Неточные совпадения
Анна Аркадьевна читала и понимала, но ей неприятно было читать, то есть следить зa
отражением жизни других
людей.
«Вероятно, шут своего квартала», — решил Самгин и, ускорив шаг, вышел на берег Сены. Над нею шум города стал гуще, а река текла так медленно, как будто ей тяжело было уносить этот шум в темную щель, прорванную ею в нагромождении каменных домов. На черной воде дрожали, как бы стремясь растаять,
отражения тусклых огней в окнах. Черная баржа прилепилась к берегу, на борту ее стоял
человек, щупая воду длинным шестом, с реки кто-то невидимый глухо говорил ему...
Самгин чувствовал себя
человеком, который случайно попал за кулисы театра, в среду третьестепенных актеров, которые не заняты в драме, разыгрываемой на сцене, и не понимают ее значения. Глядя на свое
отражение в зеркале, на сухую фигурку, сероватое, угнетенное лицо, он вспомнил фразу из какого-то французского романа...
Все молчали, глядя на реку: по черной дороге бесшумно двигалась лодка, на носу ее горел и кудряво дымился светец, черный
человек осторожно шевелил веслами, а другой, с длинным шестом в руках, стоял согнувшись у борта и целился шестом в
отражение огня на воде;
отражение чудесно меняло формы, становясь похожим то на золотую рыбу с множеством плавников, то на глубокую, до дна реки, красную яму, куда
человек с шестом хочет прыгнуть, но не решается.
Рассматривая в зеркале тусклые
отражения этих
людей, Самгин увидел среди них ушастую голову Ивана Дронова. Он хотел встать и уйти, но слуга принес кофе; Самгин согнулся над чашкой и слушал.
Эта основная истина о свободе находила свое
отражение в учении об естественном праве, о правах
человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.
«Былое и думы» не историческая монография, а
отражение истории в
человеке, случайно попавшемся на ее дороге.
Западные культурные
люди рассматривают каждую проблему прежде всего в ее
отражениях в культуре и истории, то есть уже во вторичном.
Русские мыслили о всех проблемах по существу, как бы стоя перед тайной бытия, западные же
люди, отягченные своим прошлым, мыслили о всех проблемах слишком в культурных
отражениях, т. е. в русской мысли было больше свежести и непосредственности.
Молодые
люди записывали слова и музыку народных думок и песен, изучали предания, сверяли исторические факты с их
отражением в народной памяти, вообще смотрели на мужика сквозь поэтическую призму национального романтизма.
Камчатка порадовала, [Камчатка порадовала мужественным
отражением англо-французского нападения на Петропавловск; в защите родной земли участвовали казаки, мещане, камчадалы и алеуты; слабо вооруженный отряд в 300
человек отразил две высадки и, несмотря на сильную бомбардировку, обратил в бегство десант в 900
человек, сбросив в море 300 из них.] но это такая дробь, что почти незаметно проходят подвиги тамошней воительной силы.
Все-таки мы воздадим честь севастопольским героям; они только своей нечеловеческой храбростью спасли наше отечество: там, начиная с матроса Кошки до Корнилова [Корнилов Владимир Алексеевич (1806—1854) — вице-адмирал русского Черноморского флота, один из организаторов Севастопольской обороны; 5 октября 1854 года был смертельно ранен при
отражении штурма Малахова кургана.], все были Леониды при Фермопилах [Леониды при Фермопилах — Леонид — спартанский царь; в 480 году до н. э. защищал узкий проход Фермопилы с тремястами спартанцев, прикрывая от натиска персов отход греческих войск, пока все триста
человек не пали смертью храбрых.], — ура великим севастопольцам!
Потом, не доверяя зеркальному
отражению, они прибегали к графическому методу. Остро очиненным карандашом, на глаз или при помощи медной чертежной линейки с транспортиром, они старательно вымеряли длину усов друг друга и вычерчивали ее на бумаге. Чтобы было повиднее, Александров обводил свою карандашную линию чернилами. За такими занятиями мирно и незаметно протекала лекция, и молодым
людям никакого не было дела до идеала автора.
Передонов чувствовал в природе
отражения своей тоски, своего страха под личиною ее враждебности к нему, — той же внутренней и недоступной внешним определениям жизни во всей природе, жизни, которая одна только и создает истинные отношения, глубокие и несомненные, между
человеком и природою, этой жизни он не чувствовал.
Угол
отражения дроби (всегда равный углу падения) будет зависеть от того, как высок берег, на котором стоит охотник.] но даже бьют, или, правильнее сказать, глушат, дубинами, как глушат всякую рыбу по тонкому льду; [Как только вода в пруде или озере покроется первым тонким и прозрачным льдом, способным поднять
человека, ходят с дубинками по местам не очень глубоким.
Поверхность ее была темна, не видно было даже «цвету», только кой-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие
отражения звезд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо
человека…
«Как мальчишку, он меня учит», — обиженно подумал Пётр, проводив его. Пошёл в угол к умывальнику и остановился, увидав, что рядом с ним бесшумно двигается похожий на него
человек, несчастно растрёпанный, с измятым лицом, испуганно выкатившимися глазами, двигается и красной рукою гладит мокрую бороду, волосатую грудь. Несколько секунд он не верил, что это его
отражение в зеркале, над диваном, потом жалобно усмехнулся и снова стал вытирать куском льда лицо, шею, грудь.
Это хорошо знали и решились прямо сказать некоторые благородные и энергические
люди, желавшие, чтобы жизнь нашла свое
отражение в печатном слове всеми своими сторонами, хорошими и худыми, и всеми своими стремлениями, близкими и далекими.
Марья Герасимовна уже спала, и во всем верхнем этаже был только я один; в гостиной глядели на меня со стен портреты моих предков,
людей ничтожных и жестоких, а в кабинете неприятно подмигивало
отражение моей лампы в окне.
Он населил маленькое здание мертвецкой десятками и сотнями давно умерших
людей и пристально вглядывался в оконце, выходившее из ее подвала в уголок сада, видя в неровном
отражении света в старом радужном и грязном стекле знакомые черты, виденные им когда-то в жизни или на портретах.
Удовольствие Рыжова состояло в исполнении своего долга, а высший духовный комфорт — философствование о высших вопросах мира духовного и об
отражении законов того мира в явлениях и в судьбах отдельных
людей и целых царств и народов.
Основная форма заговора, говорит Л. Н. Веселовский, [Блок имеет в виду статью А. Н. Веселовского «Психологический параллелизм и его формы в
отражениях поэтического стиля» («Журнал министерства народного просвещения», 1898, март, стр. 51–54).] была двучленная, стихотворная или смешанная с прозаическими партиями; в первом члене параллели — призывалось божество, демоническая сила на помощь
человеку; когда-то это божество или демон совершили чудесное исцеление, спасли или оградили; какое-нибудь действие их напоминалось типически; во втором члене — являлся
человек, жаждущий такого же чуда, спасения, повторения сверхъестественного акта.
Эта ипостасность дробится и множится, как бы повторяемая в зеркальных
отражениях, и для данного случая можно, пожалуй, согласиться с Фейербахом, что
человек творил богов по собственному своему богоносному образу (хотя это и не значит, чтобы он их сочинял).
После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной
человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно-хорошо; все не совсем хорошее было откинуто. И
отражение это произошло не путем логической мысли, а другим, таинственным, непосредственным
отражением».
Картины с композицией, более обширною, при которой уже невозможна такая отделка подробностей, к какой мы привыкли, многим стали казаться оскорблением искусства, а между тем развивающаяся общественная жизнь новейшей поры, со всею ее правдой и ложью, мимо воли романиста, начала ставить его в необходимость отказаться от выделки чешуек селедки и
отражения окна в глазу
человека.
Если история живописи указывает на беспримерную законченность произведений Жерарда Дова, который выделывал чешуйки на селедке и, написав лицо
человека, изобразил в зрачках его
отражение окна, а в нем прохожего, то и русская словесность имела представителей в работах, которых законченность подробностей поразительна не менее, чем в картинах Жерарда Дова.
Вокруг искусства
людьми, которые более потребители, чем творцы, создается отвратительная снобическая атмосфера, которая свидетельствует о рабстве
человека, об утрате свободы духа вследствие душевных усложнений и уточнений, вследствие найденной возможности жить пассивными
отражениями, при сознании большей высоты и значительности этой жизни, чем жизнь обыденных
людей, человеческих масс.
Восприятие красоты в природе не есть пассивное
отражение и предполагает творческий акт
человека.
Тип эстета есть тип
человека пассивного, наслаждающегося пассивностью, живущего
отражениями, это — потребитель, а не творец.
Та же истина о двойной природе
человека, двойной и в то же время целостной, находит себе
отражение и в отношении человеческой личности к обществу и к истории, но тут она как бы опрокинута.
В романе мы видим
отражение глубочайшей душевной сущности Толстого, — его непоколебимую веру в то, что жизнь по существу своему светла и радостна, что она твердою рукою ведет
человека к счастью и гармонии и что
человек сам виноват, если не следует ее призывам.
Повторяю,
отражения всех этих взглядов в легальной литературе совершенно еще не существовало, когда Михайловский начал свою полемику против них. Положение получилось оригинальное. Михайловский писал статьи против марксистов, марксисты засыпали его негодующе-возражающими письмами, Михайловский возражал на эти письма. Читатель был в положении
человека, присутствующего при диалоге, где слышны речи только одного из участников.
Для
человека же, знающего себя не по
отражению в пространственном и временном существовании, а по своему возросшему любовному отношению к миру, уничтожение тени пространственных и временных условий есть только признак большей степени света.
Изучение всего этого важно для
человека, показывая ему, как в
отражении, то, что необходимо совершается в его жизни; но очевидно, что знание того, что уже совершается и видимо нами, как бы оно ни было полно, не может дать нам главного знания, которое нужно нам, — знания того закона, которому должна для нашего блага быть подчинена наша животная личность.
При предположении же о том, что жизнь
человека есть только его животное существование, и что благо, указываемое разумным сознанием, невозможно, и что закон разума есть только призрак, такое изучение делается не только праздным, но и губительным, закрывая от
человека его единственный предмет познания и поддерживая его в том заблуждении, что, исследуя
отражение предмета, он может познать и предмет.
Человеку полезно изучать и материал и орудие своей работы. Чем лучше он познает их, тем лучше он будет в состоянии работать. Изучение этих включенных в его жизнь видов существования — своего животного и вещества, составляющего животное, показывает
человеку, как бы в
отражении, общий закон всего существующего — подчинение закону разума и тем утверждает его в необходимости подчинения своего животного своему закону, но не может и не должен
человек смешивать материал и орудие своей работы с самой своей работой.
Человек сам не может примириться с тем, что он не ответствен за зло и преступление, что он не свободное существо, не дух, а
отражение социальной среды.
Совестно мне вслед за рассказом о печальной участи моей героини перенестись тотчас к лицу, погрязшему в омуте бесчестных дел, с клеймом преступника, и между тем довольному своею судьбою, счастливому. Но не так ли на сцене, где вращается жизнь человечества, стоят рядом добродетельный
человек и злодей,
люди с разными оттенками — беленький, черненький и серенький. А роман есть
отражение, копия этой жизни. С такою оговоркою приступаю к последнему сказанию о Киноварове-Жучке.
Такое сознание было лишь
отражением инертности, пассивности и статичности
человека.
Правда, и в нашу тюрьму, сквозь ее высокие стены, проникает иногда веяние того, что
люди невежественные называют случаем или даже роком и что является только необходимым
отражением общих законов, но потрясенная временно жизнь быстро возвращается в свое обычное русло, как река после разлива.
Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые
люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые
отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни. Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены.
После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной
человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал всё хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, чтò было истинно хорошо; всё несовсем хорошее было откинуто. И
отражение это происходило не путем логической мысли, а другим таинственным, непосредственным путем.