Неточные совпадения
Вовсе не думают взглянуть прямо и просто на современное положение народа и на его
историческое развитие, с тем чтобы представить картину того, что им сделано для усвоения общечеловеческих идей и
знаний, для применения их к своему быту или что им самим создано полезного для человечества.
Не потому, в самом деле, англичане отличаются практическими приложениями
знаний, что таковы уж искони врожденные их свойства, «так уж им это бог дал»; а напротив — эти самые свойства явились у англичан в продолжение веков вследствие разных обстоятельств их
исторического развития.
Но с тех пор деятельность Мицкевича,
исторические и филологические труды многих славян, более глубокое
знание европейских народов, купленное тяжелою ценою изгнания, дали мыслям совсем другое направление.
Много должен автор иметь поэтического чутья и
исторического такта, много разносторонних и основательных
знаний, много искусства в изложении, — чтобы внушить нам полное участие к этим чуждым для нас нравам, чтобы увлечь изображением этого быта, от нас отдаленного, этих страстей, для нас непонятных…
Натуральный ум может заменить почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума, хотя и имеет перед таким человеком преимущество богатства
знания случаев и фактов (сведения
исторические) и определение причинности (естественные науки) — всё в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает более правильным и глубоким взглядом на настоящую сущность всех этих событий, случаев и причинностей.
Ложное
знание рассуждает так: люди существуют и существовали до нас; посмотрим, как они существовали, какие происходили во времени и пространстве изменения в их существовании, куда направляются эти изменения. Из этих
исторических изменений их существования мы найдем закон их жизни.
Соберите со всего мира весь сор, грязь, отброски, издающие невозможное зловоние, налолните всем этим колоссальный золотой сундук, и все человечество, мимо соборов, монастырей, церквей и часовен, мимо произведений искусств, мимо гениальных изобретений, мимо наполненных перлами человеческого ума и
знаний книгохранилищ, мимо памятников
исторической старины и
исторических деятелей, побежит любоваться на этот «золотой сундук», с жадностью и наслаждением вдыхая зараженный вокруг него миазмами воздух.
Но точно так же, как непостижимая сама в себе сила тяготенья, ощущаемая всяким человеком, только на столько понятна нам, на сколько мы знаем законы необходимости, которой она подлежит (от первого
знания, что все тела тяжелы, до закона Ньютона), точно так же и непостижимая, сама в себе, сила свободы, сознаваемая каждым, только на столько понятна нам, на сколько мы знаем законы необходимости, которым она подлежит (начиная от того, что всякий человек умирает и до
знания самых сложных экономических или
исторических законов).
Только отрешившись от
знания близкой понятной цели и признав, что конечная цель нам недоступна, мы увидим последовательность и целесообразность в жизни
исторических лиц; нам откроется причина того несоразмерного с общечеловеческими свойствами действия, которое они производят, и не нужны будут нам слова́ случай и гений.
Признание это уничтожает возможность существования законов, т. е. какого бы то ни было
знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Келлера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного
исторического закона и никакого представления об
исторических событиях.