Неточные совпадения
Согласитесь сами, что, припоминая ваше смущение, торопливость уйти и то, что вы держали руки, некоторое время, на столе; взяв, наконец, в соображение
общественное положение ваше и сопряженные с ним привычки, я, так сказать, с ужасом, и даже против
воли моей, принужден был остановиться на подозрении, — конечно, жестоком, но — справедливом-с!
Так бывает и в жизни религиозной, где слишком многие питаются чужим опытом и живут чисто словесной догматикой, и в жизни
общественной, где заученные партийные лозунги, формулы и слова повторяются без всякого самостоятельного акта
воли и мысли.
Этот внутренний процесс неизбежно приводит к внешнему изменению
общественного строя и
общественной системы, но всегда в соответствии с реальным содержанием и направлением народной
воли.
Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки характера, дисциплины
воли личной и
общественной, внутренней духовной работы.
Главная беда России — не в недостатке левости, которая может возрастать без всяких существенных изменений для русской общественности, а в плохой
общественной клетке, в недостатке настоящих людей, которых история могла бы призвать для реального, подлинно радикального преобразования России, в слабости русской
воли, в недостатке
общественного самовоспитания и самодисциплины.
В
общественной жизни все ведь — в силе, в энергии духа, в характере людей и обществ, в их
воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена.
Этот дух, совсем не противоположный правде демократических программ, прежде всего требует личного и
общественного перевоспитания, внутренней работы
воли и сознания, он ставит судьбу общественности в зависимость от внутренней жизни человеческой личности, нации, человечества, космоса.
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань
общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и
воли.
Таким образом, в силу самого чувства законности устраняется застой и неподвижность в
общественной организации, мысли и
воле дается простор и работа; нарушение формального status quo нередко требуется тем же чувством законности…
Он не может быть принужден к этому потому, что составляющие могущественное орудие против людей
общественного жизнепонимания, лишения и страдания, производимые насилием, не имеют для него никакой принудительной силы. Лишения и страдания, отнимающие у людей
общественного жизнепонимания то благо, для которого они живут, не только не могут нарушить блага христианина, состоящего в сознании исполнения
воли бога, но только могут усилить его, когда они постигают его за исполнение этой
воли.
И поэтому, как для того, чтобы вернее обеспечить жизнь, собственность, свободу,
общественное спокойствие и частное благо людей, так и для того, чтобы исполнить
волю того, кто есть царь царствующих и господь господствующих, мы от всей души принимаем основное учение непротивления злу злом, твердо веруя, что это учение, отвечая всем возможным случайностям и выражая
волю бога, в конце концов должно восторжествовать над всеми злыми силами.
Человек божеского жизнепонимания признает жизнь уже не в своей личности и не в совокупности личностей (в семье, роде, народе, отечестве или государстве), а в источнике вечной, неумирающей жизни — в боге; и для исполнения
воли бога жертвует и своим личным, и семейным, и
общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь. И религия его есть поклонение делом и истиной началу всего — богу.
Но не в его
воле было вдруг отрешиться от всех своих недостатков, имевших большею частию историческое происхождение, проникнувших весь характер народа и нередко связанных с самым
общественным его устройством.
Большая часть
общественных явлений не может быть изменена просто
волею частных лиц: нужно изменить обстановку, дать другие начала для общей деятельности, и тогда уже обличать тех, которые не сумеют воспользоваться выгодами нового устройства.
Картины с композицией, более обширною, при которой уже невозможна такая отделка подробностей, к какой мы привыкли, многим стали казаться оскорблением искусства, а между тем развивающаяся
общественная жизнь новейшей поры, со всею ее правдой и ложью, мимо
воли романиста, начала ставить его в необходимость отказаться от выделки чешуек селедки и отражения окна в глазу человека.
Он раб своей собственности и денег, раб
воли к обогащению, раб буржуазного
общественного мнения, раб социальных положений, он раб тех рабов, которых эксплуатирует и которых боится.
Если трагедия любви возникла от столкновения ценности любви с социальными институтами, связывающими человека, с порабощающей
волей родителей, с невозможностью развода, с боязнью
общественного мнения и пр., то это не есть еще чистая и вечная стихия трагического.
От
общественной деятельности, о которой она мечтала, она должна отказаться навсегда —
волею всесильного графа, ее мужа, у ней связаны руки более, нежели у жены самого простого человека.
Как Авив Щелоков, как человек с образованием и с мыслящей головой — он не считает всего этого верхом
общественного и нравственного уклада; но это дает ему свободу, какой не имеют"церковные"ни в господствующей церкви, ни в каком другом терпимом исповедании, и за это он благодарит судьбу и ни на какое другое положение по доброй
воле не променяет.
Полупросвещение, интеллигентское, пролетарское мышление видит в
общественной жизни, с одной стороны, исключительно субъективные интересы людей и людских групп, их злую
волю, их насилие и эксплуатацию, что и составляет содержание истории, с другой стороны, борьбу против всего этого и безграничную возможность достигнуть совершенного социального строя путем организованной и активной человеческой
воли, пролетарской или интеллигентской.
Всех рабочих, которые не сознали «идеи» пролетариата, не обладают истинной социалистической
волей, можно и должно лишить права на изъявление
воли и направление
общественной жизни.
Полупросвещение, классовая философия истории объясняет все злой
волей эксплуататоров и не способна познать те объективные начала государственного,
общественного и культурного бытия, которые возвышаются над всяким произволом людей.
Но внутри познания, внутри
общественной жизни пробуждается религиозная
воля.
Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, — не молитва
общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (Мф. VI, 5—13), а молитва, образец которой дан нам Христом, — уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от
воли бога.