожной под налетами бурной ночи, и в бесновании метели слышалось столько
сознательной угрозы… Мы не были суеверны и знали, что это только снег и ветер. Но в их разнообразных голосах слышалось что-то, чему навстречу подымалось в душе неясное, неоформленное, тяжелое ощущение… В этой усадьбе началась и погибла
жизнь… И, как стоны погибшей
жизни, плачет и жалуется вьюга…
Уже в период довольно
сознательной моей
жизни случился довольно яркий эпизод этого рода.
И когда я опять произнес «Отче наш», то молитвенное настроение затопило душу приливом какого-то особенного чувства: передо мною как будто раскрылась трепетная
жизнь этой огненной бесконечности, и вся она с бездонной синевой в бесчисленными огнями, с какой-то
сознательной лаской смотрела с высоты на глупого мальчика, стоявшего с поднятыми глазами в затененном углу двора и просившего себе крыльев… В живом выражении трепетно мерцающего свода мне чудилось безмолвное обещание, ободрение, ласка…
Сознательный переход от отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной
жизни духа, не философии чувства, а философии органического духа, раскрывает возможность положительного решения проблем реальности, свободы, личности.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в
сознательном отвлечении познания от целостного процесса
жизни.
Мы не хотим никому навязывать своих мнений; но нам кажется, что Островский погрешил бы против правды, наклепал бы на русскую
жизнь совершенно чуждые ей явления, если бы вздумал выставлять наших взяточников как правильно организованную,
сознательную партию.
Говоря по совести, никто из нас не встречал в своей
жизни мрачных интриганов, систематических злодеев,
сознательных иезуитов.
Если в ту секунду, то есть в самый последний
сознательный момент пред припадком, ему случалось успевать ясно и сознательно сказать тебе: «Да, за этот момент можно отдать всю
жизнь!», — то, конечно, этот момент сам по себе и стоил всей
жизни.
Здесь был только зоологический Розанов, а был еще где-то другой, бесплотный Розанов, который летал то около детской кроватки с голубым ситцевым занавесом, то около постели, на которой спала женщина с расходящимися бровями, дерзостью и эгоизмом на недурном, но искаженном злостью лице, то бродил по необъятной пустыне, ловя какой-то неясный женский образ, возле которого ему хотелось упасть, зарыдать, выплакать свое горе и, вставши по одному слову на ноги, начать наново
жизнь сознательную, с бестрепетным концом в пятом акте драмы.
Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую
жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте
сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту.
— Постой! это другой вопрос, правильно или неправильно поступали французы. Речь идет о том, имеет ли француз настолько
сознательное представление об отечестве, чтобы сожалеть об утрате его, или не имеет его? Ты говоришь, что у французов, вместо
жизни духа — один канкан; но неужели они с одним канканом прошли через всю Европу? неужели с одним канканом они офранцузили Эльзас и Лотарингию до такой степени, что провинции эти никакого другого отечества, кроме Франции, не хотят знать?
Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей
жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворенное, почти
сознательное.
Как бы то ни было, но для нас, мужей совета и опыта, пустяки составляют тот средний жизненный уровень, которому мы фаталистически подчиняемся. Я не говорю, что тут есть
сознательное"примирение", но в существовании"подчинения"сомневаться не могу. И благо нам. Пустяки служат для нас оправданием в глазах сердцеведцев; они представляют собой нечто равносильное патенту на
жизнь, и в то же время настолько одурманивают совесть, что избавляют от необходимости ненавидеть или презирать…
Среди русского народа, в котором, особенно со времени Петра I, никогда не прекращался протест христианства против государства, среди русского народа, в котором устройство
жизни таково, что люди общинами уходят в Турцию, в Китай, в необитаемые земли и не только не нуждаются в правительстве, но смотрят на него всегда как на ненужную тяжесть и только переносят его как бедствие, будь оно турецкое, русское или китайское, — среди русского народа в последнее время стали всё чаще и чаще появляться случаи христианского
сознательного освобождения отдельных лиц от подчинения себя правительству.
Движение вперед человечества совершается не так, что лучшие элементы общества, захватив власть, употребляя насилие против тех людей, которые находятся в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от
сознательной духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому отношению к
жизни.
Я думал, что ее существо, может быть, отмечено особым законом, перебирающим
жизнь с властью
сознательного процесса, и что, став в тень подобной судьбы, я наконец мог бы увидеть Несбывшееся.
Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом,
сознательной радостью
жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью.
Иногда он забывал этот вновь открытый им рецепт счастия и считал себя способным слиться с
жизнью дяди Ерошки; но потом вдруг опоминался и тотчас же хватался за мысль
сознательного самоотвержения и на основании ее спокойно и гордо смотрел на всех людей и на чужое счастие.
Во всей природе видит дикарь человекоподобную
жизнь, все явления природы производит от
сознательного действия человекообразных существ Как он очеловечивает ветер, холод, жар (припомним нашу сказку о том, как спорили мужик-ветер, мужик-мороз, мужик-солнце, кто из них сильнее), болезни (рассказы о холере, о двенадцати сестрах-лихорадках, о цынге; последний — между шпицбергенскими промышленниками), точно так же очеловечивает он и силу случая.
Но с течением времени, по мере
сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к
жизни, получал новое значение.
Он исчез так же быстро, как явился, оставив воспоминанием о своих смеющихся глазах довольные улыбки на лицах Орловых, — они были смущены набегом
сознательной энергии в их тёмную
жизнь.
В первое время
жизни младенец не имеет
сознательной деятельности.
И в этом-то пробуждении человеческого сознания всего более заслуживает наше сочувствие, и возможностью подобных
сознательных движений он искупает ту противную, апатичную робость и безответность, с которою всю
жизнь подставляет себя чужому произволу и всякой обиде.
Следовательно, и тот и другой сорт людей — не большая находка для общества, которое хочет
жизни и деятельности
сознательной и самобытной.
Эта переработка фактов постоянно совершается в самой
жизни; но для [ускорения и] большей полноты
сознательной работы общества может быть полезна и беллетристика, и полезна тем более, чем больше художественной полноты и силы будут иметь ее образы.
Не могу сказать, отчего это, но знаю, для чего: для того, чтобы
сознательный, разумный человек переносил свою
жизнь из
жизни телесной в
жизнь духовную.
Воплотившийся Бог до конца разделил судьбу испорченного грехом мира и человека, до крестной муки и смерти [«На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел, еси ищай» (Утреня Великой Субботы, Похвалы, статья первая, ст. 25).], и все отдельные моменты земной
жизни Спасителя представляют как бы единый и слитный акт божественной жертвы [Интересную литургическую иллюстрацию этой мысли мы имеем в том малоизвестном факте, что богослужения пред Рождеством Христовым включают в себя
сознательные и преднамеренные параллели богослужению Страстной седмицы, преимущественно Великой Пятницы и Субботы, и отдельные, притом характернейшие песнопения воспроизводятся здесь лишь с необходимыми и небольшими изменениями.
И под наплывом первого крупного разочарования
жизнью исчезало недавнее детство и в душе подростка, а более
сознательная пора юности спешила ему на смену.
«Всякая великая философия, — говорит Ницше, — представляла до сих пор самопризнание ее творца и род невольных, бессознательных мемуаров…
сознательное мышление даже у философа в большей своей части ведется и направляется на определенные пути его инстинктами. И позади всякой логики и кажущейся самопроизвольности ее движения стоят оценки, точнее говоря, физиологические требования сохранения определенного рода
жизни».
«Иногда Оленин забывал вновь открытый им рецепт счастья и считал себя способным слиться с
жизнью дяди Ерошки, но потом вдруг опоминался и тотчас же хватался за мысль
сознательного самоотвержения».
Интуиция, то есть инстинкт, который не имел бы практического интереса, который был бы
сознательным по отношению к себе, способным размышлять о своем объекте и бесконечно расширять его, такой инстинкт ввел бы нас в самые недра
жизни».
Наши мысли о
жизни, наши нахождения тайно и незаметно для нас определяются чем-то, лежащим вне нашего сознания.
Сознательное «я» думает, ищет, обретает дорогу, победительно вступает на нее — и не подозревает, что его все время толкал именно в этом направлении его неучитываемый «Сам», великий разум его тела. Человек смотрит на мир, думает, что можно верить своим глазам…
Если в самый последний
сознательный момент перед припадком ему случалось успевать ясно и сознательно сказать себе: «да, за этот момент можно отдать всю
жизнь!» — то, конечно, этот момент сам по себе и стоил всей
жизни».
Наша «
сознательная»
жизнь от рождения до смерти заключает в себе грозящие и сновидческие состояния, предвосхищающие адский кошмар.
Это мы постоянно наблюдаем в
жизни семейств, где всякого рода бессознательные состояния ревности, зависти, обиды, властолюбия и жажды господства в
сознательных отношениях, словах и поступках выражаются неискренне и лживо, ищут фиктивных поводов и отводов, прикрываются внешне совсем не тем, что есть внутри.
Разврат, или стремление к половым наслаждениям, целиком порожден сознанием, внесением
сознательного элемента в бессознательную
жизнь пола.
Это был лучший день в моей
жизни. Это было первое настоящее,
сознательное счастье, и я наслаждалась им всем моим юным сердечком…
Ограничения человеческих потребностей требует не только христианство, не только духовное возрождение человека, но всякое
сознательное отношение к
жизни, всякая поставленная себе человеком цель.
Тут Александр Васильевич Суворов впервые видел русские войска в настоящем деле, и в душе его сложилось убеждение, что с ними можно легко победить весь мир. Тут впервые назвал он русского солдата «чудо-богатырем» и это название сохранил за ним всю свою
жизнь, так как не имел случая ни разу убедиться в его неправильности. Русские дрались с тем
сознательным одушевлением, которое уже одно дает верный залог победы.
Творчество — внежизненно, оно есть
сознательная жертва
жизнью,
сознательное ограничение
жизни.
Начинается внутренняя, совместная, интимная
жизнь человека с Богом,
сознательная причастность человека к Божественной природе.
За
жизнью сознательной у него всегда скрыта
жизнь подсознательная, и с нею связаны вещие предчувствия.
В сфере религиозной
сознательный социалистический пролетариат усвоил себе старый буржуазный атеизм и старую буржуазную материалистическую философию, в сфере моральной — старую буржуазную утилитарную мораль, в сфере
жизни художественной он унаследовал буржуазную отчужденность от красоты, буржуазную нелюбовь к символизму и буржуазную любовь к реализму.
Ход русской революции обнаружил, что основной и насущной нашей потребностью является потребность в просвещении, в знании, в более
сознательном отношении к общественной
жизни.
Христианское учение во всем его истинном значении, как оно всё более и более выясняется в наше время, состоит в том, что сущность
жизни человеческой есть
сознательное всё большее и большее проявление того начала всего, признак проявления которого в нас есть любовь, и что поэтому сущность
жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь.