Неточные совпадения
Нет спора, что можно и даже должно давать народам случай вкушать от плода
познания добра и
зла, но нужно держать этот плод твердой рукою и притом так, чтобы можно было во всякое время отнять его от слишком лакомых уст.
Вы черпнете
познания добра и
зла, упьетесь счастьем и потом задумаетесь на всю жизнь, — не этой красивой, сонной задумчивостью.
Или ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в
познании добра и
зла?
Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие
познания добра и
зла.
Человек стал человеком через срывание плодов с древа
познания добра и
зла.
«Для „общечеловека“, для citoyen’a, — писал Михайловский, — для человека, вкусившего плодов общечеловеческого древа
познания добра и
зла, не может быть ничего соблазнительнее свободы политики, свободы совести, слова, устного и печатного, свободы обмена мыслей и пр.
Шестов противополагает древу
познания добра и
зла древо жизни.
Грехопадение для Шестова не онтологическое, а гносеологическое, оно связано с возникновением
познания добра и
зла, т. е. с возникновением общего, общеобязательного, необходимого.
Лишь церковная философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и
зла, личности и мирового смысла, реализма и брачной тайны
познания.
Но сам же Лосский помогает нам перенести вопрос о дефектах
познания на почву онтологическую, увидеть корень
зла в самом бытии, в самой живой действительности, а не в том, что субъект конструирует объект и тем умерщвляет в нем жизнь.
Около Лапухи жалось странное существо: на вид это была девочка лет двенадцати, еще с несложившимися, детскими формами, с угловатой спиной и тонкими босыми ногами, но желтое усталое лицо с карими глазами смотрело не по-детски откровенно, как смотрят только отведавшие от древа
познания добра и
зла.
Рядом с господом Саваофом стоит благообразный лев, по земле ползёт черепаха, идёт барсук, прыгает лягушка, а дерево
познания добра и
зла украшено огромными цветами, красными, как кровь.
А теперь — знаю: Черт жил в комнате Валерии, потому что в комнате Валерии, обернувшись книжным шкафом, стояло древо
познания добра и
зла, плоды которого — «Девочки» Лухмановой, «Вокруг света на Коршуне» Станюковича, «Катакомбы» Евгении Тур, «Семейство Бор-Раменских» и целые годы журнала «Родник» я так жадно и торопливо, виновато и неудержимо пожирала, оглядываясь на дверь, как те на Бога, но никогда не предав своего змея.
Кому обязаны бедные мужички
познанием добра и
зла в откупной водке?
Законная цель наук есть
познание истин, служащих к благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих
зло в жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
«Соблазнам должно прийти в мир», — сказал Христос. Я думаю, что смысл этого изречения тот, что
познание истины недостаточно для того, чтобы отвратить людей от
зла и привлечь к добру. Для того, чтобы большинство людей узнало истину, им необходимо, благодаря грехам, соблазнам и суевериям, быть доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из заблуждения страдания.
Человек боится смерти и подлежит ей. Человек, не знающий добра и
зла, кажется счастливее, но он неудержимо стремится к этому
познанию. Человек любит праздность и удовлетворение похотей без страданий, и вместе с тем только труд и страдания дают жизнь ему и его роду.
Одновременно с этим Бог пробуждает в человеке сознание его тварной свободы тем, что дает ему закон или заповедь: «И заповедал Господь Бог, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа
познания добра и
зла не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17).
При изложении таинственного события в книге Бытия [После рассказа о заповеди, данной Адаму относительно древа
познания добра и
зла, бытописатель продолжает (Бытия, гл.2): «18.
С тех пор как человек восхотел жизненно ощутить антиномии творения и вкусил от древа
познания добра и
зла, это
зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым космическим началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей жизнь.
Во 2‑й главе заповедь о древе
познания добра и
зла, правда, предшествует созданию жены, но едва ли это можно рассматривать как изменение смысла повествования первой главы, а скорее как указание на опасность от искушения, возможного через жену.].
В этом горькие плоды
познания добра и
зла.
Познание добра и
зла связано с утратой райской цельности, но путь
познания добра и
зла до конца должен быть пройден.
Но срывание с древа
познания добра и
зла означает жизненный опыт
злой и безбожный, опыт возврата человека к теме небытия, отказ творчески ответить на Божий зов, противление самому миротворению.
Такова цена свободы, свободы
познания добра и
зла и свободы избрания добра и
зла.
Плоды с древа
познания добра и
зла оказались горьки, и горечь эта перешла в самое возникновение сознания.
И особенно горько
познание этическое,
познание добра и
зла.
Райское состояние означает питание с древа жизни и неведение добра и
зла, мы же питаемся с древа
познания добра и
зла, живем этим различением и переносим его на тот новый рай, который явится в конце мирового процесса.
О срывании с древа
познания добра и
зла, о возникновении различия между добром и
злом речь еще впереди.
Таким представляется результат вкушения от плодов с древа
познания добра и
зла.
Задача философской этики заключается совсем не в
познании происхождения и развития нравственных идей о добре и
зле, а в
познании самого добра и
зла.
Возникновение
познания добра и
зла имеет две принципиально различные стороны, и с этим связан парадокс генезиса добра и
зла.
Познание имеет своим предметом
зло, но оно само не есть
зло.
Закон явился в результате греха, но он бессилен вывести человека из того мира, в который он попал после того, как он сорвал с древа
познания добра и
зла, он бессилен преодолеть грех даже при совершенном его исполнении, не может спасти.
Но для определения характера этического
познания нужно сказать, что самое различение добра и
зла есть горькое различение, есть самое горькое в мире.
Из всех родов
познания познание этическое есть наиболее бесстрашное и наиболее горькое, ибо в нем раскрывается ценность и смысл жизни и в нем же разверзается грех и
зло.
Запрет же был предупреждением, что плоды с древа
познания добра и
зла горьки и смертельны.
Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и
познания добра и
зла.
Возможно истолкование
познания добра и
зла как грехопадения.
После того как человек вступил на путь различения добра и
зла, само
познание не есть
зло.
Познание добра и
зла отравило человека.
Человек пошел опытным путем
познания добра и
зла и должен пройти этот страдальческий путь, но не может претендовать на рай в середине этого пути.
Одинаково ошибочно и противоречиво сказать, что
познание добра и
зла есть
зло и что
познание добра и
зла есть добро.
И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом человек начал различать и оценивать, вкусил от древа
познания добра и
зла, стал по сю сторону добра и
зла.
Рай в конце предполагает, что человек уже прошел через обострение и раздвоение сознания, через свободу, через различение и
познание добра и
зла.
И новая этика должна быть
познанием не только добра и
зла, но и трагического, ибо оно постоянно переживается в нравственном опыте и страшно усложняет все нравственные суждения.
Опыт «
зла» обогащает «добро» вследствие того творческого напряжения, которое вызывает противоречие и борьба, того
познания, которое дает путем раздвоения и поляризации, путем изживания испытаний.
Чтобы хотя несколько удовлетворительно отвечать на вопрос, сделанный нам в начале главы, скажем о Фрице, что, несмотря на простоту его наружности и жеманство его движений, он был лукав, как дух, прельстивший нашу прабабушку в раю [Имеется в виду библейское предание о
злом духе, давшем вкусить первой женщине Еве яблоко с древа
познания добра и
зла.].
«Для чего познавать это чертово добро и
зло, когда это столько стоит?» Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно
познание добра и
зла.
Мировая гармония без свободы, без
познания добра и
зла, не выстраданная трагедией мирового процесса, ничего не стоит.