Неточные совпадения
Самгин указал несколько
фактов личного несчастья единиц, которые очень много сделали для
общего блага людей, и, говоря это, думал...
— Говорить можно только о
фактах, эпизодах, но они — еще не я, — начал он тихо и осторожно. — Жизнь — бесконечный ряд глупых, пошлых, а в
общем все-таки драматических эпизодов, — они вторгаются насильственно, волнуют, отягощают память ненужным грузом, и человек, загроможденный, подавленный ими, перестает чувствовать себя, свое сущее, воспринимает жизнь как боль…
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в
общем и глубоком смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования смысла “
фактов”».
Но историки и психологи говорят, что в каждом частном
факте общая причина «индивидуализируется» (по их выражению) местными, временными, племенными и личными элементами, и будто бы они-то, особенные-то элементы, и важны, — то есть, что все ложки хотя и ложки, но каждый хлебает суп или щи тою ложкою, которая у него, именно вот у него в руке, и что именно вот эту-то ложку надобно рассматривать.
Есть такие характеры, для которых частный
факт сам по себе мало интересен, служит только возбуждением к
общим мыслям, которые действуют на них гораздо сильнее.
Когда я делаю вывод из наблюдений,
общий обзор
фактов, я теперь в час кончаю то, над чем прежде должен был думать несколько часов.
Изолированные
факты отдельной жизни сами по себе далеко не определяют и не уясняют душевного роста. То, что разлито кругом, что проникает одним
общим тоном многоголосый хор жизни, невольно, незаметно просачивается в каждую душу и заливает ее, подхватывает, уносит своим потоком. Оглядываясь назад, можно отметить вехами только начало наводнения… Потом это уже сплошное, ровное течение, в котором давно исчезли первые отдельные ручьи.
«Реализм есть даже и не объяснение, а прямое выражение тех
фактов, которые непосредственно переживаются в акте высказывания
общего суждения».
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный смысл
факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под
общим именем самодурных.
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться
общим выводом, что он верно изображает действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его наблюдениям, до какой степени важны те стороны
фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он в них.
Гораздо полезнее их были те, которые внесли в
общее сознание несколько скрывавшихся прежде или не совсем ясных
фактов из жизни или из мира искусства как воспроизведения жизни.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся в его сознании, дает ему возможность тотчас же составить из них
общее понятие и, таким образом, немедленно перенести новый
факт из живой действительности в отвлеченную сферу рассудка.
Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего,
общего смысла во всяком, самом частном и случайном
факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
— А ты себя вправь! на то ты человек, ты мужчина; энергии тебе не занимать стать! Но как бы то ни было, разве можно, разве позволительно — частный, так сказать,
факт возводить в
общий закон, в непреложное правило?
Из обращения Тейтча к германскому парламенту мы узнали, во-первых, что человек этот имеет
общее a tous les coeurs bien nes [всем благородным сердцам (франц.)] свойство любить свое отечество, которым он почитает не Германию и даже не отторгнутые ею, вследствие последней войны, провинции, а Францию; во-вторых, что, сильный этою любовью, он сомневается в правильности присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии, потому что с разумными существами (каковыми признаются эльзас-лотарингцы) нельзя обращаться как с неразумными, бессловесными вещами, или, говоря другими словами, потому что нельзя разумного человека заставить переменить отечество так же легко, как он меняет белье; а в-третьих, что, по всем этим соображениям, он находит справедливым, чтобы совершившийся
факт присоединения был подтвержден спросом населения присоединенных стран, действительно ли этот
факт соответствует его желаниям.
Проституцией заражена наука, проституция — в искусстве, в нарядах, в мысли, а что же можно сказать против одного
факта, который является ничтожной составной частью
общего «прогресса».
Я охотно допускаю, что, например, в настоящую минуту, не найдется ничего предосудительного в том, что зрелых лет мужчина интересуется рабочим вопросом… на Западе; но ведь причина этого благополучного отношения заключается не в самой непредосудительности
факта, а в том, что
общее правило"как посмотреть"случайно приняло менее суровый характер.
— Под этими
фактами, — начал он, — кроется весьма серьезное основание, а видимая неустойчивость —
общая участь всякого народа, который социальные идеи не оставляет, как немцы, в кабинете, не перегоняет их сквозь реторту парламентских прений, как делают это англичане, а сразу берет и, прикладывает их к делу. Это
общая участь! И за то уж им спасибо, что они с таким самоотвержением представляют из себя какой-то оселок, на котором пробуется мысль человеческая. Как это можно? Помилуйте!
Часто случается мне получать письма от неизвестных лиц с изложением бесспорно интересных
фактов всякого рода неурядицы; однако ж я не могу воспользоваться сообщаемыми
фактами по той простой причине, что в виде
общих положений, иллюстрированных и подтвержденных, они уж не раз были мной заявляемы.
Не
факты действительного грабежа и вопиющего предательства священнейших интересов страны приводят их в негодование, но попытки отнестись к этим
фактам сознательно и указать их значение в связи с
общим жизненным строем.
— Так-с, так-с. Доложу вам, по моему мнению… а я могу-таки, при случае, свое слово молвить; я три года в Дерпте выжил… все эти так называемые
общие рассуждения, гипотезы там, системы… извините меня, я провинциал, правду-матку режу прямо… никуда не годятся. Это все одно умствование — этим только людей морочат. Передавайте, господа,
факты, и будет с вас.
— Не могу спорить с вами, не зная статьи… Но, смею спросить, сочинение вашего приятеля, барона Муффеля, вероятно, более придерживается
общих рассуждений, нежели
фактов?
Удаляясь
общих выводов и подробных рассуждений о значении Петра в нашей истории, мы старались только группировать однородные
факты, разрозненные в летописном порядке изложения г.
Из этих
фактов очевидно одно: что, вопреки
общему мнению, как замечает сам же историк в другом месте (том III, стр. 179), Петр искал за границею единственно средств ввести и утвердить в России морское дело, едва ли помышляя тогда о преобразовании своего государства по примеру государств западных.
В том и в другом случае он представляет
факты, сопровождая их некоторыми
общими замечаниями.
Подобным образом недавно объяснял этот
факт г. Щебальский в статье своей о правлении царевны Софии, обратившей на себя
общее внимание и отличающейся обилием ошибок.
Вот почему и светлая сторона древней Руси у г. Устрялова так богата
общими положениями и не представляет почти ни одного
факта, тогда как темная состоит исключительно из указаний на
факты народной жизни.
Если он имеет в виду частное проявление
общей идеи преобразования, то есть сближение с иноземцами для научения от них, то и в этом случае, как увидим, в жертву красноречию нужно будет принести
факты.
Тогда
общее впечатление было бы живее и полнее,
факты не терялись бы для читателя в разрозненности, как бы случайности.
Если он разумеет здесь
общую мысль преобразования государства, то он, очевидно, увлекается собственным красноречием, забывая о
фактах.
Кажется, лучше было бы, если бы историк позаботился о том, чтобы сгруппировать
факты истории Петра, осветивши их
общей идеей, не приданной им извне и насильственно, а прямо и строго выведенной из них самих.
Автор не менее, нежели кто-нибудь, признает необходимость специальных исследований; но ему кажется, что от времени до времени необходимо также обозревать содержание науки с
общей точки зрения; кажется, что если важно собирать и исследовать
факты, то не менее важно и стараться проникнуть в смысл их. Мы все признаем высокое значение истории искусства, особенно истории поэзии; итак, не могут не иметь высокого значения и вопросы о том, что такое искусство, что такое поэзия.
Удаление из него всех специальных исследований может быть сочтено за пренебрежение к ним или за следствие мнения, что
общие выводы могут обойтись без подтверждения
фактами.
Настоящий трактат ограничивается
общими выводами из
фактов, подтверждая их опять только
общими указаниями на
факты.
Автор думает, однако, что
общих указаний, им приводимых, достаточно, чтобы напомнить читателю десятки и сотни
фактов, говорящих в пользу мнений, излагаемых в этом трактате, и потому надеется, что краткость объяснений не есть бездоказательность.
Потому-то и дороже для них отвлеченные воззрения, чем живые
факты, важнее
общие принципы, чем простая жизненная правда.
Профаны дивятся иногда, как самые странные
факты, чрезвычайные явления легко покоряются у формалистов
общим законам, — дивятся — а между тем чувствуют, что при этом сделан какой-то фокус — изумительный, но неприятный для того, кто ищет добросовестного и дельного ответа.
Всеобщее, мысль, идея — начало, из которого текут все частности, единственная нить Ариадны, — теряется у специалистов, упущена из вида за подробностями; они видят страшную опасность:
факты, явления, видоизменения, случаи давят со всех сторон; они чувствуют природный человеку ужас заблудиться в многоразличии всякой всячины, ничем не сшитой; они так положительны, что не могут утешаться, как дилетанты, каким-нибудь
общим местом, и в отчаянии, теряя единую, великую цель науки, ставят границей стремления Orientierung [ориентацию (нем.).].
Пусть библиографы с презрением отвернутся от моего труда; пусть люди, ищущие все только
фактов, голых, сырых
фактов, — пусть они обвиняют меня в недостатке научного, мозольного исследования, в пристрастии к
общим взглядам, — пусть мой труд покажется им неосновательным, пустым, легким.
В нем упущено из виду то, что не частные явления жизни и истории вытекают из каких-то
общих начал и отвлеченных стремлений, а сами-то начала и стремления слагаются из частных
фактов, определяются частными нуждами и обстоятельствами.
Поэтому, кто не может указать ни на один определенный
факт, им совершенный, — тот не должен говорить и об
общем значении своей деятельности.
Отвлеченные понятия заменились у них живыми представлениями, подробности частных
фактов обрисовались ярче и отняли много силы у
общих определений.
Оно очень широко захватывает историю народов и очень определительно выражает собою
общее стремление нашего времени возводить
факты к идеям, а идеи призывать на окончательный суд и поверку
фактами.
Зато объяснение
фактов и
общий взгляд на развитие России — совершенно одинаково ошибочны, узки и странны, — как в первой, так и во второй части «Опыта» г. Жеребцова.
Высказывая свои
общие воззрения, Овэн сообщает здесь и некоторые
факты своей деятельности.
Для объяснения этого любопытного
факта надо припомнить положение английского общества и
общее движение идей в первую четверть нынешнего столетия.
Следовательно, тот, напр.,
факт, что при истощении тела от болезни усиливается деятельность воображения, нисколько не противоречит
общей гармонии организма, а, напротив, подтверждает её.
Из этого известия, не представляющего определенных
фактов, а говорящего
общими местами, видно, однако же, что обет трезвости строго был соблюдаем.
Однако же на этом дело не остановилось:
факт немилосердного возвышения цен и понижения качества вина, вместе с
общим увеличением дороговизны на все предметы, не был местным явлением, а тяготел равно над всею Россией).
Сколько ни подбирай отвлеченностей для решения этих вопросов, они не прояснятся, пока не будут переработаны в
общем сознании самые
факты общественной жизни, от которых зависит вся сущность дела.