Неточные совпадения
А самомнение европейского, буржуазного и
научного, цивилизаторского
сознания — явление столь жалкое и пошлое, что оно духовно может рассматриваться лишь как симптом наступающего конца Европы — монополиста всемирной цивилизации.
С точки зрения современной психологии мою изначальную тему можно было бы формулировать как различение между бессознательным и
сознанием, но
научная психология и ее представители не способны к философскому обоснованию и развитию учения о бессознательном.
Мистическое и религиозное познание не менее общеобязательно и твердо, чем познание
научное и рациональное, потому что растет из недр церковного
сознания и церковного разума.
«
Научная» философия есть в значительной степени предрассудок современного
сознания, от которого не вполне свободен и сам Лосский.
Люди «
научного»
сознания полны всякого рода вер и даже суеверий: веры в прогресс, в закономерность природы, в справедливость, в социализм, веры в науку — именно веры.
Религиозное
сознание в противоположность
научному воспринимает и осмысливает абсолютно индивидуальное, и никакого иного бытия, кроме индивидуального, для него не существует.
Когда дано было более 50 ударов, крестьянин перестал кричать и шевелиться, и доктор, воспитанный в казенном заведении для служения своими
научными знаниями своему государю и отечеству, подошел к истязуемому, пощупал пульс, послушал сердце и доложил представителю власти, что наказываемый потерял
сознание и что, по данным науки, продолжать наказание может быть опасным для его жизни.
Само собою разумеется, то, что отлагается в
сознании в форме мифа, вступая в общее человеческое
сознание, затрагивает все способности души, может становиться предметом мысли,
научного изучения и художественного воспроизведения.
Слова и письмена, начертанные на человеческом языке со всей исторической конкретностью и обусловленностью, для
научного изучения являются только литературно-историческим памятником, для верующего же
сознания реально суть Слово Божие, историческая оболочка лишь прикрывает их божественное содержание.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем
сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного
сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного
сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем
научной индукции.
Язычество благодаря своей мистической зрячести видит «богов» там, где нашему «
научному»
сознанию доступны лишь мертвые «силы природы».
Мы отмечаем лишь то своеобразное употребление трансцендентально-аналитического метода, которое он получает здесь в руках своего творца, и особенно то расширенное его понимание, при котором ему ставится задача вскрыть условия не только
научной и этической, но и эстетической значимости, причем анализ этих сторон
сознания ведется не в субъективно-психологической, а в трансцендентальной плоскости.
Подобным же образом и догматы в том виде, как изучает их Dogmengeschichje [История догматов (нем.) — название фундаментального исследования А. Гарнака (т. 1–3, 1885–1889).], суть лишь доктринальные тезисы, Lehrsätze [
Научное положение, тезис (нем)], исторически обусловленные в своем возникновении, для религиозного же
сознания они суть символы встреч с Божеством, религиозные реальности.
Наука и
научное предвидение обеспечивают человека и дают ему силу, но они же могут опустошить
сознание человека, оторвать его от бытия и бытие от него.
После того прошло добрых два года, и в этот период я ни разу не приступал к какой-нибудь серьезной"пробе пера". Мысль изменить
научной дороге еще не дозрела. Но в эти же годы чтение поэтов, романистов, критиков, особенно тогдашних русских журналов, продолжительные беседы и совместная работа с С.Ф.Уваровым, поездки в Россию в обе столицы. Нижний и деревню — все это поддерживало работу"под порогом
сознания", по знаменитой фразе психофизика Фехнера.
Для Плеханова это был прежде всего вопрос изменения
сознания, т. е. вопрос
научный и философский.
Исмайлов нашептывал на полковника Копцевичу, когда они с генералом случались наедине, а потом подступал к полковнику с «ударами» тяжелой
научной критики, а полковник прямо, с налету, «все острил» на его счет, и притом, по собственному
сознанию Исмайлова, «острил очень иногда удачно».
Но германское критическое
сознание пришло не только к тому, что философия должна быть
научной, — оно признало власть научности и над сферой религиозной, моральной, эстетической, общественной.
В истории философского
сознания есть своя, не
научная логика.
Это коренная германская идея, что все должно быть оправдано
научным гносеологическим
сознанием.
При таком понимании ясно, что философская интуиция кажется менее общеобязательной, чем
научное дискурсивное мышление, лишь от понижения до минимума духовной общности, общности
сознания.
Современное
сознание одержимо идеей «
научной» философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей «научности» [Очень характерна для
научных стремлений современной философии статья Гуссерля «Философия как строгая наука» в «Логосе» (1911 г.
В самой Библии для схоластического
сознания заключалась не только вечная религиозная истина, но и истина
научная — наивная, детская астрономия, геология, биология, которые скреплены были с религией.
Это
сознание растет, а не убывает, оно теснит
сознание официально-научное и официально-здравомыслящее.
Для Булгакова, соединяющего в своем
сознании религиозное и
научное отрицание творчества, человек призван лишь хозяйствовать в мире, а не творить.
Научная общеобязательность современного
сознания есть общеобязательность суженного, обедненного духа; это — разрыв духовного общения и сведение его к крайнему минимуму, столь же внешнему, как общение в праве.
В
сознании Бергсона философия творчески рвется из тисков
научной необходимости и рационалистической скованности.