Неточные совпадения
Роковым последствием техники, подчиненной лишь собственному
закону, порождающему технические
мировые войны, является непомерное возрастание этатизма.
В силу какого-то почти биологического
закона,
закона биологической социологии, великие или, по терминологии Н.Б. Струве, величайшие державы стремятся к бесконечному и ненасытному расширению, к поглощению всего слабого и малого, к
мировому могуществу, хотят по-своему цивилизовать всю поверхность земного шара.
Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь
закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать
мировую жизнь.
В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского
мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых
законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
Но сейчас я остро сознаю, что, в сущности, сочувствую всем великим бунтам истории — бунту Лютера, бунту разума просвещения против авторитета, бунту «природы» у Руссо, бунту французской революции, бунту идеализма против власти объекта, бунту Маркса против капитализма, бунту Белинского против
мирового духа и
мировой гармонии, анархическому бунту Бакунина, бунту Л. Толстого против истории и цивилизации, бунту Ницше против разума и морали, бунту Ибсена против общества, и самое христианство я понимаю как бунт против мира и его
закона.
— Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом… А ежели я вру, так пущай
мировой рассудит. У него в
законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…
Но религиозный смысл
мирового процесса в том и заключается, что свобода побеждает необходимость, благодать побеждает
закон, мир сверхприродный побеждает мир природный.
Но существует во всей живущей, никогда не умирающей
мировой природе какой-то удивительный и непостижимый
закон, по которому заживают самые глубокие раны, срастаются грубо разрубленные члены, проходят тяжкие инфекционные болезни, и, что еще поразительнее, — сами организмы в течение многих лет вырабатывают средства и орудия для борьбы со злейшими своими врагами.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного
закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке духом злобы порожденного хаоса с новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился дух божий; в течение шести
мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей; дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
— Кто? я-то! Нет, мой друг, я не граблю; это разбойники по большим дорогам грабят, а я по
закону действую. Лошадь его в своем лугу поймал — ну и ступай, голубчик, к
мировому! Коли скажет
мировой, что травить чужие луга дозволяется, — и Бог с ним! А скажет, что травить не дозволяется, — нечего делать! штраф пожалуйте! По
закону я, голубчик, по
закону!
За табльдотом мы познакомились. Оказалось, что он помпадур, и что у него есть"вверенный ему край", в котором он наступает на
закон. Нигде в другом месте — не то что за границей, а даже в отечестве — он, милая тетенька, наступать на
закон не смеет (составят протокол и отошлют к
мировому), а въедет в пределы"вверенного ему края" — и наступает безвозбранно. И, должно быть, это занятие очень достолюбезное, потому что за границей он страшно по нем тосковал, хотя всех уверял, что тоскует по родине.
Делать нечего, велит помещик закладывать лошадей и, по незнанию
законов, отправляется за двадцать, за тридцать верст искать правосудия к
мировому посреднику.
В
мировые судьи выбираться — но мы не только
законов не знаем, а просто двух фраз толково связать не можем — только смех один!
Сей, тоже по незнанию
законов, принимает просьбу, но через две недели, посоветовавшись с своим письмоводителем, объявляет просителю, что ныне уже порядки не те, и направляет его к
мировому судье.
— Позвольте-с! Позвольте! — перебил его Хмурин, как-то отстраняя даже рукою его доказательства. — Господину
мировому судье
закон тоже позволяет судить по совести — раз!.. Второе — коли убийцу какого-нибудь или вора судят присяжные, суди и драчуна присяжные: суд для всех должен быть одинакий!
Общей связи этих понятий, общего
закона мирового мы не сознавали, не осязали, хотя смутно толковали о нем, силились отдать себе в нем отчет…
В первые годы жизни человек еще не умеет мыслить о предметах отвлеченных; тем менее могут быть ему доступны общие начала и вечные
законы мировой жизни.
«
Законы природы», идея о все общей
мировой детерминированности, о каком-то perpetuum mobile [Вечный двигатель (лат.).] есть необходимое вспомогательное орудие познания, его прагматические костыли, опираясь на них человек расширяет свою мощь и положительную свободу.
При данном состоянии мира и человека
мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического
закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «духовному» восприятию сил природы.
Лики
мировой мойры определяются как естественные «
законы»
мирового и исторического развития.
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение
мирового зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему Бог не создал всех людей таким образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что
законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе бесконечный ум» (ib., 62)134.].
Но какой смысл имеет это при сопоставлении того, что происходит во времени и осуществляется
мировым творчеством, как задача и внутренний
закон жизни, и того, что выше времени и самого бытия?
Мировой порядок,
мировое единство,
мировая гармония связана с
законами логики,
законами природы,
законами государства, с властью «общего», с властью необходимости.
Господство законнической этики во всех сферах
мировой жизни есть выражение объективного
закона большего числа, т. е. необходимой организации порядка в жизни больших масс, большой массы человечества, как и большой массы материи в жизни природы.
Прямолинейный абсолютизм в нравственных оценках и действиях ложен уже потому, что он забывает о существовании
мировой среды, в которой находится человек, он хотел бы действовать так, как будто существует только нравственный
закон и норма, но не существует мира.
— Гм… Меня оскорбили, да я же еще и сидеть должен… Удивление… Надо, господин
мировой судья, по
закону судить, а не умствуя. Ваша покойная маменька, Варвара Сергеевна, дай бог ей царство небесное, таких, как Осип, сечь приказывала, а вы им поблажку даете… Что ж из этого выйдет? Вы их, шельмов, оправдаете, другой оправдает… Куда же идти тогда жаловаться?
Мировой переход к религиозной эпохе творчества не может быть изменой
закону и искуплению.
Все мышление революционеров и вся их психология есть мышление и психология
мировой эпохи
закона, мышление и психология изобличения неискупленного греха.
И в эпоху
закона мир предчувствовал новые религиозные эпохи: не только пророческое сознание Ветхого Завета, но и трепетание
мировой души в язычестве ждали явления Христа-Искупителя.
Человек творческой
мировой эпохи, человек, сознавший себя творцом, всегда революционен по отношению к творчеству подзаконному, нормативному, культурно-дифференцированному, ибо творчество не может быть ни послушанием
закону, ни послушанием искуплению.
Все ограничительные дилеммы формальной логики являются лишь приспособленным отражением ограничительных дилемм данной
мировой необходимости [Зависимость
законов логики от состояния бытия по-своему хорошо раскрывает Н. Лосский в книге «Обоснование интуитивизма».].
Ученые расчленяли
мировую данность на отдельные, специальные сферы и давали экономически сокращенное описание отдельных сфер под наименованием
законов природы.
И этот критический аскетизм ясно обнаруживает, что философия эта целиком пребывает в дотворческой
мировой эпохе, что она все еще в
законе и искуплении.
Кризис морализма, бунт против
закона морального послушания есть также предварение новой
мировой эпохи, эпохи творческой.
Ницше стоит на
мировом перевале к религиозной эпохе творчества, но не в силах осознать неразрывной связи религии творчества с религией искупления и религией
закона, не знает он, что религия едина и что в творчестве человека раскрывается тот же Бог, Единый и Троичный, что и в
законе и в искуплении.
Но в эти
мировые эпохи оно вынуждено приспособляться и к
закону, и к искуплению.
Но в
мировые эпохи
закона и искупления силы эти были поглощены религиозно неизбежным послушанием последствиям греха, несением тяготы необходимости.
Реализм не стремится, подобно классицизму, к достижению ценности красоты здесь, имманентно, он послушен не канону-закону, как классицизм, а действительности,
мировой данности.
— И этим вы только стремитесь ввести себя в
мировую гармонию, где все строжайше подчинено
закону. Разве падение камня не есть выполнение клятвы, той клятвы, что называется
законом тяготения?
Закон государства,
закон цивилизации сдерживает до времени темный и звериный хаос, грозящий уничтожением всякого космического лада, подобно тому как природная закономерность сдерживает его для всего
мирового целого.
Таков
закон мировой справедливости.
Полный, окончательный социализм невозможен уже потому, что он хочет выделить данную общественность на ограниченной территории земли из
мирового целого, из жизни космической, и этот изолированный круг хочет он подчинить своему
закону.