Неточные совпадения
Гораздо полезнее их были те, которые внесли в
общее сознание несколько скрывавшихся прежде или не совсем ясных
фактов из жизни или из мира искусства как воспроизведения жизни.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся в его сознании, дает ему возможность тотчас же составить из них
общее понятие и, таким образом, немедленно перенести новый
факт из живой действительности в отвлеченную сферу рассудка.
Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего,
общего смысла во всяком, самом частном и случайном
факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться
общим выводом, что он верно изображает действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его наблюдениям, до какой степени важны те стороны
фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он в них.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный смысл
факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под
общим именем самодурных.
Неточные совпадения
Самгин указал несколько
фактов личного несчастья единиц, которые очень много сделали для
общего блага людей, и, говоря это, думал:
— Говорить можно только о
фактах, эпизодах, но они — еще не я, — начал он тихо и осторожно. — Жизнь — бесконечный ряд глупых, пошлых, а в
общем все-таки драматических эпизодов, — они вторгаются насильственно, волнуют, отягощают память ненужным грузом, и человек, загроможденный, подавленный ими, перестает чувствовать себя, свое сущее, воспринимает жизнь как боль…
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в
общем и глубоком смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования смысла “
фактов”».
Но историки и психологи говорят, что в каждом частном
факте общая причина «индивидуализируется» (по их выражению) местными, временными, племенными и личными элементами, и будто бы они-то, особенные-то элементы, и важны, — то есть, что все ложки хотя и ложки, но каждый хлебает суп или щи тою ложкою, которая у него, именно вот у него в руке, и что именно вот эту-то ложку надобно рассматривать.
Есть такие характеры, для которых частный
факт сам по себе мало интересен, служит только возбуждением к
общим мыслям, которые действуют на них гораздо сильнее.