Неточные совпадения
«Нет. Конечно — нет. Но казалось, что она — человек другого мира, обладает чем-то крепким, непоколебимым. А она тоже глубоко заражена критицизмом. Гипертрофия критического
отношения к жизни, как у всех. У всех книжников, лишенных чувства веры, не охраняющих ничего, кроме права на свободу слова, мысли. Нет, нужны
идеи, которые ограничивали бы эту свободу… эту анархию мышления».
— У нас развивается опасная болезнь, которую я назвал бы гипертрофией критического
отношения к действительности. Трансплантация политических
идей Запада на русскую почву — необходима, это бесспорно. Но мы не должны упускать из виду огромное значение некоторых особенностей национального духа и быта.
— Да во многих
отношениях… Конечно, вам предстоит много черновой, непроизводительной работы, но эта темная сторона с лихвой выкупается основной
идеей. Начать с того, что вы определяете свои
отношения к заводам без всяких иллюзий, а затем, если осуществится даже половина ваших намерений, Шатровские заводы послужат поучительным примером для всех других.
В сложном
отношении к «германской
идее» стоит Ницше, который по духу своему и по крови не был чистым германцем.
Он презирает всякие «
идеи», всякий логос, всякую активность и сопротивляемость духа в
отношении к душевному и жизненному процессу.
Жизнь
идей признается у нас роскошью, и в роскоши этой не видят существенного
отношения к жизни.
Даже Бюхнер, третьестепенный популяризатор поверхностных
идей, превратился в катехизис, внушающий религиозное к себе
отношение.
На этой почве рождается недоверие, равнодушие и враждебное
отношение к мысли, к
идеям.
Обозначив в порядке все, что известно было судебному следствию об имущественных спорах и семейных
отношениях отца с сыном, и еще, и еще раз выведя заключение, что, по известным данным, нет ни малейшей возможности определить в этом вопросе о дележе наследства, кто кого обсчитал или кто на кого насчитал, Ипполит Кириллович по поводу этих трех тысяч рублей, засевших в уме Мити как неподвижная
идея, упомянул об медицинской экспертизе.
Встреча московских славянофилов с петербургским славянофильством Николая была для них большим несчастьем. Николай бежал в народность и православие от революционных
идей. Общего между ними ничего не было, кроме слов. Их крайности и нелепости все же были бескорыстно нелепы и без всякого
отношения к III Отделению или к управе благочиния, что, разумеется, нисколько не мешало их нелепостям быть чрезвычайно нелепыми.
Образ Кириллова в этом
отношении наиболее важен, в нем предвосхищается Ницше и
идея сверхчеловека.
Если бы человеческая личность не была идеальной по
отношению к реальным условиям ее собственного существования, человек и не мог бы иметь
идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту
идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее…
Чуть не каждая неделя приносила с собой что-нибудь новое, по временам совершенно неожиданное по
отношению к слепому, и когда Максим старался найти источники иной новой
идеи или нового представления, появлявшихся у ребенка, то ему приходилось теряться.
Они представляются ложью и в том
отношении, что если по ним составлять теоретические понятия, то можно прийти к
идеям совершенно ложным.
Но предварительно сделаем несколько замечаний об
отношении художественного таланта к отвлеченным
идеям писателя.
Богатство есть, но не Ротшильдово; фамилия честная, но ничем никогда себя не ознаменовавшая; наружность приличная, но очень мало выражающая; образование порядочное, но не знаешь, на что его употребить; ум есть, но без своих
идей; сердце есть, но без великодушия, и т. д., и т. д. во всех
отношениях.
Единственное в этом
отношении исключение составляет Ташкент, но и то не потому, чтобы там
идеи о государстве были очень ясны, но потому, что правда, осуществлявшаяся в лице автобачей, не в пример менее доброкачественна, нежели правда, олицетворением которой явились русские уездные исправники.
Отношение масс к известной
идее — вот единственное мерило, по которому можно судить о степени ее жизненности.
Он всецело предан
идее насущного хлеба и тем подробностям, которыми эта
идея обставлена; за тем все
отношения его к государству, как и у нас, ограничиваются податями и солдатчиною.
— Я полагаю, Евгений Константиныч, что кукарское заводоуправление в своих
отношениях к Ельниковскому земству действовало на свой страх, — продолжал Тетюев, выцеживая свое profession de foi [Убеждение (фр.).] с прежним апломбом. — Я хочу этим сказать, что слишком высоко ценю лично ваши просвещенные и высокогуманные взгляды на
идею земства и льщу себя надеждой, что именно ваше содействие устранит все недоумения. Например, гора Куржак приносит земству всего два рубля семнадцать копеек дохода!
Вот Мерзопупиос и Штановский засели там в своей мурье и грызутся, разбирая по косточкам вопрос о подсудности, — это понятно, потому что они именно ничего, кроме этой мурьи, и не видят; но общество должно жить не так, оно должно иметь
идеи легкие. Les messieurs et les dames обязаны забывать обо всем, кроме взаимных друг к другу
отношений.
Таким образом, например, философия Сократа и комедии Аристофана в
отношении к религиозному учению греков служат выражением одной и той же общей
идеи — разрушения древних верований; но вовсе нет надобности думать, что Аристофан задавал себе именно эту цель для своих комедий: она достигается у него просто картиною греческих нравов того времени.
С возмужалостью, когда вам стали известны все
идеи, вы не могли не увидеть правды; вы ее знали, но вы не пошли за ней, а испугались ее, и, чтобы обмануть свою совесть, стали громко уверять себя, что виноваты не вы, а сама женщина, что она так же низменна, как и ваши
отношения к ней.
Чтобы она не тревожила вашего покоя, вы, подобно тысячам ваших сверстников, поспешили смолоду поставить ее в рамки; вы вооружились ироническим
отношением к жизни, или как хотите называйте, и сдержанная, припугнутая мысль не смеет прыгнуть через тот палисадник, который вы поставили ей, и когда вы глумитесь над
идеями, которые якобы все вам известны, то вы похожи на дезертира, который позорно бежит с поля битвы, но, чтобы заглушить стыд, смеется над войной и над храбростью.
Нет, если он согласился издать указ, затруднявший иностранцам доступ в Россию, то именно потому, что в уме его еще не определилась тогда
идея об
отношении его к иноземцам.
Это —
идея об
отношении исторических событий к характеру, положению и степени развития народа.
Такое воззрение предмета есть призрак (ist ein Schein) в том
отношении, что
идея никогда не проявляется в отдельном предмете вполне; но под этим призраком скрывается истина, потому что в определенной
идее действительно осуществляется до некоторой степени общая
идея, а определенная
идея осуществляется до некоторой степени в отдельном предмете.
Из этого основного воззрения следуют дальнейшие определения: прекрасное tcnm
идея в форме ограниченного проявления; прекрасное есть отдельный чувственный предмет, который представляется чистым выражением
идеи, так что в
идее не остается ничего, что не проявлялось бы чувственно в этом отдельном предмете, а в отдельном чувственном предмете нет ничего, что не было бы чистым выражением
идеи, Отдельный предмет в этом
отношении называется образом (das Bild).
Что касается существенного различия прежнего и предлагаемого нами понятия о прекрасном, оно обнаруживается, как мы сказали, на каждом шагу; первое доказательство этого представляется нам в понятиях об
отношении к прекрасному возвышенного и комического, которые в господствующей эстетической системе признаются соподчиненными видоизменениями прекрасного, проистекающими от различного
отношения между двумя его факторами,
идеею и образом.
Ясно, почему бедствия удельной системы произвел г. Жеребцов не из родовых
отношений, а из феодальных
идей.
Он мог спокойно и беспристрастно оценить теперь те начала и
идеи, которыми определялся ход русского развития, мог откровенно и с очевидною ясностью представить все обстоятельства, доведшие Россию до того состояния, в каком застала ее восточная война и которого неудобства во многих
отношениях мы сами провозгласили открыто и громко.
Идеи эти состояли в том, что польза самого дела требует от хозяина заботливости о работниках и что успех предприятия может быть обеспечен только полною добросовестностью и доверием в их взаимных
отношениях.
—
Идеи, идейно, — проговорила она вяло и нехотя, — идейность, идеалы, цель жизни, принципы… Эти слова вы говорили всегда, когда хотели кого-нибудь унизить, обидеть или сказать неприятность. Ведь вот вы какой! Если с вашими взглядами и с таким
отношением к людям подпустить вас близко к делу, то это, значит, разрушить дело в первый же день. Пора бы это понять.
У Кошихина уж не те
идеи, что у Курбского: он уже сожалеет и о грубости семейных
отношений, и о невежестве высшего класса, и об административных обманах, и о жестокости пытки, и об отчуждении России от Европы.
В этом
отношении уния имела сходство с реформациею: при движении реформационных
идей папы тоже поставлены были в невозможность поддерживать свое значение запрещением народу читать библию, оставлением его в невежестве и т. п.
Катерина Матвеевна. А мое воззрение другое, — я нахожу, что чем грубее та среда, в которой приводится работать, тем больше нужно энергии. Потому что в силу чего могут измениться эти уродливые
отношения, как не в силу тех
идей и заложений, которые мы внесем в них. Я сознаю свое влияние над этими людьми и посильно употребляю его. И вы призваны облагородить еще свежую личность Петра. Он с своей стороны тоже вносит
идеи в эту мертвящую среду. Вот Анатолий Дмитрич так же судит.
Катерина Матвеевна. Позвольте, позвольте, я не все сказала. Жизнь, которая ожидает нас, будет иметь значение не только для нас, но и для целого общества. Мы будем первообраз новых
отношений мужчины и женщины, мы будем осуществлением
идеи века, мы будем…
Поворот к мистике и романтическим фантазиям — это поворот к застою, направленный в конце концов против молодой демократии, которую хотят отравить и обессилить, привив ей
идеи пассивного
отношения к действительности, сомнение в силе разума, исследования, науки, задержать в демократии рост новой коллективистической психики, единственно способной воспитать сильную и красивую личность.
Наиболее резко и точно выражено
отношение романтика к себе и миру Ф. М. Достоевским в „Записках из подполья“, сочинении, где соединены все основные
идеи и мотивы его творчества.
Решено было, что в России движение
идей и движение доблестей совершалось в одной известной части народа, и о высоком значении этой части в судьбах всей России, именно в этом
отношении, «Московский вестник» уже обещал нам представить статью одного знаменитого русского писателя.
Рассудите-ка: при теперешних
отношениях всех членов общества мне войти в первом часу ночи на свадьбу своего подчиненного, регистратора, на десяти рублях, да ведь это замешательство, это — коловращенье
идей, последний день Помпеи, сумбур!
Таким образом, исполнение всегда было в этих повестях далеко ниже
идеи, которая бы могла придать им жизненность, и оттого все повести этого рода имеют лишь временный, исторический смысл, тотчас исчезающий, как скоро в обществе возникают несколько новые комбинации житейских
отношений и новые требования от жизни.
Но особенно характерно в этом
отношении известное место 6‑й книги «Государства» о благе: «так это, доставляющее истинность познаваемому и дающее силу познающему, называй
идеей блага, причиной знания и истины, поскольку она познается умом.
София по
отношению к множественности мира есть организм
идей, в котором содержатся идейные семена всех вещей.
В
идее творения раскрывается характер
отношений между Абсолютным и относительным, природа относительного в Абсолютном.
Но в каком же
отношении стоят эти понятия к бытию вещей, ideae к res» [
Идеи ‹к› вещам (лат.).]?
Точная трансцендентально-логическая формулировка
отношения идей к понятиям, одновременно объединяющая реалистическое и номиналистическое понимание, представляет исключительные трудности для философии, как это достаточно обнаружилось уже в средневековом споре реалистов и идеалистов, а равно и в новейшей философии, в частности в современном неокантианстве.
И когда русский народ лелеет апокалипсический идеал «Белого Царя» [Подробнее об
отношении Булгакова к
идее «Белого Царя» см. в его «Автобиографических заметках» (Париж, 1991), очерк «Пять лет.
Реальное
отношение между
идеями и первообразами, между родами, видами и индивидами выражается в том, что в
идее и общее, и индивидуальное существует как единое, соединяется и родовая личность индивида, и коллективная индивидуальность рода.
Во всяком случае,
идеи и настроения Эккегарта и других мистиков были ему, очевидно, близки, в частности, это обнаруживается и в интересующем нас
отношении.