Неточные совпадения
Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его
идеи (иногда спасительной, может быть, для всего
человечества) того потребует.
— Господа, — дрожал я весь, — я мою
идею вам не скажу ни за что, но я вас, напротив, с вашей же точки спрошу, — не думайте, что с моей, потому что я, может быть, в тысячу раз больше люблю
человечество, чем вы все, вместе взятые!
–…второстепенный, которому предназначено послужить лишь материалом для более благородного племени, а не иметь своей самостоятельной роли в судьбах
человечества. Ввиду этого, может быть и справедливого, своего вывода господин Крафт пришел к заключению, что всякая дальнейшая деятельность всякого русского человека должна быть этой
идеей парализована, так сказать, у всех должны опуститься руки и…
— Долго рассказывать… А отчасти моя
идея именно в том, чтоб оставили меня в покое. Пока у меня есть два рубля, я хочу жить один, ни от кого не зависеть (не беспокойтесь, я знаю возражения) и ничего не делать, — даже для того великого будущего
человечества, работать на которого приглашали господина Крафта. Личная свобода, то есть моя собственная-с, на первом плане, а дальше знать ничего не хочу.
После проклятий, комьев грязи и свистков настало затишье, и люди остались одни, как желали: великая прежняя
идея оставила их; великий источник сил, до сих пор питавший и гревший их, отходил, как то величавое зовущее солнце в картине Клода Лоррена, но это был уже как бы последний день
человечества.
Я горячо возражал ему, напирая на эгоизм этих людей, бросающих мир и пользу, которую бы могли принести
человечеству, единственно для эгоистической
идеи своего спасения.
Их давно нет, но они оставили
идею, и она вошла элементом дальнейшего в судьбы
человечества.
Я, может быть, лично и других
идей, и захочу служить
человечеству, и буду, и, может быть, в десять раз больше буду, чем все проповедники; но только я хочу, чтобы с меня этого никто не смел требовать, заставлять меня, как господина Крафта; моя полная свобода, если я даже и пальца не подыму.
Борьба идет на духовных вершинах
человечества, там определяется судьба человеческого сознания, есть настоящая жизнь мысли, жизнь
идей.
Идея демократии была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда религиозное и философское сознание передовых слоев европейского
человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных
идеях нации и личности, а не на абстрактных
идеях класса и
человечества.
Денационализация, проникнутая
идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации, интернационального
человечества, есть чистейшая пустота, небытие.
В самых причудливых и разнообразных формах русская душа выражает свою заветную
идею о мировом избавлении от зла и горя, о нарождении новой жизни для всего
человечества.
Этот энтузиазм вызывается мессианской
идеей пролетариата, освобождения
человечества.
Отвращение от конкретной сложности общественно-политических задач бывает у нас часто результатом моноидеизма, когда человек целиком захвачен одной какой-нибудь
идеей, моральной или религиозной или социальной, но непременно в смысле спасения
человечества одним каким-нибудь способом, одним путем.
Империалистическая воля пролила много крови в человеческой истории, но за ней скрыта была
идея мирового единства
человечества, преодолевающего всякую национальную обособленность, всякий провинциализм.
Что, если прав Ракитин, что это
идея искусственная в
человечестве?
По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в
человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело!
Учреждение, которое более или менее хорошо соответствовало здравым
идеям об устройстве быта, которое служило более или менее важным подтверждением практичности их, — а ведь практических доказательств этого еще так мало, каждое из них еще так драгоценно, — это учреждение вы подвергали риску погибнуть, обратиться из доказательства практичности в свидетельство неприменимости, нелепости ваших убеждений, средством для опровержения
идей, благотворных для
человечества; вы подавали аргумент против святых ваших принципов защитникам мрака и зла.
Огарев еще прежде меня окунулся в мистические волны. В 1833 он начинал писать текст для Гебелевой [Г е б е л ь — известный композитор того времени. (Прим. А. И. Герцена.)] оратории «Потерянный рай». «В
идее потерянного рая, — писал мне Огарев, — заключается вся история
человечества!» Стало быть, в то время и он отыскиваемый рай идеала принимал за утраченный.
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают
человечество».
Идея конечного, совершенного состояния
человечества, земного рая играла огромную роль у Достоевского, и он раскрывает сложную диалектику, связанную с этой
идеей, это — все та же диалектика свободы.
Идея переселения души, отделения души от плоти этого мира и перехода из этого мира в совершенно иной, противоположна вере в воскресение плоти и космическое спасение
человечества и мира путем Церкви и истории.
Индийская
идея метемпсихоза чужда и противна христианскому сознанию, так как противоречит религиозному смыслу земной истории
человечества, в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог в конкретном образе человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и
человечества.
Земной дух
человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой
идеей прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая.
Но богочеловечность человека и
человечества не была полностью вмещена христианским сознанием: ему оказалась почти чуждой сама
идея богочеловечества.
Процесс истории не есть прогрессирующее возвращение
человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира: процесс истории двойствен; он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей
идее, в своем смысле, освобождено и очищено
человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
Древнему, дохристианскому миру была также чужда
идея прогресса — смысла исторического развития, так как
идея эта предполагает сознание единства
человечества и провиденциального его назначения.
Процесс истории привел
человечество XIX века к
идее прогресса, которая стала основной, вдохновляющей, стала как бы новой религией, новым богом.
Причудливая диалектика истории передала
идею прогресса в руки нового
человечества, настроенного гуманистически и рационалистически, отпавшего от христианской религии, принявшего веру атеистическую.
Идея прогресса, развития
человечества, движения его к какой-то высшей цели была чужда античному миру: это не языческая
идея.
Силой божественной любви Христос возвращает миру и
человечеству утраченную в грехе свободу, освобождает
человечество из плена, восстанавливает идеальный план творения, усыновляет человека Богу, утверждает начало богочеловечности, как оно дано в
идее космоса.
Почему великая, святая
идея теократии, Града Божьего, стала ненавистной новому
человечеству, почему оно отказалось от томления по небу, почему ничего не вышло с грандиозным опытом охристианить мир без остатка?
— Если вы знакомы с историей религий, сект, философских систем, политических и государственных устройств, то можете заметить, что эти прирожденные
человечеству великие
идеи только изменяются в своих сочетаниях, но число их остается одинаким, и ни единого нового камешка не прибавляется, и эти камешки являются то в фигурах мрачных и таинственных, — какова религия индийская, — то в ясных и красивых, — как вера греков, — то в нескладных и исковерканных представлениях разных наших иноверцев.
— Впрочем, знаете, дядюшка, у меня на этот счет выработалась своя особая
идея, — перебил я, торопясь высказать мою
идею. Да мы и оба как-то торопились. — Во-первых, он был шутом: это его огорчило, сразило, оскорбило его идеал; и вот вышла натура озлобленная, болезненная, мстящая, так сказать, всему
человечеству… Но если примирить его с человеком, если возвратить его самому себе…
Выступая против теории классовой борьбы, выдвигал
идею морально-религиозного усовершенствования
человечества,
идею «гармонии» и сотрудничества классов.] и Дарвина, и его проповеди славились в Москве.
Гений творчества облетал все лучшие головы: электричество, пар, рабочий вопрос — все в
идеях предъявлено было
человечеству; но стали эти
идеи реализировать, и кто на это пришел?
Он решительно утверждал, что художество отжило свой век и что искусство только до тех пор и терпимо, пока
человечество еще глупо; да и то терпимо в тех случаях, когда будет помогать разуму проводить нужные гражданские
идеи, а не рисовать нимф да яблочки.
Петр никогда не был таким отчаянным теоретиком, чтобы предварительно искать принципов для своих действий в отвлеченных
идеях о правилах
человечества и достоинстве личности.
Англия морем отделена от
человечества и, гордая своей замкнутостью, не раскрывает своей груди интересам материка, британец никогда не отступится от своей личности; он знает великую заслугу свою, то неприкосновенное величие, тот нимб уважения, которым он окружил именно
идею личности.
Чиновники не принадлежат к аристократии, и ученые не могут считать себя в передовой фаланге
человечества, которая первая освещается восходящей
идеей и первая побивается грозой.
Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают
человечество достойным царствия божия, то есть избавят людей от нескольких лишних тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать
идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!
Их последняя цель — не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим
идеям, а принесение возможно большей пользы
человечеству; в их суждениях люди возвышаются не по тому, сколько было в них сокрыто великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и умели сделать пользы
человечеству; не те события обращают на себя особое внимание, которые имеют характер грандиозный или патетический, а те, которые сколько-нибудь подвинули благосостояние масс
человечества.
Вовсе не думают взглянуть прямо и просто на современное положение народа и на его историческое развитие, с тем чтобы представить картину того, что им сделано для усвоения общечеловеческих
идей и знаний, для применения их к своему быту или что им самим создано полезного для
человечества.
Недавно (17 ноября 1858 года) угасла его жизнь, полная смелых предприятий и великодушных пожертвований на пользу
человечества, и никто, даже из врагов его
идей, не отказался помянуть его добрым словом.
В дальнейшем своём развитии, соразмерно с приобретением большей опытности
человечеством, общая
идея распадается на множество частных и применяется ко всякому отдельному явлению.
Монастырский чин и устройство христианского духовенства явило дивный пример согласования двух
идей, по-видимому враждующих, — иерархии и равенства, — в то время как политическая история
человечества показывает одно беспрерывное стремление к этому согласованию, стремление несчастное, ибо способы употребляемые бедны и мелки; имея такой пример пред глазами, люди не умели понять его…
Цель европейской культуры — быть культурой планетарной, объединить в своем труде, в своих
идеях все
человечество нашей планеты.
Глубокое истолкование фактов бросает на них совершенно иной свет, и открывает в них
идеи, внесение которых в развитие
человечества будет содействовать возрождению одряхлевшей цивилизации запада: смирение и любовь, простоту разума и мудрость сердца.
Фрумкин приступил к интересной вдовушке исподволь, гораздо глубже и дельнее, чем Малгоржан, посвящая ее в недра новых
идей нового
человечества.