Неточные совпадения
Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente [Fievre lente — медленная, изнурительная лихорадка.] — болезнь не
русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия.
Известно, какова в
Русской земле война, поднятая за
веру: нет силы сильнее
веры.
А уж упал с воза Бовдюг. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: «Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века
Русская земля!» И понеслась к вышинам Бовдюгова душа рассказать давно отошедшим старцам, как умеют биться на
Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за святую
веру.
— Нет, нет! — воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, — я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете
русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет,
русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без
веры…
— Сейчас, — сказала она, а квартирант и нахлебник ее продолжал торопливо воздавать славу Франции, вынудив
Веру Петровну напомнить, что Тургенев был другом знаменитых писателей Франции, что
русские декаденты — ученики французов и что нигде не любят Францию так горячо, как в России.
Цель этой разнообразной и упорной работы сводилась к тому, чтоб воспитать
русского обывателя европейцем и чтоб молодежь могла противостоять морально разрушительному влиянию людей, которые, грубо приняв на
веру спорное учение Маркса, толкали студенчество в среду рабочих с проповедью анархизма.
И поныне
русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой
веры.
Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была
русская;
веру он исповедовал православную; природная речь его была
русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг.
«Ну, как я напишу драму
Веры, да не сумею обставить пропастями ее падение, — думал он, — а
русские девы примут ошибку за образец, да как козы — одна за другой — пойдут скакать с обрывов!.. А обрывов много в
русской земле! Что скажут маменьки и папеньки!..»
В Петербурге Райский поступил в юнкера: он с одушевлением скакал во фронте, млея и горя, с бегающими по спине мурашками, при звуках полковой музыки, вытягивался, стуча саблей и шпорами, при встрече с генералами, а по вечерам в удалой компании на тройках уносился за город, на веселые пикники, или брал уроки жизни и любви у столичных
русских и нерусских «Армид», в том волшебном царстве, где «гаснет
вера в лучший край».
—
Веры мы
русской, православной.
Но и почитание святости, этот главный источник нравственного питания
русского народа, идет на убыль, старая
вера слабеет.
И в отпавшем от
веры, по-современному обуржуазившемся
русском человеке остается в силе старый религиозный дуализм.
Русская же мысль всегда была слишком статична, несмотря на смену разных
вер и направлений.
Тема случилась странная: Григорий поутру, забирая в лавке у купца Лукьянова товар, услышал от него об одном
русском солдате, что тот, где-то далеко на границе, у азиятов, попав к ним в плен и будучи принуждаем ими под страхом мучительной и немедленной смерти отказаться от христианства и перейти в ислам, не согласился изменить своей
веры и принял муки, дал содрать с себя кожу и умер, славя и хваля Христа, — о каковом подвиге и было напечатано как раз в полученной в тот день газете.
Кирсанов стал говорить, что
русская фамилия его жены наделает коммерческого убытка; наконец, придумал такое средство: его жену зовут «
Вера» — по — французски
вера — foi; если бы на вывеске можно было написать вместо Au bon travail — A la bonne foi, то не было ли бы достаточно этого?
— Данилыч, а ведь я ее спросила про ихнее заведенье. Вы, говорю, не рассердитесь, что я вас спрошу: вы какой
веры будете? — Обыкновенно какой,
русской, говорит. — А супружник ваш? — Тоже, говорит,
русской. — А секты никакой не изволите содержать? — Никакой, говорит: а вам почему так вздумалось? — Да вот почему, сударыня, барыней ли, барышней ли, не знаю, как вас назвать: вы с муженьком-то живете ли? — засмеялась; живем, говорит.
За мной ходили две нянюшки — одна
русская и одна немка;
Вера Артамоновна и m-me Прово были очень добрые женщины, но мне было скучно смотреть, как они целый день вяжут чулок и пикируются между собой, а потому при всяком удобном случае я убегал на половину Сенатора (бывшего посланника), к моему единственному приятелю, к его камердинеру Кало.
Еще до Карпатских гор услышишь
русскую молвь, и за горами еще кой-где отзовется как будто родное слово; а там уже и
вера не та, и речь не та.
И утешение может быть связано не с
верой в
русского мужика, как у Герцена, а с благой вестью о наступлении Царства Божьего, с
верой в существование иного мира, иного порядка бытия, который должен означать радикальное преображение этого мира.
— Этот мальчик прав… — говорят также и
русские господа. — Нельзя стрелять в костелах и оскорблять чужую
веру…
Поляки в свое время считали ее
верой низшей: резали униатов набегавшие из Украины казаки и гайдамаки, потом их стали теснить и преследовать
русские…
Вопрос об этом влиянии не надо оспаривать; оно возникает из того примера, который показывает
Русская Церковь, из ее доктрины, прочно основанной на церковной науке, от которой так далек римский католицизм, с заложенным в нем принципом разрушения и со своей наукой, враждебной
вере…
Одно время К. Леонтьев верил, что на Востоке, в России, возможны еще культуры цветущей сложности, но это не связано у него было с
верой в великую миссию
русского народа.
Славянофилы думали, что в простом народе, в крестьянстве более сохранилась
русская народность и православная
вера, характерная для
русского народа, чем в классах образованных и господствующих.
В духовных стихах Русь — вселенная,
русский царь — царь над царями, Иерусалим та же Русь, Русь там, где истина
веры.
Даже у тех
русских, которые не только не имеют православной
веры, но даже воздвигают гонение на православную церковь, остается в глубине души слой, формированный православием.
В противоположность марксизму он утверждает свою
веру в стихийность народа, и прежде всего
русского народа.
Русское народничество и
вера в особые пути России.
У Тютчева было целое обоснованное теократическое учение, которое по грандиозности напоминает теократическое учение Вл. Соловьева. У многих
русских поэтов было чувство, что Россия идет к катастрофам. Еще у Лермонтова, который выражал почти славянофильскую
веру в будущее России, было это чувство. У него есть страшное стихотворение...
В письме к Мишле, в котором Герцен защищает
русский народ, он пишет, что прошлое
русского народа темно, его настоящее ужасно, остается
вера в будущее.
Русское сознание не делает разделения на теологию откровенную и теологию натуральную, для этого
русское мышление слишком целостно и в основе знания видит опыт
веры.
Но славянофилы поставили перед
русским сознанием задачу преодоления абстрактной мысли, перехода к конкретности, требование познания не только умом, но также чувством, волей,
верой.
В последний период жизни он окончательно теряет
веру в будущее России и
русского народа и пророчествует о грядущей
русской революции и наступлении царства антихриста.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной
веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в
русском народе.
Баадер предлагает, чтобы несколько
русских приехало в Мюнхен учиться и слушать его лекции, чтобы «заполнить пробел, который существует как в России, так и на Западе, послужить примером для Запада и доказать ему (что еще не сделано), что истинная наука не существует без
веры и что истинная
вера не может существовать без науки».
Когда Никон сказал: «Я
русский, но
вера моя греческая», — он нанес страшный удар идее Москвы, как Третьего Рима.
В
русской христианской мысли XIX в. — в учении о свободе Хомякова, в учении о Богочеловечестве Вл. Соловьева, во всем творчестве Достоевского, в его гениальной диалектике о свободе, в замечательной антропологии Несмелова, в
вере Н. Федорова в воскрешающую активность человека приоткрывалось что-то новое о человеке.
При таком философском миросозерцании трудно было оправдать мессианскую
веру в
русский народ, трудно было обосновать философию истории и этику Герцена.
Вера в
русский народ принуждает нас думать, что Запад не в силах выйти из кризиса без истины, хранящейся на Востоке, в восточном православии, в восточной мистике, в восточном созерцании Божества.
Передовая интеллигенция всех стран переживала в юности пафос окончательной победы знания и безвозвратного поражения
веры, а интеллигенция
русская со свойственной ей склонностью к крайностям, со страстной
верой пережила это поражение всякой
веры и поверила в знание.
И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях
русская страстность наша; у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения
веры в бога насилием, то есть, стало быть, и мечом!
— Что за лихо! — Но
веры своей в
русских мастеров не убавил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну и приказал ей...
— Поверьте, господа, что душой отдыхаешь среди молодежи от всех этих житейских дрязг, — говорил он, придавая своему жесткому и порочному лицу по-актерски преувеличенное и неправдоподобное выражение растроганности.Эта
вера в святой идеал, эти честные порывы!.. Что может быть выше и чище нашего
русского студенчества?.. Кельнер! Шампанскава-а! — заорал он вдруг оглушительно и треснул кулаком по столу.
Вот и она, крутогорская звезда, гонительница знаменитого рода князей Чебылкиных — единственного княжеского рода во всей Крутогорской губернии, — наша
Вера Готлибовна, немка по происхождению, но
русская по складу ума и сердца!
И не дальше как через месяц все семейство Тюрбо познало свет истинной
веры, и сам Тюрбо, при материальной помощи
русского вельможи, стоял во главе пансиона для благородных девиц, номинальной директрисой которого значилась его жена.
«Всегда, — говорю, — его почитай, потому что он
русский», — и уже совсем было его
веру одобрил и совсем с ним ехать хотел, а он, спасибо, разболтался и выказался.
Dixi et animam levavi, [Сказал — и облегчил душу] или в
русском переводе: сказал — и стошнило меня. Дальше этого profession de foi [исповедания
веры] идти было некуда. Я очень был рад, что в эту минуту наш поезд остановился и шафнер объявил, что мы на полчаса свободны для обеда.
В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто
русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, — черты, состоявшие из бесхитростной, наивной
веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости.
— Ребята! — сказал он, — видите, как проклятая татарва ругается над Христовою
верой? Видите, как басурманское племя хочет святую Русь извести? Что ж, ребята, разве уж и мы стали басурманами? Разве дадим мы святые иконы на поругание? Разве попустим, чтобы нехристи жгли
русские села да резали наших братьев?