Неточные совпадения
Только вот что мне удивительно: всем наукам они научились, говорят так складно, что
душа умиляется, а дела-то настоящего не смыслят, даже собственной пользы не чувствуют: их же
крепостной человек, приказчик, гнет их, куда хочет, словно дугу.
Это мы узнали после, а тогда полагали, конечно, что он одной фамилии с теми Рахметовыми, между которыми много богатых помещиков, у которых, у всех однофамильцев вместе, до 75 000
душ по верховьям Медведицы, Хопра, Суры и Цны, которые бессменно бывают уездными предводителями тех мест, и не тот так другой постоянно бывают губернскими предводителями то в той, то в другой из трех губерний, по которым текут их
крепостные верховья рек.
Как из дела сего видно, что генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров на означенное спорное имение, находящееся ныне во владении у гвардии поручика Андрея Гаврилова сына Дубровского, состоящее в сельце Кистеневке, по нынешней… ревизии всего мужеска пола **
душ, с землею, и угодьями, представил подлинную купчую на продажу оного покойному отцу его, провинциальному секретарю, который потом был коллежским асессором, в 17… году из дворян канцеляристом Фадеем Спицыным, и что сверх сего сей покупщик, Троекуров, как из учиненной на той купчей надписи видно, был в том же году ** земским судом введен во владение, которое имение уже и за него отказано, и хотя напротив сего со стороны гвардии поручика Андрея Дубровского и представлена доверенность, данная тем умершим покупщиком Троекуровым титулярному советнику Соболеву для совершения купчей на имя отца его, Дубровского, но по таковым сделкам не только утверждать
крепостные недвижимые имения, но даже и временно владеть по указу…. воспрещено, к тому ж и самая доверенность смертию дателя оной совершенно уничтожается.
Я довольно нагляделся, как страшное сознание
крепостного состояния убивает, отравляет существование дворовых, как оно гнетет, одуряет их
душу. Мужики, особенно оброчные, меньше чувствуют личную неволю, они как-то умеют не верить своему полному рабству. Но тут, сидя на грязном залавке передней с утра до ночи или стоя с тарелкой за столом, — нет места сомнению.
Но ведь и
крепостной труд не бесконечно растяжим, и триста шестьдесят
душ отцовских все-таки оставались теми же триста шестьюдесятью
душами, сколько ни налегали на них.
Что мог объяснить Петр Елисеич чистой детской
душе, когда этот случай был каплей в море
крепостного заводского зла?
— Других? Нет, уж извините, Леонид Федорыч, других таких-то вы днем с огнем не сыщете… Помилуйте, взять хоть тех же ключевлян! Ах, Леонид Федорович, напрасно-с… даже весьма напрасно: ведь это полное разорение. Сила уходит, капитал, которого и не нажить… Послушайте меня, старика, опомнитесь. Ведь это похуже
крепостного права, ежели уж никакого житья не стало… По
душе надо сделать… Мы наказывали, мы и жалели при случае. Тоже в каждом своя совесть есть…
Под «народностью» Уваров разумел
крепостное право.] и вообще нет той веры в светлую для страны будущность, которая живила нас, когда мы пивали за тайное
души желание.
Я помню, например, как наш почтенный Виктор Петрович Замин, сам бедняк и почти без пристанища, всей
душой своей только и болел, что о русском крестьянине, как Николай Петрович Живин, служа стряпчим, ничего в мире не произносил с таким ожесточением, как известную фразу в студенческой песне: «Pereat justitia!», как Всеволод Никандрыч, компрометируя себя, вероятно, на своем служебном посту, ненавидел и возмущался
крепостным правом!..
Человек вдруг, с его
душой и телом, отдан в полную власть другому человеку, и тот может им распоряжаться больше, чем сам царь, чем самый безусловный восточный властелин, потому что тот все-таки будет судить и распоряжаться на основании каких-нибудь законов или обычаев; а тут вы можете к вашему
крепостному рабу врываться в самые интимные, сердечные его отношения, признавать их или отвергать.
Этот урок глубоко запал в
душу Родиона Антоныча, так что он к концу
крепостного права, по рецепту Тетюева, добился совершенно самостоятельного поста при отправке металлов по реке Межевой. Это было — тепленькое местечко, где рвали крупные куши, но Сахаров не зарывался, а тянул свою линию год за годом, помаленьку обгоняя всех своих товарищей и сверстников.
Он так сросся
душой и телом с
крепостными порядками, что не мог помириться ни с чем новым, даже ради той сторицы, какую теперь получил.
В двадцати девяти верстах от Уфы по казанскому тракту, на юго-запад, на небольшой речке Узе, впадающей в чудную реку Дему, окруженная богатым чернолесьем, лежала татарская деревушка Узытамак, называемая русскими Алкино, по фамилии помещика; [Деревня Узытамак состоит теперь, по последней ревизии, из девяноста восьми ревизских,
душ мужеского пола,
крепостных крестьян, принадлежащих потомку прежних владельцев помещику г-ну Алкину; она носит прежнее имя, но выстроена уже правильною улицею на прежнем месте.
Вообще, что касается земства, я, пародируя стих Лермонтова, могу сказать: люблю я земщину,но странною любовью. Или, говоря прямее: вижу в земском человеке нечто двойственное. По наружному осмотру и по первоначальным диалогам каждый из них — парень хоть куда, а как заглянешь к нему в
душу (это и не особенно трудно: стоит только на диалоги не скупиться) — ан там
крепостное правозасело.
Спрашивается: какие идеалы могут волновать
души этих людей? Очевидно, идеалы
крепостного права. Какие воспоминания могут освещать их постылые существования? — очевидно, воспоминания о
крепостном праве. При нем они были сыты и, вдобавок, пользовались ручным боем. Сытость представляла право естественное, ручной бой — право формальное, означавшее принадлежность к дирижирующему классу.
А покуда этого возражения не существует, я считаю себя вправе утверждать, что хотя
крепостное право фактически упразднено, но оно еще живо в
душах наших и Петр Иваныч даже на волосок не утратил той энергии, которою он отличался в былые времена.
Григорий Иваныч был сын малороссийского дворянина, священника, имевшего около ста
душ крепостных крестьян; прадед его, турок, не знаю, по каким причинам, выехал из Турции, принял христианскую веру, женился и поселился в Малороссии.
И не
крепостным трудом истратил, а чистоганом, потому что
крепостной труд каких-нибудь 24
душ даже заметным подспорьем не мог служить в таком значительном предприятии.
Еще в 1855 году определено было в имениях государственных имуществ, в некоторых губерниях, переложение податей с
души на землю; последовали указы об улучшении быта крестьян, приписанных к Алтайским горным заводам, потом — относительно
крепостных в Закавказском крае, и пр.
Катерина Матвеевна(озлобленно). Позвольте, позвольте, очень хорошо. Вы говорите, что у меня тридцать
душ. Позвольте вам сказать, что благодаря просвещению ни у кого уже теперь
душ нет, а у меня никогда не было. Я отреклась от своих прав, в тот же час, как стала совершеннолетняя, и на мне не лежит позорное клеймо
крепостного права.
Старец Иосиф был из чухломских бар, дворянского роду Горталовых, за ним в Чухломском уезде три ревизские
души состояло, две
души умерло, третья вместе с барином в обители проживала и над барином своим начальствовала, потому что инок Галактион, по-мирскому Егорка Данилов,
крепостной господина Горталова крестьянин, игуменствовал в обедневшей и совсем почти запустевшей мужской Улангерской обители, а старец Иосиф Горталов был при нем рядовым иноком.
Значит, залегла же она в
душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо; припомнилась эта нежная, материнская улыбка бедного
крепостного мужика, его кресты, его покачиванье головой: «Ишь ведь, испужался малец!» И особенно этот толстый его, запачканный в земле палец, которым он тихо и с робкою нежностью прикоснулся к вздрагивающим губам моим.
Село Миршéнью зовется, оно казенное, а в старые годы бывало «вотчиной дома Живоначальные Троицы и преподобного Сергия, Радонежского чудотворца», самого крупного во время о́но русского помещика, владевшего больше чем ста тысячью
душами крепостных крестьян.
Подрастая, каждый из нас останавливался на праве помещика владеть
душой и телом
крепостных. Протестов против такого порядка вещей мы не слыхали от взрослых, а недовольство и мечты о «вольной» замечали всего больше среди дворовых. Но, повторяю, отношение к крестьянству как к особому сословию и к деревенской жизни вынесли мы отнюдь не презирающее или унизительно-жалостливое, а почтительное и заинтересованное в самом лучшемсмысле.
Малиновский советовал давать волю всем крестьянским детям, родившимся после изгнания Наполеона, Мордвинов предлагал план, чтобы каждый, кто внесет за себя в казну известную сумму по таксе, от пятидесяти до двухсот рублей за
душу, или сам пойдет охотой в солдаты — был свободен, и даже сам граф Аракчеев — будем справедливы — предлагал особую комиссию и пять миллионов в год дворянству на выкуп
крепостных и двух десятин надела для всякой
души…
Семейное начало, положенное в основу отношения
крепостных людей к помещикам, и было той светлой стороной этого института, которого не могли затемнить одиночные, печальные, даже подчас отвратительные, возмущающие
душу явления помещичьего произвола, доходящего до зверской жестокости.
Но перемена в обращении с
крепостными и дворовыми не помогла. Слишком много было загублено ею
душ, слишком много было пролито крови, чтобы последняя не вопияла к небу о правосудии.
Как помещик, в качестве хозяина, судии и наказателя
душ подвластных ему
крепостных людей, Вишневский тоже не представлял собою особой оригинальности.