Неточные совпадения
«Мы, говорит, должны быть благодарны
власти за то, что она штыками охраняет нас от ярости
народной», — понимаешь?
— «Любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к
народному благу парализовала любовь к истине, уничтожила интерес к ней». «Что есть истина?» — спросил мистер Понтий Пилат. Дальше! «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться его мы должны пуще всех казней
власти и благословлять эту
власть, которая одна, своими штыками, охраняет нас от ярости
народной…»
Но эта
власть лучших должна быть порождена из самых недр
народной жизни, должна быть имманентна народу, его собственной потенцией, а не чем-то навязанным ему извне, поставленным над ним.
Разберите моральные правила, которые в ходу с полвека, чего тут нет? Римские понятия о государстве с готическим разделением
властей, протестантизм и политическая экономия, Salus populi и chacun pour soi. [
народное благо (лат.);…каждый за себя (фр.).] Брут и Фома Кемпийский, Евангелие и Бентам, приходо-расходное счетоводство и Ж.-Ж. Руссо. С таким сумбуром в голове и с магнитом, вечно притягиваемым к золоту, в груди нетрудно было дойти до тех нелепостей, до которых дошли передовые страны Европы.
Во Франции, напротив, полиция — самое
народное учреждение; какое бы правительство ни захватило
власть в руки, полиция у него готова, часть народонаселения будет ему помогать с фанатизмом и увлечением, которое надобно умерять, а не усиливать, и помогать притом всеми страшными средствами частных людей, которые для полиции невозможны.
Русский народ не только был покорен
власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в
народных песнях, и Пугачева.
Самодержавная монархия, основанная на
народном избрании и
народном доверии, есть минимум государства, минимум
власти, так, по крайней мере, должно быть.
Интеллигенция и была раздавлена между двумя силами — силой царской
власти и силой
народной стихии.
Раньше обоготворяли человека-папу и человека-цезаря и этим изменяли Богу, потом стали обоготворять всех людей, человечество,
народную волю, изменяли Богу во имя той же человеческой
власти — народовластия.
В другой половине дома, рядом с почтовым отделением, была открыта на собранные пожертвования
народная библиотека, названная именем В.А. Гольцева. Эта вывеска красовалась не более недели: явилась полиция, и слова «имени Гольцева» и «
народная» были уничтожены, а оставлено только одно — «библиотека». Так грозно было в те времена имя Гольцева и слово «народ» для
властей.
С своей стороны, каждая из действующих кучек, делая прозелитов и распространяясь боковыми отделениями в бесконечность, имеет в задаче систематическою обличительною пропагандой беспрерывно ронять значение местной
власти, произвести в селениях недоумение, зародить цинизм и скандалы, полное безверие во что бы то ни было, жажду лучшего и, наконец, действуя пожарами, как средством
народным по преимуществу, ввергнуть страну, в предписанный момент, если надо, даже в отчаяние.
Потому, когда я пожаловался на него, государь чрезвычайно разгневался; но тут на помощь к Фотию не замедлили явиться разные друзья мои: Аракчеев [Аракчеев Алексей Андреевич (1769—1834) — временщик, обладавший в конце царствования Александра I почти неограниченной
властью.], Уваров [Уваров Сергей Семенович (1786—1855) — министр
народного просвещения с 1833 года.], Шишков [Шишков Александр Семенович (1754—1841) — адмирал, писатель, президент Российской академии, министр
народного просвещения с 1824 по 1828 год.], вкупе с девой Анной, и стали всевозможными путями доводить до сведения государя, будто бы ходящие по городу толки о том, что нельзя же оставлять министром духовных дел человека, который проклят анафемой.
Когда под влиянием революционного натиска
народных масс, возмущенных социальной политикой реакционной
власти и ее неспособностью организовать сопротивление вторгшимся пруссакам, император был низложен и была провозглашена республика, Гамбетта стал министром внутренних дел в т. н. «правительстве национальной обороны».
— Вам снова, — говорит, — надо тронуться в путь, чтобы новыми глазами видеть жизнь народа. Книгу вы не принимаете, чтение мало вам даёт, вы всё ещё не верите, что в книгах не человеческий разум заключён, а бесконечно разнообразно выражается единое стремление духа
народного к свободе; книга не ищет
власти над вами, но даёт вам оружие к самоосвобождению, а вы — ещё не умеете взять в руки это оружие!
И вот со степи татары подошли, но не нашлось в князьях воителей за свободу
народную, не нашлось ни чести, ни силы, ни ума; предали они народ орде, торговали им с ханами, как скотом, покупая за мужичью кровь княжью
власть над ним же, мужиком.
И если Мое царствование не возвело еще России на высочайшую степень
народного блаженства, то помните, что
власть Государя не есть всемогущество Небесное, Которого воля есть уже совершение; помните, что Империи цветут веками, и что Провидение требует от Царей только возможного блага.
Какой Монарх на троне дерзнул — так, дерзнул объявить своему народу, что слава и
власть Венценосца должны быть подчинены благу
народному; что не подданные существуют для Монархов, но Монархи для подданных?
Академия Художеств существовала в России едва ли не одним именем; Екатерина даровала ей истинное бытие, законы и права, взяв ее под личное Свое покровительство, в совершенной независимости от всех других
властей; основала при ней воспитательное училище, ободряла таланты юных художников; посылала их в отчизну Искусства, вникать в красоты его среди величественных остатков древности, там, где самый воздух вливает, кажется, в грудь чувство изящного, ибо оно есть чувство
народное; где Рафаэль, ученик древних, превзошел своих учителей, и где Микель Анджело один сравнялся с ними во всех Искусствах.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в сознание народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась
власть над народом; с другой стороны, языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях
народного быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Государственная
власть в
народном представлении от первоисточника своего — монарха разветвлялась так: первое лицо в государстве — государь, правящий всем государством; за ним второе — губернатор, который правит губерниею, и потом прямо за губернатором непосредственно следует третье — городничий, «сидящий на городу».
Для нас, не посвященных в простое таинство души заклинателя — в его
власть над словом, превращающую слово в дело, — это может быть смешно только потому, что мы забыли
народную душу, а может быть, истинную душу вообще; для непосвященного с простою душой, более гармоничной, менее охлажденной рассудком, чем наша, — такое таинство страшно; перед ним — не мертвый текст, с гордостью записанный со слов деревенского грамотея, а живые, лесные слова; не догматический предрассудок, но суеверная сказка, а творческий обряд, страшная быль, которая вот сейчас вырастет перед ним, заколдует его, даст или отнимет благополучие или, еще страшнее, опутает его неизвестными чарами, если того пожелает всемогущий кудесник.
Такую имеют
власть в Испании
народные обычаи!
Граждане в сию последнюю ночь
власти народной не смыкали глаз своих, сидели на Великой площади, ходили по стогнам, нарочно приближались к вратам, где стояла воинская стража, и на вопрос ее: «Кто они?» — еще с тайным удовольствием ответствовали: «Вольные люди новогородские!» Везде было движение, огни не угасали в домах: только в жилище Борецких все казалось мертвым.
Эта последняя или сознает себя орудием Высшей Воли, — и тогда мы имеем
власть «Божией милостию», или же видит в себе мистическое осуществление
народного, верховенства.
Народные же массы все более проникаются чисто утилитарным пониманием
власти, а утилитаризм в качестве основного и решающего критерия в политике есть нечто иное, как революция en permanence, либо скрытая и тлеющая под пеплом, либо уже вспыхнувшая.
Народное сознание, пока оно не затянуто еще в своих глубинах песком рационализма, не колеблясь, исповедует особый священный авторитет
власти.
Представим себе недавнее прошлое Италии. Гарибальди со своею удалою тысячью высадился в Сицилии. Как будто ураганом ударило по
народному морю, — оно взволновалось и закипело, ринулось на твердыни насильнической
власти, опрокинуло их и смыло. И юг Италии свободен, бежит из Неаполя трусливый и жестокий Франческо Второй, и
народный вождь вступает в столицу.
Персоналистический социализм должен быть не классовым, а
народным и человеческим, т. е. свободным от
власти классового общества, порождающего новое рабство.
Да и большая часть анархических учений противопоставляет не свободу человеческой личности
власти общества и государства, а свободу
народной стихии
власти государства, оставляя
народный коллектив безраздельным господином.
Бояться можно
властей этого обыденного мира, царей,
народных комиссаров или жандармов, но не Бога.
Лишь в эпоху эллинистическую, ко времени явления Христа в религиозном сознании иудаизма духовный элемент начинает освобождаться от
власти элемента натуралистического, что означает высвобождение личности, выход ее из растворенности в родовой,
народной жизни.
В Отделе,
народного образования, — сокращенно: «Отнаробраз», — работа била ключом. Профессор Дмитревский, оказалось, был еще и прекрасным организатором. Комиссаром его не утвердили, — он был не коммунист. Комиссаром был юный студент-математик, не пытавшийся проявлять своей
власти и конфузливо уступивший руководство Дмитревскому. Официально Дмитревский числился членом коллегии.
Первая моя экскурсия в деревню летом 1861 года длилась всего около двух месяцев; но для будущего бытописателя-беллетриста она не прошла даром. Все это время я каждый день должен был предаваться наблюдениям и природы, и хозяйственных порядков, и крестьянского"мира", и
народного быта вообще, и приказчиков, и соседей, и местных
властей вроде тех, кто вводил меня во владение.
Было и в России и за границей впечатление, что друг против друга стоят две огромных силы: самодержавие со своим всеохватывающим полицейским аппаратом и неуловимый исполнительный комитет «
Народной Воли», держащий в непрерывном трепете бессильную против него
власть.
Народное православие разрывает с церковной иерархией и с государственной
властью.
Конец бумаги заключал в себе объявление, что Последний Новик бежал и с того времени скитался по разным землям, ныне же оказался в Чуди у раскольников, похваляется быть сыном царевны Софии Алексеевны и возжигает против законной
власти новые мятежи
народные. В указе назначалась большая награда тому, кто поймает его и представит первому местному начальству, которое обязано было, сличив пойманного с означенными приметами, немедленно казнить отсечением головы.
Видны везде
власть, великолепие, фортуна; везде вытягивается временщик; но где сила
народной любви? где человек
народный, вековой?
Царская
власть, санкционированная религиозно в сознании народа, и охраняла культурный слой от
народной тьмы, и гнала его.
Предлагался в князья Болгарии Алеко-паша, и уже, как последний исход, обратились к Блистательной Порте с предложением, что
народное собрание изберет князем Болгарии турецкого султана под условием, что он присоединит Македонию к болгарскому княжеству, под общею
властью назначенного ими наместника.
Веселая и казалось праздная жизнь не мешала графу исполнять повеление своей государыни. Он повидался с Бестужевым и «
власть имущей в Москве особой», получил от них обоих подтверждение истины рассказов Кости и Маши о деяниях Дарьи Николаевны Салтыковой, прислушался к
народному в Москве о ней говору и обо всем подробно донес императрице. Вскоре был получен ответ: «нарядить тайное следствие».
Высший культурный слой, не имевший крепких культурных традиций в русской истории, не чувствовавший органической связи с дифференцированным обществом, с сильными классами, гордыми своим славным историческим прошлым, был поставлен между двумя таинственными стихиями русской истории — стихией царской
власти и стихией
народной жизни.
Политические парламенты — выродившиеся говорильни — будут заменены деловыми профессиональными парламентами, собранными на основах представительства реальных корпораций, которые будут не бороться за политическую
власть, а решать жизненные вопросы, решать, например, вопросы сельского хозяйства,
народного образования и т. п. по существу, а не для политики.
Эта
власть оказалась
народной в очень нелестном для нее смысле.
Грянула революция, пала старая
власть, и сломлены были все препятствия для изъявления
народной воли.
Она попала под
власть государства, потому что внутри самой
народной церкви русские анархические начала были сильнее начал организующих, начал истинного самоуправления.
Государственная
власть зиждется на предании, на науке, на
народном избрании, на грубой силе, на чем хотите, но только не на церкви.
Народные массы обычно равнодушны к политике и не в силах никогда осуществить воли к
власти.
Но это совсем не значит, что
народные массы, которые нельзя уже вернуть к состоянию до мировой катастрофы, непременно будут осуществлять волю к политической
власти в политических демократиях, через всеобщее избирательное право и пр.
Русское народничество, если взять его глубже, было обратной стороной порабощенности народа, отсутствия самоуправления в
народной жизни, вечной зависимости от чуждой
власти.
И нужно сказать, что цензура разбушевавшейся массы
народной всегда страшнее, чем цензура правительственной
власти, от которой многое ускользает.