Неточные совпадения
Творчество духовной культуры, духовных ценностей,
религиозных, познавательных, моральных и эстетических — аристократично и предполагает существование духовной аристократии.
Для осуществления социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для создания бесклассового общества совсем не нужно свободного
творчества, философии и эстетических ценностей, вредна
религиозная и мистическая настроенность, противоречит цели социальной революции аристократическое понимание духовной культуры.
Этот аскетизм в отношении к мысли и к идейному
творчеству одинаково утверждался у нас и с точки зрения
религиозной и с точки зрения материалистической.
В России с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного
творчества, от жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных, моральных или
религиозных.
Я ценил Жида как писателя, он один из немногих французских писателей, в
творчестве которых большую роль играли
религиозные темы.
Требование, предъявленное мне, чтобы я оправдал ссылкой на тексты Священного Писания свою идею о
религиозном смысле
творчества человека, было непониманием проблемы.
Это не проблема плоти, как у Мережковского, не проблема освящения космоса, как в софиологическом течении, а проблема
творчества, проблема новой
религиозной антропологии.
Я никогда не чувствовал восторга и экстаза слияния, ни
религиозного, ни национального, ни социального, ни эротического, но много раз испытывал экстаз
творчества, часто испытывал экстаз разрыва и восстания.
Он пытался раскрыть
религиозный смысл
творчества великих русских гениев, хотя его критика была слишком схематической.
Моя
религиозная философия, которая была вполне осознана и выражена лишь в книге «Смысл
творчества», отличалась от преобладающего течения.
Исторические катастрофы обнаруживают большой динамизм и дают впечатление создания совершенно новых миров, но совсем не благоприятны для
творчества, как я его понимал и как его предвидел в наступлении новой творческой
религиозной эпохи.
За это мне прощали «гностические», как любили говорить, уклоны моей
религиозной философии, мои недостаточно ортодоксальные мысли о свободе и
творчестве человека.
Я сознал
религиозный, а не культурный только смысл
творчества,
творчества не оправдываемого, а оправдывающего.
Но вполне понятной может стать моя внутренняя
религиозная жизнь и моя
религиозная драма только в связи с пережитым мной внутренним опытом, глубоким внутренним кризисом — я имею в виду основную мечту моей жизни, тему о
творчестве человека.
Религиозную жизнь я всегда принимал не как воспитание и не как судебный процесс, а как
творчество.
Он входит в русскую идею другими сторонами своего
творчества, как самый замечательный представитель русской
религиозной философии XIX в.
У того же Лермонтова была уже русская драма
творчества — сомнение в его
религиозной оправданности —
Именно русскому сознанию свойственно было сомнение
религиозное, моральное и социальное в оправданности
творчества культуры.
Вопросы о
творчестве, о культуре, о задачах искусства, об устройстве обществ, о любви и т. п. приобретали характер вопросов
религиозных.
Проблема теургии есть проблема
творчества, но не всякого
творчества, а того лишь, в котором человек творит вместе с Богом,
творчества религиозного.
В
творчестве, в творческом экстазе, в творческом вдохновении дан особый
религиозный опыт, опыт, отличный от типического опыта христианской аскетики, даже от опыта молитвы.
Новое
религиозное сознание есть прежде всего освящение
творчества.
Религиозная миссия нашей эпохи не есть уже отрицание истории, а новое ее утверждение, не есть отрицание земли, а новое ее утверждение, новое
творчество.
Мертвенно и реакционно то
религиозное сознание, которое принижает
творчество, не видит в творческом подъеме божественного света.
Подлинное
творчество есть
религиозное делание,
творчество — божественно, свято.
Новая
религиозная душа войдет в Церковь не для отрицания
творчества жизни, а для ее освящения; с ней войдет весь пережитой опыт, все подлинные мирские богатства.
Новое
религиозное сознание есть прежде всего освящение теургии, благословение
творчества как дела христианского.
Новое
религиозное откровение должно перевести мир в ту космическую эпоху, которая будет не только искуплением греха, но и положительным раскрытием тайны творения, утверждением положительного бытия,
творчеством, не только отрицанием ветхого мира, а уже утверждением мира нового.
Не в отношении христианства к плоти и земле мука нового и все же христианского
религиозного сознания, а в отношении христианства к
творчеству, к творческому вдохновению, к теургии.
Ныне
религиозная философия должна быть выражением и
творчеством жизни.
Проблема нового
религиозного сознания и есть прежде всего проблема
творчества, проблема теургии.
Лишь в соединении аскетизма с
творчеством дана полнота
религиозной жизни.
Религиозная свобода должна быть и свободой общественной, освобождением всех и всего, разрывом всех уз,
творчеством всеобщей свободной жизни.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское,
религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3)
религиозную философию как философское
творчество на
религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Отсюда проистекает неизбежная множественность языческих религий, а также национальный характер, существенно им присущий и сближающий их с народным языком, фольклором, разными видами народного
творчества (этому не противоречит факт
религиозного синкретизма, как явление позднее упадочное и производное).
Другими словами, элемент свободы и личности, т. е.
творчества, неустраним из
религиозной веры: я выступаю здесь не как отвлеченный, средний, безличный, «нормально» устроенный представитель рода, но как конкретное, неповторяемое, индивидуальное лицо.
Религиозные догматы ищут все новых воплощений в философском
творчестве.
На этой почве возможно и новое сближение искусства с культом, ренессанс
религиозного искусства, — не стилизация хотя и виртуозная, но лишенная вдохновения и творчески бессильная, а совершенно свободное и потому до конца искреннее, молитвенно вдохновляемое
творчество, каким было великое
религиозное искусство былых эпох.
Таково гносеологическое значение мифа: параллельно с дискурсивным мышлением и наукотворчеством, рядом с художественным
творчеством стоит
религиозное мифотворчество как особая, самозаконная область человеческого духа; миф есть орудие
религиозного ведения.
Религиозная ценность сталкивается с ценностью государственной и национальной, любовь к живому человеку сталкивается с любовью к
творчеству и т. д.
Человек то совершает жертву своим призванием в познании или искусстве во имя ценностей
религиозных, во имя аскетического подвига и достижения большого личного совершенства, то жертвует своим личным совершенством во имя
творчества поэта или философа.
Путь
творчества также есть путь нравственного и
религиозного совершенства, путь осуществления полноты жизни.
Основная проблема о
творчестве не только не была раскрыта и решена христианством, но не была даже поставлена в
религиозной глубине, она ставилась лишь как оправдание культуры, т. е. во вторичном плане, а не как проблема отношения между Богом и человеком.
Жуирный, вивёрский склад венской культурной публики не выказывал никаких высших потребностей ни по философским вопросам, ни по
религиозным, ни по эстетическим, ни по научным. По всем этим сферам мысли, работы и
творчества значились профессора и разные специалисты. Но их надо было отыскивать. Они составляли особый мирок, который совсем почти не влиял на общее течение столичной культурности, на вкусы и увлечения большой публики.
Идеология, которая есть лишь надстройка,
религиозные верования, философские теории, моральные оценки,
творчество в искусстве — иллюзорно отражают в сознании действительность, которая есть прежде всего действительность экономическая, т. е. коллективная борьба человека с природой для поддержания жизни, подобно тому как у Фрейда есть прежде всего сексуальная действительность.
Так как в марксизме и в социализме перестали видеть религию, целостное миросозерцание, отвечающее на все вопросы жизни, то освободилось место для
религиозных исканий, для духовного
творчества.
До конца времен не осуществится вполне закон и не завершится искупление, но
религиозная эпоха
творчества будет существовать с неисключенным законом и неотмененным искуплением.
Варварский дионисизм, не просветленный мировым Логосом, — препятствие на пути наступления
религиозной эпохи
творчества.
Такая постановка проблемы
творчества могла родиться лишь в нашу мировую эпоху, лишь на мировом перевале к
религиозной эпохе
творчества.
Творчество религиозное проходит через жертву и собственным совершенством, и совершенством культуры во имя создания нового бытия, продолжения дела Божьего творения.