Неточные совпадения
«У него тоже были свои мысли, — подумал Самгин, вздохнув. — Да, “
познание — третий инстинкт”. Оказалось, что эта мысль приводит к богу… Убого. Убожество. “Утверждение земного реального опыта как
истины требует служения этой
истине или противодействия ей, а она, чрез некоторое время, объявляет себя ложью. И так, бесплодно, трудится, кружится разум, доколе не восчувствует, что в центре круга — тайна, именуемая бог”».
Так как у тунгусов нет грамоты и, следовательно, грамотных людей, то духовное начальство здешнее, для опыта, намерено разослать пока письменные копии с перевода Евангелия в кочевья тунгусов, чтоб наши священники, знающие тунгусский язык, чтением перевода распространяли между ними предварительно и постепенно
истины веры и приготовляли их таким образом к более основательному
познанию Священного Писания, в ожидании, когда распространится между ними знание грамоты и когда можно будет снабдить их печатным переводом.
И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может познать
истины, что
истина открывается только совокупности людей, что единственное средство
познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
Познание не есть только интеллектуальный процесс, в нем действуют все силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от
Истины.
Когда в прошлом философы говорили о врожденных идеях, то, благодаря статическому характеру их мышления, они плохо выражали
истину об активном духе в человеке и человеческом
познании.
На более глубокую почву должна быть поставлена та
истина, что величайшие достижения человеческой общественности связаны с творческой властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в
познании, так и в действии.
Иррациональная философия жизни в сущности
истиной не интересуется, но в этой философии есть доля
истины, той
истины, что
познание есть функция жизни.
Этот объективизм в понимании
истины и истинного
познания свойствен совсем не только так называемому наивному реализму, который отвергается большей частью философских направлений.
В
познании духовном, глубинно-экзистенциальном, раскрываются
Истина и Смысл.
И лучи этой целостной, божественной, логосной
Истины падают и на научное, частичное
познание, обращенное к данной, объективной мировой деятельности.
Экзистенциалисты антирелигиозного типа так низко мыслят о человеке, так понимают его исключительно снизу, что остается непонятным самое возникновение проблемы
познания, возгорание света
Истины.
Луначарский не соглашался признать независимость
истины от революционной классовой борьбы, а значит, и свободы философа в путях
познания.
У него была очень верная и очень русская мысль о соединении правды-истины и правды-справедливости, о целостном
познании всем существом человека.
Любовь есть главный источник
познания христианской
истины.
Так, эмпиризм сам по себе есть заблуждение, но в нем есть частичная
истина, которая должна войти в теорию
познания более высшего типа.
Зачем заботиться о приобретении
познаний, когда наша жизнь и общество в противоборстве со всеми великими идеями и
истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймится и преследуется, как преступление?» «Везде насилия и насилия, стеснения и ограничения, — нигде простора бедному русскому духу.
Так, в теории
познания эмпиризм, рационализм и мистицизм являются отвлеченными началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные
истины, которые войдут в целостное
познание свободной теософии.
Истина стяжается жизнью и подвигом, усилием воли и целостным духом, а не одним
познанием.
Должен быть восстановлен и на незыблемых основаниях утвержден реалистический тезис относительно бытия, реалистический критерий
истины и реалистическое понимание процесса
познания.
Вот почему религиозное восстановление духовной цельности в
познании есть не порабощение познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему путей к
истине, к бытию.
В этом только смысле можно сказать, что всякая теория
познания имеет онтологический базис, т. е. не может уклониться от утверждения той
истины, что
познание есть часть жизни, жизни, данной до рационалистического рассечения на субъект и объект.
И они были бы совершенно правы, если бы человек был существо бессознательное и неподвижное по отношению
истины, т. е., раз познав
истину, всегда бы оставался на одной и той же степени
познания ее.
По учению Христа человек, который видит смысл жизни в той области, в которой она несвободна, в области последствий, т. е. поступков, не имеет истинной жизни. Истинную жизнь, по христианскому учению, имеет только тот, кто перенес свою жизнь в ту область, в которой она свободна, — в область причин, т. е.
познания и признания открывающейся
истины, исповедания ее, и потому неизбежно следующего, — как воз за лошадью, исполнения ее.
Разъединенные между собой, «отвлеченные» начала
истины, добра и красоты, как и соответствующие им стороны творческого сознания:
познание, искусство, подвиг воли, обречены на трагическую неутоленность.
И если индивидуальная
истина есть вообще contradictio in adjecto даже в области
познания, то уж тем более в области религии, где каждый отдельный индивид перед лицом Бога ощущает себя как человек или как человечество.
Он начинал чувствовать, что его бытие со всею красотою и ограничением покоится на скрытой подпочве страдания и
познания, что его аполлоновское отношение к жизни, подобно покрывалу, только скрывает от него ясно им чуемую дионисову
истину жизни.
Истина аристократична в том смысле, что она есть достижение качества и совершенства в
познании, независимо от количества, от мнения и требования человеческих количеств.
Онтологизм есть безличное
познание, безличная
истина.
Ведь и жажда
познания есть любовь известной интенции, любовь к
истине, что и значит философия.
Она в каждом акте
познания свободно стоит перед
истиной и не терпит преград и средостений.
На этом основано и научное
познание, но оно методологически отвлечено от этой
истины.
Материализму очень трудно построить теорию
познания, допускающую абсолютную
истину, но Ленина это не беспокоит.
Абсолютную
истину утверждает не
познание, не мышление, а напряженная революционная воля.
Познание той
истины, что бытие есть страдание, есть уже путь к избавлению от страдания, от горя бытия.
Это исключительное самосознание человека не может быть одной из
истин философского
познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому философскому
познанию мира, которое только через это самосознание и делается возможным.
Соединение божественного и человеческого, религиозного и философского в окончательном
познании единой
Истины совершается не внешним авторитетом и подчинением, а внутренно-свободным творческим актом.
Пассивное рабство у этой «
истины» есть великое препятствие на пути
познания подлинной
Истины.
Истину философского
познания можно понять и принять лишь тогда, когда есть зачатки той интуиции бытия, которая достигла высшего своего выражения в творческом познавательном акте философа.
И все-таки в Гегеле мы должны увидеть неумирающую
истину: для Гегеля
познание было развитием бытия,
познание — бытийственно.
Благодатная помощь Божья в философском
познании, без которой не может быть постигнута цельная и окончательная
истина, не может быть методом философии — она может быть лишь даром, посылаемым за творческий подвиг
познания.
Человек — малая вселенная, микрокосм — вот основная
истина познания человека и основная
истина, предполагаемая самой возможностью
познания.
И повторяю: это исключительное самосознание человека не есть одна из
истин, добытых в результате философствования, это —
истина, предваряющая всякий творческий акт философского
познания.
Что такое рационалистическая философия, как не самоутверждение индивидуального разума, отпавшего от
Истины, от истоков бытия, как не утверждение прав мышления, не желающего избрать
Истину и от нее получить силу для
познания?
Все объективное отскакивает от полупросвещенного интеллигентского и пролетарского сознания, не проникает в него, это сознание не способно заинтересоваться
истиной, отдаться хотя бы на короткое время незаинтересованному
познанию, оно — элементарно эмоционально.
С самого с начала я, разумеется, прежде всего сел с свичечкой да добре просмаковал «Чин во явление
истины», ибо, як вам уже известно, я питал огромное доверие к практицизму архиерея и непобедимейшей дерзости Вековечкина, да к тому же я не имел и иного источника для юридического
познания, як сей «Чин».
До сих пор помню то огромное, не лишенное страха, чувство изумления, какое испытал я при моем странном и неожиданном открытии: говоря правду, я привожу людей к ошибке и тем обманываю их; утверждая ложь, привожу их, наоборот, к
истине и
познанию.