В действительности мы знаем, что эта философская дедукция земли и неба совершается посредством фактических позаимствований у эмпирического бытия, которое отнюдь не соглашается быть только понятием [Совершенно справедливо замечает А. Древе в своих примечаниях к гегелевской философии религии: «Гегель отожествляет сознательное бытие не с сознательной стороной бытия (Bewusst-Sein) или
идеальным бытием, но непосредственно с реальным и приходит, таким образом, к чудовищному утверждению, что можно посредством конечного, дискурсивного, сознательного бытия продумать процесс абсолютного, вечного, досознательного и сверхсознательного мышления непосредственно как таковой.
Неточные совпадения
Человеческая личность реальна в
бытии и идеальна по своей природе, и самым фактом своей
идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности».
Вне времени, в вечности, все моменты
бытия — грехопадение, искупление и окончательное спасение — свершаются, нет там временной, хронологической последовательности, а есть лишь
идеальное, вневременное совершение.
Логос — Сын Божий есть смысл творения, божественный план творения,
идеальная норма его
бытия.
Божество есть абсолютное, полное
бытие, сущий субъект всякого
бытия, положительное всеединство; вне Божества нельзя мыслить никакого
бытия, в Нем пребывает
идеальный космос, в космосе этом осуществлено совершенное
бытие всех и всего.
В Греции идея уже получает конечную форму и определение; человеческое начало выступает и выражает свободно идею в определенных прекрасных образах и созданиях, то есть для себя
бытие идеи, fur sich sein, в области
идеального созерцания и творчества.
Суть ли идейные первоначала
бытия лишь
идеальные схемы, которые по содержанию беднее, суше, однообразнее, нежели они же в «смешении» с материей в реальностях нашего мира, или же, напротив, им принадлежит реальность in sensu eminentissimo [В самом высшем смысле (лат.).], реальнейшая реальность, realitas realissima?
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину: в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; во внешнем, периферическом действии в космосе она есть универсальная связь мира, одновременно
идеальная и реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и
бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Бог есть всеобщее, может обосновать лишь логическое,
идеальное, но не реальное
бытие Божие».] [Ср. там же.
Мир
идеальный, софийный, остается по ту сторону такого бытия-небытия, иначе говоря, в нем нет места материи — ничто, и если и можно говорить о его
бытии — сущести, то лишь в особом смысле сверхбытия, до которого не достигает тень небытия.
Это
идеальное пространство и образует метафизическую основу той множественности
бытия, в которой возникает и временность и пространственность.
Нельзя мыслить Софию, «Идею» Божию, только как
идеальное представление, лишенное жизненной конкретности и силы
бытия.
Мир идей,
идеальное все, актуально содержащееся в Софии, для мира тварного существует не только как основа или причинность (в вышеуказанном смысле), но и как норма, предельное задание, закон жизни, аристотелевская энтелехия в отношении к потенциальному состоянию
бытия.
Как наименее кривая линия совпадает с наиболее прямой, так в Боге совпадают самое великое и самое малое (de docta ignorantia I, 4),
бытие и небытие (ibid., с. 6, de Possest), реальное и
идеальное, прошлое, настоящее и будущее в абсолютном ныне.
Бытие, как его конструирует мысль,
бытие как объект,
бытие как понятие есть царство детерминации, не материальной, физической, но
идеальной детерминации.
Бытие оказывается
идеальной необходимостью, в нем невозможны прорывы,
бытие сплошное, абсолютное единство.
Но феноменология Гуссерля связана с особого рода онтологией, с учением об
идеальном, внечеловеческом
бытии, т. е. с своеобразной формой платонизма.
Разрыв между трансцендентальным сознанием, гносеологическим субъектом,
идеальным логическим
бытием и живым человеком, в сущности, делает познание невозможным.
Познание происходит в сфере
идеального логического
бытия, а не в человеческой сфере.
Познание предполагает не
идеальное, внечеловеческое
бытие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя предмет познания, мир сущностей (Wesenheiten), а человека, не психологического, а духовного человека и его творческую активность.
Познающий же субъект не есть
бытие, субъект гносеологичен, а не онтологичен, он есть
идеальные логические формы, совсем не человеческие, связь которых с человеком остается непонятной.
Конкретно-универсальное существует не в
идеальной отвлеченной сфере, не в родовом
бытии идей, а в личном существовании, в высшей качественности и полноте личного существования.
Философия превращается в философию
идеальных ценностей, за которыми не скрыто никакое
бытие.
Художественное творчество не достигает онтологических результатов — творится
идеальное, а не реальное, символические ценности, а не
бытие.
Идеальный план
бытия предвечно завершен и замкнут, в нем дано небесное человечество.