Неточные совпадения
Мне представляется эта
современная направленность поражением
духа, упадочностью, смертобожничеством.
Его благородная душа, душа средневековая и католическая, в глубине своей неизменно благочестивая, но слабая и безвольная, слишком исключительно чувственная, была изъязвлена оскорбительностью
современной культуры, пошлостью
современной Франции, уродством жизни, буржуазным
духом эпохи.
Скорее можно было бы назвать схоластикой отвлеченную философию и
современную гносеологию, так как они порвали с
духом жизни, жизни себя противопоставили.
Параграф:"В чем заключается
современное повреждение?" — гласил так:"Всякому времени особливое повреждение свойственно; так, при блаженной памяти императрице Екатерине II введены были фижмы и господствовал геройский
дух, впоследствии же к сему присоединилась наклонность к военным поселениям.
— Messieurs, последнее слово этого дела — есть всепрощение. Я, отживший старик, я объявляю торжественно, что
дух жизни веет по-прежнему и живая сила не иссякла в молодом поколении. Энтузиазм
современной юности так же чист и светел, как и наших времен. Произошло лишь одно: перемещение целей, замещение одной красоты другою! Все недоумение лишь в том, что прекраснее: Шекспир или сапоги, Рафаэль или петролей?
«Господи! что, — думаю, — за несчастье: еще какой такой Филимон угрожает моей робкой родине?» Но оказывается, что этот новый злополучный Филимон этого нового, столь прекрасного и либерального времени есть разыскиваемый в зародыше Русский
дух, или, на бонтонном языке
современного бонтона, «дурная болезнь» нашего времени, для запугивания которого ее соединяют в одну семью со всеми семью язвами Египта.
Шишкин. А-а! В этом случае — еще могу поздравить… Но, вообще говоря, это не умная штука — жениться, выходить замуж и прочее в этом
духе… Брак при
современных условиях…
На Западе война против
современной науки представляет известные элементы
духа народного, развившиеся веками и окрепнувшие в упрямой самобытности; им вспять идти не позволяют воспоминания: таковы, например, пиетисты в Германии, порожденные односторонностию протестантизма.
Теория Шлейермахера, выражаясь
современным философским языком, есть воинствующий психологизм, ибо «чувство» утверждается здесь в его субъективно-психологическом значении, как сторона
духа, по настойчиво повторяемому определению Шлейермахера (см. ниже), а вместе с тем здесь все время говорится о постижении Бога чувством, другими словами, ему приписывается значение гносеологическое, т. е. религиозной интуиции [Только эта двойственность и неясность учения Шлейермахера могла подать повод Франку истолковать «чувство» как религиозную интуицию, а не «сторону» психики (предисл. XXIX–XXX) и тем онтологизировать психологизмы Шлейермахера, а представителя субъективизма и имманентизма изобразить пик глашатая «религиозного реализма» (V).], а именно это-то смещение гносеологического и психологического и определяется теперь как психологизм.
Тяжелый и мрачный ореол «фанатизма», обычно облекающий веру, вся эта бесконечная история мученичества и мучительства за веру становятся совершенно непонятны, если веру понимать в
духе современных декадентских «настроений».
В продолжение всего года дорога остается невозможной: весною — грязь, летом — кочки, ямы и ремонт, зимою — ухабы. Та быстрая езда, которая когда-то захватывала
дух у Ф. Ф. Вигеля и позднее у И. А. Гончарова, теперь бывает мыслима только разве зимою в первопутку. Правда, и
современные писатели восхищаются быстротою сибирской езды, но это только потому, что неловко же, побывав в Сибири, не испытать быстрой езды, хотя бы только в воображении…
— Нет; да Ренан о
духе мало и касается, он все по критике событий; но и Ренан-то в своих положениях тоже не ахти-мне; он шаток против, например, богословов
современной тюбингенской школы. Вы как находите?
Примитивный человек, который все ещё живёт в
современном человеке, находится во власти страха, он раб прошлого, обычного,
духа предков.
Такое вырождение творчества мы видим во многих течениях
современной литературы и искусства, где
дух вечности окончательно предается растленному
духу времени.
«Шекспиру название великого подходит само собой, если же прибавить, что независимо от величия он сделался еще реформатором всей литературы и, сверх того, выразил в своих произведениях не только явления жизни ему
современные, но еще пророчески угадал по носившимся в его время лишь в зачаточном виде мыслям и взглядам то направление, какое общественный
дух примет в будущем (чему поразительный пример мы видим в «Гамлете»), то можно безошибочно сказать, что Шекспир был не только великим, но и величайшим из всех когда-либо существовавших поэтов и что на арене поэтического творчества равным ему соперником была лишь та самая жизнь, которую он изобразил в своих произведениях с таким совершенством».
Картезианский дуализм
духа и тела совершенно ошибочен и оставлен
современной философией и психологией.
Но
современный технический актуализм означает как раз окончательное подчинение человека объективации, он не знает свободы, не знает
духа.
Дух оказывается поставленным между пассивным созерцанием прошлого, отрицанием творчества и актуализмом
современной технической цивилизации, отрицающей самый
дух и духовность.
Обширный кабинет, в который вступил Николай Леопольдович, был убран в
духе кабинетов
современных дельцов. Всюду бросалась в глаза блестящая и роскошная, но видимо показная деловитость. Гиршфельд при этой знакомой ему родной обстановке почувствовал себя, как рыба в воде, и непоколебимая надежда, что именно здесь все может устроиться, утвердилась сразу в его уме.
Противоположение России и Европы для многих русских писателей и мечтателей было лишь противоположением двух
духов, двух типов культуры, было лишь формой духовной борьбы с тенденциями
современной цивилизации, угашающей
дух.
И вот является соблазн думать, что эта мировая тенденция
современной цивилизации не имеет власти над Россией и русским народом, что мы другого
духа, что она есть лишь явление Запада, народов Европы.
Теософия боится напугать
современного человека, упоенного
духом крайнего самоутверждения и потерявшего способность к жертве и отречению.
Благородство старой культуры они справедливо противопоставляли
духу современной буржуазной культуры.
Они отрицали
современную европейскую цивилизацию, ее «буржуазный», мещанский
дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам прошлого европейской культуры.
Научная общеобязательность
современного сознания есть общеобязательность суженного, обедненного
духа; это — разрыв духовного общения и сведение его к крайнему минимуму, столь же внешнему, как общение в праве.
Но нельзя было сделать отсюда того вывода, что в России не будет побеждать эта мировая тенденция
современной цивилизации, этот безрелигиозный
дух, что
дух не пойдет и у нас на убыль.
Истинной свободы
духа, быть может, было больше в те времена, когда пылали костры инквизиции, чем в
современных буржуазно-демократических республиках, отрицающих
дух и религиозную совесть.
Я понял, что его религиозная мораль попала в столкновение с своего рода «политикою». Он Тертуллиана «О зрелищах» читал и вывел, что «во славу Христову» нельзя ни в театры ходить, ни танцевать, ни в карты играть, ни многого иного творить, без чего
современные нам, наружные христиане уже обходиться не умеют. Он был своего рода новатор и, видя этот обветшавший мир, стыдился его и чаял нового, полного
духа и истины.