Неточные совпадения
Левину досадно было и на Степана Аркадьича за то, что по его беспечности не он, а мать занималась наблюдением за преподаванием, в котором она ничего не
понимала, и на учителей за то, что они так дурно учат детей; но свояченице он обещался вести
учение, как она этого хотела.
В чем состояла особенность его
учения, Левин не
понял, потому что и не трудился
понимать: он видел, что Метров, так же как и другие, несмотря на свою статью, в которой он опровергал
учение экономистов, смотрел всё-таки на положение русского рабочего только с точки зрения капитала, заработной платы и ренты.
— Докажите… Дайте мне
понять, какую идею-силу воплощал он в себе, какие изменения в жизни вызвала эта идея? Вы с
учением Гюйо знакомы, да?
Старики
понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду. Они видели, что уж все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только путем
ученья; что старым подьячим, заторелым на службе дельцам, состаревшимся в давнишних привычках, кавычках и крючках, приходилось плохо.
Cousin, [Двоюродный брат (фр.).] который оставил ее недавно девочкой, кончил курс
ученья, надел эполеты, завидя ее, бежит к ней весело, с намерением, как прежде, потрепать ее по плечу, повертеться с ней за руки, поскакать по стульям, по диванам… вдруг, взглянув ей пристально в лицо, оробеет, отойдет смущенный и
поймет, что он еще — мальчишка, а она — уже женщина!
Обломовы смекали это и
понимали выгоду образования, но только эту очевидную выгоду. О внутренней потребности
ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества.
Он сравнивал ее с другими, особенно «новыми» женщинами, из которых многие так любострастно поддавались жизни по новому
учению, как Марина своим любвям, — и находил, что это — жалкие, пошлые и более падшие создания, нежели все другие падшие женщины, уступавшие воображению, темпераменту, и даже золоту, а те будто бы принципу, которого часто не
понимали, в котором не убедились, поверив на слово, следовательно, уступали чему-нибудь другому, чему простодушно уступала, например, жена Козлова, только лицемерно или тупо прикрывали это принципом!
Отсюда огромное значение
учения о Троичности Божества, которое нужно
понимать прежде всего мистически, в терминах духовного опыта, а не рационально-теологически.
Хотя, к несчастию, не
понимают эти юноши, что жертва жизнию есть, может быть, самая легчайшая изо всех жертв во множестве таких случаев и что пожертвовать, например, из своей кипучей юностью жизни пять-шесть лет на трудное, тяжелое
учение, на науку, хотя бы для того только, чтобы удесятерить в себе силы для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить, — такая жертва сплошь да рядом для многих из них почти совсем не по силам.
Сверх передней и девичьей, было у меня еще одно рассеяние, и тут, по крайней мере, не было мне помехи. Я любил чтение столько же, сколько не любил учиться. Страсть к бессистемному чтению была вообще одним из главных препятствий серьезному
учению. Я, например, прежде и после терпеть не мог теоретического изучения языков, но очень скоро выучивался кой-как
понимать и болтать с грехом пополам, и на этом останавливался, потому что этого было достаточно для моего чтения.
Пока еще не разразилась над нами гроза, мой курс пришел к концу. Обыкновенные хлопоты, неспаные ночи для бесполезных мнемонических пыток, поверхностное
учение на скорую руку и мысль об экзамене, побеждающая научный интерес, все это — как всегда. Я писал астрономическую диссертацию на золотую медаль и получил серебряную. Я уверен, что я теперь не в состоянии был бы
понять того, что тогда писал и что стоило вес серебра.
Плохо
понимают характер моего дуализма, ошибочно приписывая ему онтологический характер, особенно плохо
понимают центральное для меня значение
учения об объективации и эсхатологические мотивы моей философии.
Осложнение сразу разрешилось. Мы
поняли, что из вчерашнего происшествия решительно никаких последствий собственно для
учения не вытекает и что авторитет учителя установлен сразу и прочно. А к концу этого второго урока мы были уж целиком в его власти. Продиктовав, как и в первый раз, красиво и свободно дальнейшее объяснение, он затем взошел на кафедру и, раскрыв принесенную с собой толстую книгу в новом изящном переплете, сказал...
«Что вы подобное
учение опираете на православную церковь, это я еще
понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали тут?..
Греческие императоры, занимаяся более церковными прениями, нежели делами государственными, а потому управляемые священниками, воздвигли гонение на всех тех, кто деяния и
учения Иисусовы
понимал с ними различно.
— Так что же вы говорите, я после этого уж и не
понимаю! А знаете ли вы то, что в Демидовском студенты имеют единственное развлечение для себя — ходить в Семеновский трактир и пить там? Большая разница Москва-с, где — превосходный театр, разнообразное общество, множество библиотек, так что, помимо
ученья, самая жизнь будет развивать меня, а потому стеснять вам в этом случае волю мою и лишать меня, может быть, счастья всей моей будущей жизни — безбожно и жестоко с вашей стороны!
Когда же
учение окончилось, они пошли с Веткиным в собрание и вдвоем с ним выпили очень много водки. Ромашов, почти потеряв сознание, целовался с Веткиным, плакал у него на плече громкими истеричными слезами, жалуясь на пустоту и тоску жизни, и на то, что его никто не
понимает, и на то, что его не любит «одна женщина», а кто она — этого никто никогда не узнает; Веткин же хлопал рюмку за рюмкой и только время от времени говорил с презрительной жалостью...
Только в последнее время, в Петербурге, он начал
понимать, что за
ученьем может стоять целый разнообразный мир отношений.
Я очень обрадовался чистой работе и началу
учения, но смотрел на бумагу и инструменты с благоговейным страхом, ничего не
понимая.
Первое недоразумение о неисполнимости
учения состоит в том, что люди общественного жизнепонимания, не
понимая того способа, которым руководит людей христианское
учение, и принимая христианское указание совершенства за правила, определяющие жизнь, думают и говорят, что следование
учению Христа невозможно, потому что полное исполнение требований этого
учения уничтожает жизнь.
Вы еще слишком молоды, чтобы
понять истинное значение всего сказанного здесь, но заботьтесь прежде всего о том, чтобы следовать всегда данным приказаниям и
учениям.
Оно и не могло быть иначе: главная особенность
учения Христа от всех прежних
учений состояла в том, что люди, принявшие его, всё больше и больше стремились
понимать и исполнять
учение; церковное же
учение утверждало свое полное и окончательное понимание и исполнение его.
«А то
учение, требующее слишком многого, неисполнимого, хуже, чем то, которое требует от людей возможного, соответственно их силам», — думают и утверждают ученые толкователи христианства, повторяя при этом то, что давно уже утверждали и утверждают и не могли не утверждать о христианском
учении те, которые, не
поняв его, распяли за то учителя, — евреи.
Но пришло время для дикаря, когда, с одной стороны, он, хотя и смутно, но
понял значение общественной жизни, значение главного двигателя ее, общественного одобрения или осуждения — славы; с другой стороны, когда страдания его личной жизни стали так велики, что он не мог уже продолжать верить в истинность своего прежнего понимания жизни, и он принял
учение общественное, государственное и подчинился ему.
Если человеку общественного жизнепонимания кажутся странными и даже опасными требования христианского
учения, то точно столь же странными, непонятными и опасными представлялись в давнишние времена дикарю требования
учения общественного, когда еще он не вполне
понимал их и не мог предвидеть их последствий.
Ученик Христа,
учение которого состоит в вечном большем и большем постигновении
учения и большем и большем исполнении его, в движении к совершенству, не может именно потому, что он ученик Христа, утверждать про себя или про другого, что он
понимает вполне
учение Христа и исполняет его; еще менее может утверждать это про какое-либо собрание.
Они не
понимают того, что
учение это есть установление нового понимания жизни, соответствующего тому новому состоянию, в которое вот уже 1800 лет вступили люди, и определение той новой деятельности, которая из него вытекает.
Чем шире распространялось христианство и чем большую оно захватывало толпу неподготовленных людей, тем менее оно понималось, тем решительнее утверждалась непогрешимость понимания и тем менее становилась возможность
понять истинный смысл
учения.
А это-то признание того, что то, что нам кажется злом, то и есть зло, или совершенное непонимание вопроса, и служит основой суждений светских критиков о христианском
учении, так что суждения о моей книге, как церковных, так и светских критиков, показали мне то, что большинство людей прямо не
понимают не только самого
учения Христа, но даже и тех вопросов, на которые оно служит ответом.
Для того, чтобы ясно было, как невозможно при таком взгляде
понять христианское
учение, необходимо составить себе понятие о том месте, которое в действительности занимали и занимают религии вообще и, в частности, христианская в жизни человечества, и о том значении, которое приписывается им наукой.
От этого происходит то, что все эти люди, начиная от Конта, Страуса, Спенсера и Ренана, не
понимая смысла речей Христа, не
понимая того, к чему и зачем они сказаны, не
понимая даже и вопроса, на который они служат ответом, не давая себе даже труда вникнуть в смысл их, прямо, если они враждебно настроены, отрицают разумность
учения; если же они хотят быть снисходительны к нему, то с высоты своего величия поправляют его, предполагая, что Христос хотел сказать то самое, что они думают, но не сумел этого сделать.
Русские светские критики,
поняв мою книгу так, что всё ее содержание сводится к непротивлению злу, и
поняв самое
учение о непротивлении злу (вероятно, для удобства возражения) так, что оно будто бы запрещает всякую борьбу со злом, русские светские критики с раздражением напали на это
учение и весьма успешно в продолжение нескольких лет доказывали, что
учение Христа неправильно, так как оно запрещает противиться злу.
— Мое превосходительство, любезнейший, лишнего не потребует. Главное — уменье заохотить ученика, этак, шутя,
понимаете? Ведь вы кончили
ученье?
Дело, как видите, трудное, потому что, с одной стороны, мужик не
понимает пользы
учения, а с другой — нельзя его приневоливать строить школы, не велено приневоливать.
На вечернем
учении повторилось то же. Рота
поняла, в чем дело. Велиткин пришел с
ученья туча тучей, лег на нары лицом в соломенную подушку и на ужин не ходил. Солдаты шептались, но никто ему не сказал слова. Дело начальства наказывать, а смеяться над бедой грех — такие были старые солдатские традиции. Был у нас барабанщик, невзрачный и злополучный с виду, еврей Шлема Финкельштейн. Его перевели к нам из пятой роты, где над ним издевались командир и фельдфебель, а здесь его приняли как товарища.
Оно имело успех только у меньшинства, которое проводит свою жизнь в штудировании и смаковании всяких
учений, большинство же не
понимало его.
Ахов. Пора
понимать; не за мужиком замужем-то была. Порядок-то тоже в доме был заведен; чай, ученье-то мужнино и теперь помнишь? Что за невежество!
Должно сказать правду:
ученью нашему были полезны его отлучки, потому что в его отсутствие занимался нами Григорий Иваныч, гораздо внимательнее и лучше своего товарища, и я это очень
понимал.
Тогда я молчал,
понимая, что нужно возражать не словами, а фактами человеку, который верит в то, что жизнь, какова она есть, вполне законна и справедлива. Я молчал, а он с восхищением, чмокая губами, говорил о кавказской жизни, полной дикой красоты, полной огня и оригинальности. Эти рассказы, интересуя и увлекая меня, в то же время возмущали и бесили своей жестокостью, поклонением богатству и грубой силе. Как-то раз я спросил его: знает ли он
учение Христа?
Из всего французского
учения он
понимал, конечно, легче всего то, что уничтожало предрассудки, которым он прежде верил, но взамен этих предрассудков философия того времени не давала ему никаких принципов, к которым бы мог привязаться, которые бы мог полюбить сердцем и мыслию человек, так мало приготовленный к философским отвлеченностям, как были тогда французившиеся русские.
— Вам не дóлжно и нельзя скучать, — сказал он, — у вас есть музыка, которую вы
понимаете, книги,
ученье, у вас целая жизнь впереди, к которой теперь только и можно готовиться, чтобы потом не жалеть. Через год уж поздно будет.
Каково же было их родительскому, нежности к нам исполненному, сердцу слышать, что дети его так усовершенствованы в
учении, хотя и при нем говорят, но они не
понимают ничего?
В городе, в меланхоличные часы, домине Галушкинский поигрывал на гуслях, как-то им приобретенных и на которых он мастерски разыгрывал восемнадцать штучек. Пробуя меня, по части
учения, в том и другом, он вздумал; не возьмусь ли я хоть на гуслях играть? И принялся испытывать"мое дарование. И что ж? Я взялся,
понял и выигрывал целых пять штучек и половину шестой, и все очень исправно и без запинки, а особливо отлично гудели у меня басы, минут пять не умолкая.
Глупые же люди, после всех принявшие те начала, которые теперь стали уже старыми, даже вовсе и не
понимали, чтоб могли существовать еще какие-то другие требования, кроме тех, какие, разрешились для них в
учении, недавно ими принятом.
Начиная с Платона, восстают они против реализма и, еще не
понявши хорошенько, перепутывают его
учение.
Венеровский. Да-с, Любовь Ивановна, моя женка миленькая. Другим знание всего того, что я вам сообщил, дается трудом и борьбой и глубоким изучением, и то редкие, сильные характеры усвоивают себе это
учение так полно и ясно, как я его
понимаю, а вам, моя миленькая счастливица, все это дается легко. Только слушать, воспринимать, и вы сразу станете на ту высоту, на которой должен стоять человек нового времени. Да бросимте словопрения! Мы теперь одни несвободны. (Садится ближе.)Что ж вы не пьете, моя касатынька?
Но Поток из их слов ничего не
поймет,
И в другое он здание входит;
Там какой-то аптекарь, не то патриот,
Пред толпою
ученье проводит:
Что, мол, нету души, а одна только плоть
И что если и впрямь существует Господь,
То он только есть вид кислорода,
Вся же суть в безначалье народа.
По
учению Христа, как виноградари, живя в саду, не ими обработанном, должны
понимать и чувствовать, что они в неоплатном долгу перед хозяином, так точно и люди должны
понимать и чувствовать, что со дня рождения и до смерти они всегда в неоплатном долгу перед кем-то, перед жившими до них, теперь живущими и имеющими жить, и перед тем, что было, есть и будет началом всего.
Уже много лет тому назад люди начали
понимать несогласие наказания с высшими свойствами души человека и стали придумывать разные
учения, посредством которых можно бы было оправдать это низшее, животное влечение.
Понимать ли слова Христа о любви к ненавидящим, к врагам, не допускающей никакого насилия, так, как они сказаны и выражены, как
учение кротости, смирения и любви, или как-нибудь иначе?