В то время, когда на юбилее московского актера упроченное тостом явилось общественное мнение, начавшее карать всех преступников; когда грозные комиссии из Петербурга поскакали на юг ловить, обличать и казнить комиссариатских злодеев; когда во всех городах задавали с речами обеды севастопольским героям и им же, с оторванными руками и ногами, подавали трынки, встречая их на мостах и дорогах; в то время, когда ораторские таланты так быстро развились в народе, что один целовальник везде и при всяком случае писал и печатал и наизусть сказывал на обедах речи, столь сильные, что блюстители порядка должны были вообще принять укротительные меры против красноречия целовальника; когда в самом аглицком клубе отвели особую комнату для обсуждения общественных дел; когда появились журналы под самыми разнообразными знаменами, — журналы, развивающие европейские начала на европейской почве, но с русским миросозерцанием, и журналы, исключительно
на русской почве, развивающие русские начала, однако с европейским миросозерцанием; когда появилось вдруг столько журналов, что, казалось, все названия были исчерпаны: и «Вестник», и «Слово», и «Беседа», и «Наблюдатель», и «Звезда», и «Орел» и много других, и, несмотря на то, все являлись еще новые и новые названия; в то время, когда появились плеяды писателей, мыслителей, доказывавших, что наука бывает народна и не бывает народна и бывает ненародная и т. д., и плеяды писателей, художников, описывающих рощу и восход солнца, и грозу, и любовь русской девицы, и лень одного чиновника, и дурное поведение многих чиновников; в то время, когда со всех сторон появились вопросы (как называли в пятьдесят шестом году все те стечения обстоятельств, в которых никто не мог добиться толку), явились вопросы кадетских корпусов, университетов, цензуры, изустного судопроизводства, финансовый, банковый, полицейский, эманципационный и много других; все старались отыскивать еще новые вопросы, все пытались разрешать их; писали, читали, говорили проекты, все хотели исправить, уничтожить, переменить, и все россияне, как один человек, находились в неописанном восторге.
Неточные совпадения
Славянофильство прежде всего утверждало своеобразный тип
русской культуры
на почве восточного православия и противопоставляло его западному типу культуры и католичеству.
На необъятной
русской равнине возвышаются церкви, подымаются святые и старцы, но
почва равнины еще натуралистическая, быт еще языческий.
Нам,
русским, необходимо духовное воодушевление
на почве осознания великих исторических задач, борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш дух, а не
на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
И даже отпадавшие от православия
русские люди остаются православными по своему душевному типу, и труднее всего им постигнуть католическую культуру и душевный тип,
на ее
почве вырастающий.
На этой же
почве рождается и давно известная слабость
русской воли,
русского характера.
Я принес с собой также своеобразный
русский анархизм
на религиозной
почве, отрицание религиозного смысла принципа власти и верховной ценности государства.
Для меня было ясно, что
на почве русского православия было меньше единства, чем не только
на католической, но и
на протестантской
почве.
Нигилизм типически
русское явление, и он родился
на духовной
почве православия, в нем есть переживание сильного элемента православной аскезы.
Но
на почве марксизма у нас возникнет среди левой интеллигенции течение более высокой и сложной культуры, подготовившее
русский идеализм начала XX в.
Толстовское учение о непротивлении, толстовское отрицание насилий истории могло возникнуть лишь
на русской духовной
почве.
На почве русского православия, взятого не в его официальной форме, быть может, возможно раскрытие нового учения о человеке, а значит, и об истории и обществе.
Романтический
русский царь был вдохновителем Священного союза, который, по его идее, должен был быть союзом народов
на почве христианского универсализма.
Только
на обеспеченной всем и ничего не делающей
русской дворянской
почве мог вырасти такой прекрасный и в то же время столь малодействующий плод.
Я обращаю особенное ваше внимание, господа,
на приведенные сейчас рубрики; мы начнем именно с них, чтобы разрешением этих вопросов расчистить
почву для более широких начинаний уже в области
русской промышленности вообще, где пред нами встанут другие вопросы и другие задачи.
На Урал Перекрестов явился почти делегатом от горнопромышленных и биржевых тузов, чтобы «нащупать
почву» и в течение двух недель «изучить
русское горное дело», о котором он будет реферировать в разных ученых обществах, печатать трескучие фельетоны и входить с докладными записками в каждую официальную щель и в каждую промышленную дыру.
В Александровском училище нет даже и следов того, что в других военных школах, особенно в привилегированных, называется «цуканьем» и состоит в грубом, деспотическом и часто даже унизительном обращении старшего курса с младшим: дурацкий обычай, собезьяненный когда-то, давным-давно, у немецких и дерптских студентов, с их буршами и фуксами, и обратившийся
на русской черноземной
почве в тупое, злобное, бесцельное издевательство.
Это вдвойне меня огорчило: во-первых, потому, что я искренно любил Феденьку и мне всегда казалось, что он может сделать свою карьеру только
на либеральной
почве, а во-вторых, и потому, что меня в это время уже сильно начали смущать будущие судьбы
русского либерализма.
Несмотря
на то что мы,
русские, никогда особенно деятельно не заявляли себя с политической стороны, никто не способен с таким упорством оставаться
на исключительна политической
почве деятельности, как мы.
Разумеется, иезуиты
русские, лыком шитые, вскормленные
на почве крепостного права и сопряженных с ним: лганья, двоедушия, коварства и пр.
Далее г. Афанасьев говорит, что «сатира, состоя в тесной связи с теми преобразованиями, какие задумывала и совершала великая Екатерина, бросала
на восприимчивую
почву русской народности живительное семя» (стр. 2).
В этой встрече Анатоля с графом Ксаверием мне хотелось представить нашу
русскую натуру, широкую, но распущенную, многостороннюю, но не устоявшуюся в соприкосновении с натурой польской, определенной, испытанной, односторонней, не идущей вперед, но твердо стоящей
на своей
почве.
С иностранцами могла бы выйти прескверная история, и барин, стоя
на почве, понимал, что
русское изобретение только один
русский же национальный гений и может преодолеть.
Прилегавшая к
русским позициям местность была сплошь покрыта болотом,
на вязкой
почве которого не было никакой возможности уставить тяжелых орудий, чтобы принять с равной силой вызов неприятельских батарей.
На всем моем долгом веку я не встречал
русского эмигранта, который по прошествии более двадцати лет жизни
на чужбине (и так полной всяких испытаний и воздействий окружающей среды) остался бы столь ярким образцом московской интеллигенции 30-х годов
на барско-бытовой
почве.
Его замысел не был навеян ближайшей
русской жизнью, а представлял собою интимную супружескую драму, но все же
на русской, барской
почве.
И как проповедь театрального нутра в половине 50-х годов нашла уже целую плеяду московских актеров, так и суть"стасовщины"упала
на благодарную
почву. Петербургская академия и Московское училище стали выпускать художников-реалистов в разных родах.
Русская жизнь впервые нашла себе таких талантливых изобразителей, как братья Маковские, Прянишников, Мясоедов, потом Репин и все его сверстники. И
русская природа под кистью Шишкина, Волкова, Куинджи стала привлекать правдой и простотой настроений и приемов.
Если нам,
русским, приходилось постоянно терпеть задирания и часто прямые оскорбления, то еще в большей мере все это выпадало
на долю евреев. Конечно, подавляющее большинство корпорантов были антисемиты, еврею почти немыслимо было попасть в корпорацию равноправным товарищем баронов Икскулей и Тизенгаузенов. Оскорбляли и задирали евреев где только и как было можно. И
на этой
почве, как реакция, вырабатывались очень своеобразные типы.
В нигилизме в деформированном виде отразилась еще одна черта
русского православного религиозного типа — нерешенность
на почве православия проблемы культуры.
На почве перенесения в Россию марксистских идей среди
русских социал-демократов возникло между прочим направление «экономизма», которое политическую революцию возлагало
на либеральную и радикальную буржуазию, а среди рабочих считало нужным организовывать чисто экономическое, профессиональное движение.
На вершинах своего творческого пути
русский гений остро чувствовал свое одиночество, оторванность от
почвы, свою вину — и бросался вниз, хотел приникнуть к земле и к народу.
Русская творческая религиозная мысль, начиная с Хомякова, стояла
на путях религиозной реформации
на православной
почве.
Он вырос
на почве культурного
русского барства.
«Непонимающие» мужчины были другого мнения, они стояли
на почве законности и не допускали ошибки в таком важном учреждении, как
русское посольство в Константинополе.
В древнерусском притязании
русского народа, что Россия — Третий Рим, были несомненные элементы юдаизма
на христианской
почве.
Одержав, как ему казалось, нравственную победу над графом, он возомнил о своем уме и способностях и даже решился вступить в борьбу с всесильным графом Аракчеевым
на почве излюбленной последним заветной идеи будущей несомненной и неисчислимой пользы организуемых им военных поселений, долженствовавших покрыть своею сетью всю Россию,
на страх,
на самом деле, встрепенувшейся при известии о преобразовании в этом смысле
русского военного быта, Европе.
Все эти еретики, говоря каноническим языком, — все эти секты — не наши, не
русские; они возникли и развились не
на русской народной
почве, а занесены к нам в разные эпохи из чужих краев и привились к
русскому народу, как нечто чуждое и доселе.
На этой
почве развилась метафизическая истерия в
русском народном характере.