Неточные совпадения
— Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства, — флегматически заметил Базаров, между тем
как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами. — Спор наш зашел слишком далеко… Кажется, лучше его прекратить. А я тогда буду готов согласиться с вами, — прибавил он вставая, — когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем
быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания.
— Вот — соседи мои и знакомые не говорят мне, что я не так живу, а дети, наверное, сказали бы. Ты слышишь,
как в наши дни дети-то кричат отцам — не так, все — не так! А
как марксисты народников зачеркивали? Ну — это политика! А декаденты? Это уж —
быт, декаденты-то! Они уж отцам кричат: не в таких домах живете, не на тех стульях сидите, книги читаете не те! И заметно, что у родителей-атеистов дети — церковники…
— В тех формах,
как она есть, политика идет мимо коренных вопросов жизни. Ее основа — статистика, но статистика не может влиять, например, на отношения половые, на положение и воспитание детей при разводе родителей и вообще на вопросы семейного
быта.
Самгин постоял у двери на площадку, послушал речь на тему о разрушении фабрикой патриархального
быта деревни, затем зловещее чье-то напоминание о тройке Гоголя и вышел на площадку в холодный скрип и скрежет поезда. Далеко над снежным пустырем разгоралась неприятно оранжевая заря, и поезд заворачивал к ней. Вагонные речи утомили его, засорили настроение, испортили что-то. У него сложилось такое впечатление,
как будто поезд возвращает его далеко в прошлое, к спорам отца, Варавки и суровой Марьи Романовны.
Иногда приедет какая-нибудь Наталья Фаддеевна гостить на неделю, на две. Сначала старухи переберут весь околоток, кто
как живет, кто что делает; они проникнут не только в семейный
быт, в закулисную жизнь, но в сокровенные помыслы и намерения каждого, влезут в душу, побранят, обсудят недостойных, всего более неверных мужей, потом пересчитают разные случаи: именины, крестины, родины, кто чем угощал, кого звал, кого нет.
Он смотрел на настоящий свой
быт,
как продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь,
как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой.
— Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь! — настаивал Штольц строго, почти повелительно. — Где ты? Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому
быту готовил себя, чтоб спать,
как крот в норе? Ты вспомни все…
Другой жизни и не хотели и не любили бы они. Им бы жаль было, если б обстоятельства внесли перемены в их
быт,
какие бы то ни были. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра.
Один Захар, обращающийся всю жизнь около своего барина, знал еще подробнее весь его внутренний
быт; но он был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально,
как должно, и что иначе жить не следует.
Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого
быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает,
как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу?
Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?
Вопрос, что он будет делать в семейном
быту, уж улегся, разрешился сам собою. Ему пришлось посвятить ее даже в свою трудовую, деловую жизнь, потому что в жизни без движения она задыхалась,
как без воздуха.
Вера с радостью слушала Райского; у ней появился даже румянец. Самая торопливость его передать ей счастливое впечатление,
какое сделал на него «медведь» и его берлога, теплый колорит, в который Райский окрасил фигуру Тушина, осмыслив его своим метким анализом, яркая картина
быта, хозяйства, нравов лесного угла, всей местности — все это почти увлекло и Веру.
Часто с Райским уходили они в эту жизнь. Райский
как дилетант — для удовлетворения мгновенной вспышки воображения, Козлов — всем существом своим; и Райский видел в нем в эти минуты то же лицо,
как у Васюкова за скрипкой, и слышал живой, вдохновенный рассказ о древнем
быте или, напротив, сам увлекал его своей фантазией — и они полюбили друг в друге этот живой нерв, которым каждый был по-своему связан с знанием.
«Нет и у меня дела, не умею я его делать,
как делают художники, погружаясь в задачу, умирая для нее! — в отчаянии решил он. — А
какие сокровища перед глазами: то картинки жанра, Теньер, Остад — для кисти, то
быт и нравы — для пера: все эти Опенкины и… вон, вон…»
Жизнь между ею и им становилась не иначе,
как спорным пунктом, и разрешалась иногда, после нелегкой работы ума, кипения крови, диалектикой, в которой Райский добывал какое-нибудь оригинальное наблюдение над нравами этого
быта или практическую, верную заметку жизни или следил,
как отправлялась жизнь под наитием наивной веры и под ферулой грубого суеверия.
Если б еще можно было свободно проникнуть в города, посмотреть других жителей, их
быт, а то не пускают. В природе нет никаких ярких особенностей: местность интересна настолько или потолику, сказал бы ученый путешественник, поколику она нова,
как всякая новая местность.
Боже мой!
как я давно не видал такого
быта, таких простых и добрых людей и
как рад был бы подольше остаться тут!
У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий
быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но,
как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей — на путь истины.
Мы с ним толковали о посеве, об урожае, о крестьянском
быте… Он со мной все
как будто соглашался; только потом мне становилось совестно, и я чувствовал, что говорю не то… Так оно как-то странно выходило. Хорь выражался иногда мудрено, должно быть из осторожности… Вот вам образчик нашего разговора...
— Вы, милостивый государь, войдите в мое положение… Посудите сами,
какую, ну,
какую, скажите на милость,
какую пользу мог я извлечь из энциклопедии Гегеля? Что общего, скажите, между этой энциклопедией и русской жизнью? И
как прикажете применить ее к нашему
быту, да не ее одну, энциклопедию, а вообще немецкую философию… скажу более — науку?
В этом отрицании, в этом улетучивании старого общественного
быта — страшная сила Прудона; он такой же поэт диалектики,
как Гегель, — с той разницей, что один держится на покойной выси научного движения, а другой втолкнут в сумятицу народных волнений, в рукопашный бой партий.
Он встречается с рациональным
бытом эпохи гарантий и мещанского экономического устройства
как с своей непосредственностью, точно так,
как политическая экономия относилась к теократически-феодальному государству.
Такова судьба всего истинно социального, оно невольно влечет к круговой поруке народов… Отчуждаясь, обособляясь, одни остаются при диком общинном
быте, другие — при отвлеченной мысли коммунизма, которая,
как христианская душа, носится над разлагающимся телом.
У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы — за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому
быту, к русскому складу ума. И мы,
как Янус или
как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время
как сердце билось одно.
Таким образом я мало-помалу узнал подробности церковнослужительского
быта того времени.
Как обучались в семинариях,
как доставались священнические и дьяконские места,
как происходило посвящение в попы, что представлял собой благочинный, духовное правление, консистория и т. д.
Заболел безнадежно,
как это всегда в крестьянском
быту водится.
М. В. Петрашевский, русский помещик, был убежденным фурьеристом и устроил у себя в деревне фаланстер, который крестьяне сожгли
как новшество, противное их
быту.
При этом самый
быт русский, например купеческий
быт, описанный Островским, бывал безобразен в такой степени, в
какой этого не знали народы западной цивилизации.
То, что переживается нами
как рабье принуждение в церкви, то есть лишь наша слабость, наша религиозная незрелость или человеческий грех иерархии и
быта, слишком о себе возомнившего.
Но
быт «темного царства», в котором он вырос, ничего не дал ему в отношении резонности: ее нет в этом
быте, и потому Русаков впадает в ту же несмысленность, в тот же мрак, в
каком блуждают и другие собратья его, хуже одаренные природою.
Но автор комедии вводит нас в самый домашний
быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные,
как все люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит жизнь людей, обвиняемых нами.
И действительно, в комедиях «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи,
как хочется» — существенно дурные стороны нашего старинного
быта обставлены в действии такими случайностями, которые
как будто заставляют не считать их дурными.
Мы приводим этот разговор, потому что в нем, кроме подтверждения нашей мысли, находим один из примеров того мастерства, с
каким Островский умеет передавать неуловимейшие черты пошлости и тупоумия, повсюду разлитых в этом «темном царстве» и служащих, вместе с самодурством, главным основанием его
быта.
Ни одним словом не возвышаются они над уровнем этого
быта, не изменяют основным чертам их типа,
как он сложился в самой жизни.
В Большове мы видели дрянную натуру, подвергшуюся влиянию этого
быта; в Русакове нам представляется: а вот
какими выходят при нем даже честные и мягкие натуры!..
Мы вовсе не понимаем,
каким образом некоторые критики могли вывести, что в этом лице и вообще в комедии «Бедность не порок» Островский хотел показать вредное действие новых понятий на старый русский
быт…
В первом вашем письме вы изложили весь ваш
быт и сделали его
как бы вновь причастным семейному вашему кругу. К сожалению, он не может нам дать того же отчета — жизнь его бездейственная, однообразная! Живет потому, что провидению угодно, чтоб он жил; без сего убеждения с трудом бы понял, к чему ведет теперешнее его существование. Впрочем, не огорчайтесь: человек, когда это нужно, находит в себе те силы, которые и не подозревал; он собственным опытом убедился в сей истине и благодарит бега.
Прочти Григоровича Рыбаки.Новая школа русского
быта. Очень удачно! — Нередко мороз по коже,
как при хорошей музыке. [Статья В. П. Гаевского о Дельвиге — в «Современнике» за 1853 г., № 2 и 3; роман Д. В. Григоровича «Рыбаки» — там же, № 3 и сл.]
— Да
какая ж драма? Что ж, вы на сцене изобразите,
как он жену бил,
как та выла, глядючи на красный платок солдатки, а потом головы им разнесла?
Как же это ставить на сцену! Да и борьбы-то нравственной здесь не представите, потому что все грубо, коротко. Все не борется, а… решается. В таком
быту народа у него нет своей драмы, да и быть не может: у него есть уголовные дела, но уж никак не драмы.
— Да, один дом и именно дом, а не семейная тюрьма. Этот один дом покажет, что нет нужды глодать свою плоть, что сильный и бессильный должны одинаково досыта наесться и вдоволь выспаться. Это дом… это… дедушка осмысленного русского
быта, это дом…
какими должны быть и
какими непременно будут все дома в мире: здесь все равны, все понесут поровну, и никто судьбой не будет обижен.
—
Как вы, однако, изучили их
быт! — заметил Павел.
Что ни говори,
как ни притворяйся романист публицистом и гражданином, ему никогда не скрыть, что настоящая болячка его сердца — это все-таки улучшение
быта безделицы.
Я представляю себе, что я начальник (опять-таки,
как русский Гамбетта, я не могу представить себе, чтоб у
какого бы то ни было вопроса не имелось подлежащего начальника) и что несколько десятков женщин являются утруждать меня по части улучшения женского
быта.
— Нет, не то чтобы, а так… Вообще он не любил себя искушать. В семейном
быту надо верную обстановку устроивать, покойную! Вот
как он говорил.
— Я вот теперь смогу сказать кое-как про себя, про людей, потому что — стала понимать, могу сравнить. Раньше жила, — не с чем было сравнивать. В нашем
быту — все живут одинаково. А теперь вижу,
как другие живут, вспоминаю,
как сама жила, и — горько, тяжело!
По казенной надобности они воспламеняются и свирепеют с изумительной легкостью, но в домашнем
быту, и в особенности на водах за границей, они такие же люди,
как и прочие.
— Я вот тогда… в прошлом году… так
как теперь пишут больше все очерки, описал «
Быт и поверья Козинского уезда»; но вдруг рецензенты отозвались так строго, и даже вот в журнале Павла Николаича, — прибавил он, робко указывая глазами на редактора, — и у них был написан очень неблагоприятный для меня отзыв…
Лица и звук голосов их имели серьезное, почти печальное выражение,
как будто потери вчерашнего дела сильно трогали и огорчали каждого, но, сказать по правде, так
как никто из них не потерял очень близкого человека (да и бывают ли в военном
быту очень близкие люди?), это выражение печали было выражение официальное, которое они только считали обязанностью выказывать.
Напоминание о народной глупости внесло веселую и легкую струю в наш разговор. Сначала говорили на эту тему члены комиссии, а потом незаметно разразились и мы, и минут с десять все хором повторяли: ах,
как глуп! ах,
как глуп! Молодкин же, воспользовавшись сим случаем, рассказал несколько сцен из народного
быта, право, ничуть не уступавших тем, которыми утешается публика в Александрийском театре.
Тридцать рублей,
как копеечка, чистого барыша! а в крестьянском
быту на тридцать-то рублей корову купить можно!