Неточные совпадения
Объединение человечества, его
развитие к всеединству совершается через мучительное, болезненное
образование и борьбу национальных индивидуальностей и культур.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого,
образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
С посредственными способностями, без большого размаха можно было бы еще сладить. Но, по несчастью, у этих психически тонко развитых, но мягких натур большею частию сила тратится на то, чтоб ринуться вперед, а на то, чтоб продолжать путь, ее и нет. Издали
образование,
развитие представляются им с своей поэтической стороны, ее-то они и хотели бы захватить, забывая, что им недостает всей технической части дела — doigte, [умения (фр.).] без которого инструмент все-таки не покоряется.
Это основы нашего быта — не воспоминания, это — живые стихии, существующие не в летописях, а в настоящем; но они только уцелели под трудным историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным гнетом только сохранились, но не развились. Я даже сомневаюсь, нашлись ли бы внутренние силы для их
развития без петровского периода, без периода европейского
образования.
Деятельность этого нового земства главным образом выразилась в
развитии народного
образования. В уезде школы открывались десятками, а в больших селах, как Суслон, были открыты по две школы. Пропагандировал школьное дело Харченко, и ему даже предлагали быть инспектором этих школ, но он отказался. Газета, типография и библиотека отнимали почти все время, а новых помощников было мало, да и те были преимущественно женщины, как Устенька.
Но во всяком случае славянофилы верили, что пути России особые, что у нас не будет
развития капитализма и
образования сильной буржуазии, что сохранится общинность русского народного быта в отличие от западного индивидуализма.
Изменение же этих политических, социальных и экономических условий совершается посредством отчасти служения правительству и внесения в него либеральных и прогрессивных начал, отчасти содействием
развитию промышленности и распространению социалистических идей и, главное, распространением научного
образования.
На
образование и умственное
развитие их большого внимания не обращается, так как предполагается, что эти лица ничем заниматься не обязаны, а должны только руководить.
Положительных фактов, доказывающих это влияние событий на
развитие Петра, прежде чем он узнал начала правильного
образования, весьма мало.
Так, например, у самого Карамзина мы находим, что вся история народа пожертвована строгому и последовательному проведению одной идеи — об
образовании и
развитии государства российского.
Но этого было мало потому, что начало злоупотреблений скрывалось в самой сущности тогдашнего порядка дел, в недостатке свободного
развития народных сил, в неразвитости и развращенности людей, которым вверены были начальство, суд и расправа, в общем недостатке
образования по всем частям.
Последствия показали, что в течение времени от 1690 до 1695 года для
образования войска и даже для
развития морского дела в России сделано было весьма мало, почти ничего не сделано.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, — внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное
развитие своих сил умственных и промышленных, ясное сознание необходимости
образования народного».
Журнал этот был ее задушевной мыслью: она надеялась посредством его действовать на распространение знаний,
развитие истинных понятий, на
образование самого языка.
Они восставали тогда, сколько могли, против исключительного
развития специального
образования; но тогда их не слушали, специальные школы распространялись, общее
образование было в загоне, в пренебрежении.
Не значит ли это вредить великому делу народного
образования и
развития, которому служит литература?
В них проводились следующие главные мысли: «Общее
образование важнее специального; нужно главным образом внушать детям честные стремления и здравые понятия о жизни, а техника всякого рода, формальности и дисциплина — суть дело второстепенное; в раннем возрасте жизни важно семейное воспитание, и потому жизнь в закрытых заведениях вредно действует на
развитие детей; воспитатели и начальники учебных заведений должны знать свое дело и заботиться не об одной чистоте зданий и соблюдении формы воспитанниками».
И видно, что в самом деле Серебрянский много помог
образованию Кольцова и
развитию его поэтического дарования.
Между тем дворянство развивалось,
образование начинало оплодотворять умы, и, как живое доказательство этой политической зрелости нравственного
развития, необходимо выражающейся в деятельности, явились эти дивные личности, эти герои, как вы справедливо называете их, которые «одни, в самой пасти дракона отважились на смелый удар 14 декабря».
Я очень люблю нашего мужичка, но… свобода необходимо требует
развития,
образования…
Пленница отвечала решительным отказом. Она не хотела видеть Доманского и сказала, что и в таком случае не могла бы выйти за него замуж, если б этот поляк по своему
образованию и
развитию более подходил к ней, потому что дала клятву князю Филиппу Лимбургскому и считает себя уже неразрывно с ним связанною.
— Учиться везде можно, — отвечала она, — даже и в тюрьме и на службе — и учиться непременно должно не для прав и не для чинов, а для самого себя, для своего собственного
развития. Без
образования тяжело жить.
Я, может быть, дурно делаю, вдаваясь во все мелочи нашего первого путешествия, но, во-первых, все это мне чрезвычайно мило, как одно из самых светлых моих юношеских воспоминаний, а во-вторых, пока я делал это путешествие, оно, кажется, не знаю почему, делало грунт для
образования моего характера,
развитие которого связано с историею бедствий и злоключений моей последующей жизни.
Государство лишь служит
образованию нации, ее защите и
развитию.
Помню, я принял участие в споре против Гуськова и увлекся в крайность, доказывая даже, что ум и
образование всегда в обратном отношении к храбрости, и помню, как Гуськов приятно и умно доказывал мне, что храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени
развития, с чем я, считая себя умным и образованным человеком, не мог втайне не согласиться!
Гуськов, vous savez… [вы знаете… (франц.)] но я заметил, что с этими людьми, без
образования и
развития, — они не могут уважать человека и оказывать ему признаки уважения, ежели на нем нет этого ореола богатства, знатности; я замечал, как понемногу, когда увидали, что я беден, их отношения со мной становились небрежнее, небрежнее и наконец сделались почти презрительные.
Но твердая надежда, которую дает научный социализм на осуществление вожделенной цели, связана с промышленным
развитием, с
образованием класса фабричных рабочих.
Именно марксист Ленин будет утверждать, что социализм может быть осуществлен в России помимо
развития капитализма и до
образования многочисленного рабочего класса.
Капиталистическая индустрия должна привести к
образованию и
развитию рабочего класса, который и есть класс освободитель.
На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует
образованию и
развитию цивилизации — и строение земли и строение души.
При этом их интересовало не столько само экономическое
развитие России как положительная цель и благо, сколько
образование орудия революционной борьбы.
Такие личности, как он, могли быть только завещаны нам прошедшим столетием, когда умственное
образование для большинства самих дворян заключалось только в грамотности; естественно, что всякий дворовый мальчик, который готовился для домашнего письмоводства, живший постоянно в барском доме, в умственном и нравственном
развитии шел в уровень с детьми своих господ. Как для тех, так и для других учителями были, если не старый длиннополый земский, то приходский дьячок.
К шестнадцати годам
образование ее было окончено, и граф предоставил ее самой себе, давая ей книги из своей библиотеки. Библиотека эта не отличалась выбором нравственных сочинений, книги давались без разбора, и беспорядочное чтение в связи с формирующимся физическим
развитием поселили в уме и сердце Татьяны Борисовны такой хаос мыслей и чувств, что она не в силах была в них разобраться.
Это был конец шестидесятых годов. Вопрос о женском
образовании, о женской самостоятельности, о женском труде был в полном своем
развитии в литературе и прессе.
В эту пору своей жизни и службы Александр Васильевич продолжал ревностно заниматься своим умственным
образованием, которое приняло теперь более общее
развитие. Он не хотел быть только ремесленником военного дела, и именно потому, что ставил его выше всякого другого. По всему казалось, что из него должен был выйти ученый-теоретик, так как военная служба вовсе не требовала в то время солидного
образования и невежество было почти сплошное, нимало не препятствуя движению вперед по чиновной лестнице.
«Буржуазный» мир принужден был все-таки считаться не только с материальным цензом (в переоценке его была его слабость и грех), но и с цензом духовным, с качественным началом в человеческой личности, с
образованием, с талантом, с культурным
развитием.