Неточные совпадения
Очень любил Боттичелли и видел огромный
смысл в пережитой им драме
творчества.
Ее понимают в обычном
смысле культурного
творчества,
творчества «наук и искусств»,
творчества художественных произведений, писания книг и прочее.
Но этим самым задавленный в природном
смысле пол превратился в ментальное состояние, окрашивающее все литературное
творчество.
Ортодоксальные системы, которые выражают организованный социальный коллектив, должны отрицать
творчество или признавать его в очень поверхностном
смысле.
Но так называемые классические в
смысле совершенства продукты
творчества, в сущности, всегда говорят о мире ином, чем эта мировая действительность, и упреждают преображение мира.
Я совсем не отрицаю
творчества культуры, совсем не отрицаю
смысла продуктов
творчества в этом мире.
В известном
смысле можно было бы сказать, что любовь к
творчеству есть нелюбовь к «миру», невозможность остаться в границах этого «мира».
Тема о
смысле жизни, о спасении человека, народа и всего человечества от зла и страдания преобладала над темой о
творчестве культуры.
— Но довольно об этом! — сказал граф взволнованным голосом, — возвратимся к началу нашей беседы. Вы, кажется, удивлялись, что наше бюрократическое
творчество оскудевает… то есть в каком же это
смысле? в
смысле распоряжений или в другом каком?
Пунин одобрил в этом описании некоторую звукоподражательность, но самый сюжет осудил, как низкий и недостойный лирного бряцанья [Лирное бряцанье — старинное выражение, употреблявшееся в
смысле: поэтическое
творчество. Происходит от обычая древнегреческих поэтов-певцов аккомпанировать своему пению на струнном музыкальном инструменте — лире.].
Но всемогущество Божие неотделимо от божественной любви-смирения, и «
творчество» без цели, без
смысла и, главное, без любви, —
творчество ради
творчества, jeu divin в упоении собственной мощью (чувство очень естественное для невсемогущего, завистливого, склонного к хвастливому самолюбованию существа), чуждо всемогуществу Божию, себя знающему и абсолютно спокойному.
С другой стороны, и хозяйство (в широком
смысле) тоже ощущает себя как
творчество и, на известной высоте достижений, начинает несколько стыдиться хозяйственности своей как клейма рабства, и потому ищет возможного приближения к искусству, преднамеренно и сознательно эстетизирует.
Однако это промыслительство не следует понимать в
смысле механической предетерминированности, уничтожающей
творчество и свободу и превращающей мир в часовой механизм, а Божество в своевольного и капризного тирана, создающего себе живые игрушки.
То, что пророк принимает от Бога, должно быть им творчески воплощено в слове, пересказано, и в этом
смысле и боговдохновенные писания пророков есть все-таки род литературного
творчества.
В этом
смысле религия есть в высшей степени личное дело, а потому она есть непрестанное
творчество.
Но какой
смысл имеет это при сопоставлении того, что происходит во времени и осуществляется мировым
творчеством, как задача и внутренний закон жизни, и того, что выше времени и самого бытия?
Вся русская литература XIX века находится вне классицизма и романтизма, она реалистична в глубинном
смысле слова, и она свидетельствует о борении духа субъекта-человека, о трагедии
творчества, исходящего в объективацию, она ищет высшей творческой жизни.
Необходимо яснее понять, что значит объективация
творчества в ценностях культуры и в каком
смысле нужно восставать против нее.
Она не увидела в Св. писании предписаний о
творчестве, а понятны для нее были прежде всего предписания и нормы, она не вникла в
смысл притч, не поняла призыва к человеческой свободе, хотела знать лишь откровенное, а не сокровенное.
Но выше этого этика
творчества раскрывает любовь как окончательный
смысл брачного соединения, как победу над круговоротом природы.
Творчество и есть то, что более всего напоминает призвание человека до грехопадения, что в известном
смысле стоит «по ту сторону добра и зла».
Этика
творчества должна быть в известном
смысле этикой хилиастической, обращенной к эону, который находится на грани между временем и вечностью, между посюсторонним и потусторонним миром, в котором расплавляется затверделость нашего мира.
Деньги и есть сила и власть мира, отделенного от духа, т. е. от свободы, от
смысла, от
творчества, от любви.
Послушание и смирение тоже могут быть опасны и при этом в самом дурном
смысле слова, могут оказаться даже опаснее вдохновения и
творчества.
Это раскрывается в
творчестве Достоевского, которое все есть трагедия, но не в античном, а в христианском
смысле.
Аристократическая (в метафизическом, а не социальном
смысле слова) мораль есть мораль ценности, качества, индивидуальности,
творчества.
Демократизм (в метафизическом, а не социальном
смысле слова) глубоко буржуазен, ибо ставит благополучие и устроение людей выше ценности, количество выше качества, средне-общее выше индивидуального, распределение выше
творчества.
Платонизм, который очень силен и в религии, и в философии, и в науке, скорее статичен, чем динамичен, и в последнем
смысле отрицает
творчество и признает лишь приближение к первообразам и идеям, превечно сущим [Платонизм оказалось возможным истолковать в духе когенианства.
Но еще неведомо нам подлинное
творчество в последнем, конечном, религиозном
смысле этого слова.
Смысл любви не в статике устроения жизни, а в динамике движения жизни,
творчестве жизни иной.
О творящем и
творчестве говорит тварность бытия в двояком
смысле: есть Творец, сотворивший тварное бытие, и возможно
творчество в самом тварном бытии.
Правда, они силятся повысить в ранге самую науку, признать ее актом
творчества и увидеть высший
смысл, логос в логических категориях, которыми наука оперирует.
Творчество есть преодоление «мира» в евангельском
смысле, преодоление иное, чем аскетизм, но равноценное ему.
В строгом
смысле слова христианского
творчества быть не может и невозможна христианская культура.
В философском
творчестве участвовала совокупность духовных сил человека, целостное напряжение всего духа прорваться к
смыслу мира, к свободе мира.
Церковно-христианского
творчества, культуры, искусства в последнем
смысле этого слова еще не было и быть не могло.
Творчество по религиозно-космическому своему
смыслу равносильно и равноценно искуплению.
Творчество в собственном
смысле, создание метафизически нового, человеку как тварному существу не дано и принадлежит только Творцу.
Каноническое искусство никогда не было
творчеством в религиозном
смысле этого слова; оно принадлежит дотворческой эпохе, оно еще в законе и искуплении.
Было ли в мире
творчество в религиозном
смысле этого слова?
Творчество не только верно этой высшей заповеди свободы от «мира», но сама его сущность есть победа над этим «миром» во имя иного, есть раскрытие
смысла заповеди «не любить мира».
Творчество не есть самосозидание и самосовершенствование в
смысле йоги, христианской святости или толстовства, не есть и созидание культурных ценностей в «науках и искусствах».
Притязание же твари на
творчество в собственном
смысле Булгаков считает сатанизмом.
В строгом
смысле слова
творчество и не языческое, и не христианское, оно — дальше.
Для классового социализма, претендующего на
творчество новой культуры, фатально то, что все высшие ценности, ценности духовной культуры, ценности «наук и искусств» созданы буржуазией в социально-классовом
смысле.
Будет сама жизнь, будет
творчество, будет обращение к Богу или к диаволу, но не будет «прогресса» в том
смысле, в каком одержим был этой идеей XIX век.