Неточные совпадения
— Про вас, — сказал Дьякон, не взглянув на него. — Про мудрствующих лукаво. Разошелся я духовно с вами и своим путем пойду, по людям благовестя о
Христе и
законе его…
Представь, Петр Ипполитович вдруг сейчас стал там уверять этого другого рябого постояльца, что в английском парламенте, в прошлом столетии, нарочно назначена была комиссия из юристов, чтоб рассмотреть весь процесс
Христа перед первосвященником и Пилатом, единственно чтоб узнать, как теперь это будет по нашим
законам и что все было произведено со всею торжественностью, с адвокатами, прокурорами и с прочим… ну и что присяжные принуждены были вынести обвинительный приговор…
Нельзя достаточно сильно подчеркивать, что абсолютная
Христова любовь есть новая благодатная жизнь духа, а не
закон для относительной материальной жизни.
Он говорил колодникам в пересыльном остроге на Воробьевых горах: «Гражданский
закон вас осудил и гонит, а церковь гонится за вами, хочет сказать еще слово, еще помолиться об вас и благословить на путь». Потом, утешая их, он прибавлял, что «они, наказанные, покончили с своим прошедшим, что им предстоит новая жизнь, в то время как между другими (вероятно, других, кроме чиновников, не было налицо) есть ещё большие преступники», и он ставил в пример разбойника, распятого вместе с
Христом.
Увы! нет для раба иного
закона, кроме беззакония. С печатью беззакония он явился на свет; с нею промаячил постылую жизнь и с нею же обязывается сойти в могилу. Только за пределами последней, как уверяет Аннушка, воссияет для него присносущий свет
Христов… Ах, Аннушка, Аннушка!
Христос защищает мытарей и грешников и обличает самоправедность фарисеев, ревнителей
закона.
В христологии его главное место занимает учение о кенозисе, о самоуничижении
Христа и подчинении его
законам человеческого существования.
Он обличает историческое христианство, историческую церковь в приспособлении заветов
Христа к
закону этого мира, в замене Царства Божьего царством кесаря, в измене
закону Бога.
В религии
Христа кровавая жертва заменяется жертвой бескровной — евхаристией, приобщением к вселенской жертве
Христа, отменившей все другие жертвы, а
Закон заменяется свободной любовью.
Закон Ветхого Завета, как и всякий
закон до
Христа, был лишь предварительным подготовлением человечества к принятию религии любви и свободы.
Еретический рационализм признает
Христа или только Богом, или только человеком, но не постигает тайны Богочеловека, тайны совершенного соединения природы божеской с природой человеческой; он признает в
Христе одну лишь волю и не постигает совершенного соединения в
Христе двух воль, претворения воли человеческой в волю Бога; он готов признать Троичность Божества, но так, чтобы не нарушить
закона тождества и противоречия, так, что «один» и «три» в разное время о разном говорят.
Религия
Христа не есть уже религия жертвы и
закона, а религия любви и свободы.
Я знаю, что христианская церковь установила еще в первые века, что
Христос страдал не образно, а действительно и что и тело его, стало быть, было подчинено на кресте
закону природы вполне и совершенно.
А когда потом мы начали
закон божий читать, я опять спросила: отчего же Иисус
Христос сказал: любите друг друга и прощайте обиды, а он не хочет простить мамашу?
На вопрос Степана о том, за что его ссылали, Чуев объяснил ему, что его ссылали за истинную веру
Христову, за то, что обманщики-попы духа тех людей не могут слышать, которые живут по Евангелию и их обличают. Когда же Степан спросил Чуева, в чем евангельский
закон, Чуев разъяснил ему, что евангельский
закон в том, чтобы не молиться рукотворенньм богам, а поклоняться в духе и истине. И рассказал, как они эту настоящую веру от безногого портного узнали на дележке земли.
Недоразумение людей, судящих о христианском учении с точки зрения общественного, состоит в том, что они, предполагая, что совершенство, указываемое
Христом, может быть вполне достигнуто, спрашивают себя (так же, как они спрашивают себя, предполагая, что
законы общественные будут исполнены), что будет, когда это всё будет исполнено?
Мы верим в то, что уголовный
закон Ветхого Завета: око за око, зуб за зуб — отменен Иисусом
Христом и что по Новому Завету всем его последователям проповедуется прощение врагам вместо мщения, во всех случаях без исключения. Вымогать же насилием деньги, запирать в тюрьму, ссылать или казнить, очевидно, не есть прощение обид, а мщение.
«Правило государственной необходимости, говорят они, может заставить изменить
закону бога тех, которые ради житейских выгод стараются согласить несогласимое, но для христианина, который истинно верит тому, что следование учению
Христа дает ему спасение, правило это не может иметь никакого значения».
В этом освобождении — увеличении этой силы и состоит, по учению
Христа, истинная жизнь человека. Истинная жизнь, по прежним условиям, состоит в исполнении правил,
закона; по учению
Христа она состоит в наибольшем приближении к указанному и сознаваемому каждым человеком в себе божескому совершенству, в большем и большем приближении к слиянию своей воли с волей божией, слиянию, к которому стремится человек и которое было бы уничтожением той жизни, какую мы знаем.
Но люди не были готовы для принятия решения, данного
Христом, и прежнее средство определения зла, которому надо противиться посредством установления обязательных для всех
законов, приводившихся в исполнение силою, продолжало прилагаться.
Недоразумение состоит именно в том, что учение
Христа руководит людьми иным способом, чем руководят учения, основанные на низшем жизнепонимании. Учения общественного жизнепонимания руководят только требованием точного исполнения правил или
законов. Учение
Христа руководит людьми указанием им того бесконечного совершенства отца небесного, к которому свойственно произвольно стремиться всякому человеку, на какой бы степени несовершенства он ни находился.
Рабочий нашего времени, если бы даже работа его и была много легче работы древнего раба, если бы он даже добился восьмичасового дня и платы трех долларов за день, не перестанет страдать, потому что, работая вещи, которыми он не будет пользоваться, работая не для себя по своей охоте, а по нужде, для прихоти вообще роскошествующих и праздных людей и, в частности, для наживы одного богача, владетеля фабрики или завода, он знает, что всё это происходит в мире, в котором признается не только научное положение о том, что только работа есть богатство, что пользование чужими трудами есть несправедливость, незаконность, казнимая
законами, но в мире, в котором исповедуется учение
Христа, по которому мы все братья и достоинство и заслуга человека только в служении ближнему, а не в пользовании им.
Христианин освобождается от человеческой власти тем, что признает над собой одну власть бога,
закон которой, открытый ему
Христом, он сознает в самом себе, и подчиняется только ей.
Оказывается, что перед судом ученых нашего времени
закон еврейский: зуб за зуб и око за око, —
закон справедливого возмездия, известный человечеству 5000 лет тому назад, более целесообразен, чем
закон любви, 1800 лет тому назад проповеданный
Христом на место этого самого
закона справедливости.
Не может человек нашего времени, исповедуй он или не исповедуй божественности
Христа, не знать, что участвовать в качестве ли царя, министра, губернатора, или урядника в том, чтобы продать у бедной семьи последнюю корову на подати для того, чтобы отдать эти деньги на пушки или на жалованье и пансионы роскошествующим, праздным и вредным чиновникам; или участвовать в том, чтобы посадить в тюрьму кормильца семьи за то, что мы сами развратили его, и пустить семью его по миру; или участвовать в грабежах и убийствах войн; или во внушении вместо
Христова закона диких идолопоклоннических суеверий; или загнать забежавшую на свою землю корову человека, у которого нет земли; или с человека, работающего на фабрике, вычесть за нечаянно испорченный предмет; или содрать вдвое за предмет с бедного только потому, что он в крайней нужде; не может не знать ни один человек нашего времени, что все эти дела — скверные, постыдные и что делать их не надо.
Христианин освобождается от всякой человеческой власти тем, что считает для своей жизни и жизни других божеский
закон любви, вложенный в душу каждого человека и приведенный к сознанию
Христом, единственным руководителем жизни своей и других людей.
Но далее оказалось, что он знает столько: был
Христос, который восстал против еврейских
законов, и евреи распяли его за это на кресте. Но он был бог и потому не умер на кресте, а вознёсся на небо и тогда дал людям новый
закон жизни…
«Во имя короля и Sant’ officio!
Сим объявляется всем христианам,
Что дон Жуан, маркезе де Маранья,
От церкви отлучается
ХристовойИ вне
законов ныне состоит.
Все для него убежища закрыты,
Не исключая божьих храмов. Всем,
Кому его известно пребыванье,
Вменяется в священный долг о нем
Немедленно начальству донести.
К кому ж он обратится, тот его
Обязан выдать в руки местной власти,
Под спасеньем вечного проклятья, —
Таков над ним церковный приговор».
Барабанный бой.
Тогда в душе моей всё возвысилось и осветилось иначе, все речи Михайловы и товарищей его приняли иной смысл. Прежде всего — если человек за веру свою готов потерять свободу и жизнь, значит — он верует искренно и подобен первомученикам за
Христов закон.
Понял народ, что
закон жизни не в том, чтобы возвысить одного из семьи и, питая его волею своей, — его разумом жить, но в том истинный
закон, чтобы всем подняться к высоте, каждому своими глазами осмотреть пути жизни, — день сознания народом необходимости равенства людей и был днём рождества
Христова!
Он был «спасен», графиня утешалась; она приобрела
Христу первого нигилиста и велела Шерамуру по выздоровлении приходить к ней, чтобы петь с верными и учить детей писать и
закону божию.
Николай Иванович. Вы не поверите, смеяться будете, а я все-таки скажу, что жил я прежде так, не стыдился, а теперь я поверил
Христову закону, что все мы братья, и мне стыдно так жить.
— Стою за бога, за великого государя, за
христов закон, за святое крещение, за все отечество и за всех людей.
— «К сему же внидет в люди безверие и ненависть, реть, ротьба [Реть — ссора, вражда. Ротьба — клятва, а также заклятье, вроде «лопни мои глаза», «провалиться мне на сем месте» и пр.], пиянство и хищение изменят времена и
закон, и беззаконнующий завет наведут с прелестию и осквернят священные применения всех оных святых древних действ, и устыдятся креста
Христова на себе носити».
Нельзя не понимать, что слова эти значат то, что
Христос, отвергая прежний
закон насилия: око за око и зуб за зуб, отвергает этим и всё то устройство мира, которое основывается на этом
законе, и устанавливает новый
закон любви ко всем без различия людям, устанавливает этим самым новое устройство мира, основанное уже не на насилии, а на этом
законе любви ко всем без различия людям.
Так учил
Христос. А учил он так потому, что знал, что как в его время были люди, учившие людей ложному
закону бога, так и впредь будут такие люди. Он знал это и учил тому, что не надо слушать людей, называющих себя наставниками, потому что учения их затемняют то простое и ясное учение, которое открыто всем людям и заложено в сердце каждого человека.
Замечательно то, что в учении
Христа в особенности претит людям, не понимающим его, упоминание о непротивлении злу насилием. Упоминание это особенно неприятно им, потому что оно прямо требует того, что нарушает весь привычный порядок их жизни. И потому люди, не желающие изменить привычный порядок жизни, это упоминание об одном из неизбежных условий любви, называют особенной, независимой от
закона любви заповедью и всячески ее исправляют или просто отрицают.
Христос не основывал никакой церкви, не устанавливал никакого государства, не дал никаких
законов, никакого правительства, ни внешнего авторитета, но он старался написать
закон бога в сердцах людей с тем, чтобы сделать их самоуправляющимися.
«Вам сказано, — сказал
Христос, поминая слова
закона Моисея, — не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. V, 27—28).
У
Христа спросили: можно ли человеку оставлять жену и брать другую? Он на это сказал, что этого не должно быть, что человек, сойдясь с женою, должен соединиться с нею так, чтобы они двое были как одно тело. И что таков
закон бога, и что то, что бог соединил, человек не должен разделять.
Это неправда: рабочие и бедные были бы неправы, если бы они этого хотели в таком мире, в котором исповедовалось бы и исполнялось учение
Христа о любви к ближнему и равенстве всех людей; но они хотят этого в том мире, в котором исповедуется и исполняется учение о том, что
закон жизни есть
закон борьбы всех против всех, так что, желая сесть на место богатых, бедные следуют только тому примеру, который подает им деятельность богатых.
Во
Христе заключается не только высшая и единственная норма долженствования для человека, но и
закон человеческого бытия, хотя это и раскроется лишь в конце нашего зона, на Страшном Суде.
Всякой религии свойственно некоторое старообрядчество, привязанность к старине; произвольно, по личной прихоти или вкусу, без дерзновения пророческого не должна быть изменена «йота от
закона» [Имеются в виду слова Иисуса
Христа: «… доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из
закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).].
На Страшном суде человек, поставленный лицом к лицу с
Христом и в Нем познавший истинный
закон своей жизни, сам сделает в свете этого сознания оценку своей свободе в соответствии тому «подобию», которое создано творчеством его жизни, и сам различит в нем призрачное, субъективное, «психологическое» от подлинного, реального, онтологического.
И самое различие и противопоставление иудеев и языков только до времени и упразднено Крестом: «
Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно — ποιήσας τα αμφότερα εν — и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а
закон заповедей учением, дабы из двух создать в себе самом одного — τους δύο κτίση εν αϋτφ είς ένα, нового человека, устрояя мир и в одном теле примирить обоих — τους αμφότερους εν ένΐ σώματι — с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Ефес. 2:24-6).
Но как апостол говорит, что
закон был воспитателем ко
Христу, так и строгая школа науки должна предшествовать вере, хотя мы только через веру, т. е. через обладание устраняющей всякие сомнения достоверностью, можем оправдаться, т. е. сделаться подлинно совершенными…
— Когда бываю восторжен духом, мои речи еще трудней понять. Сочтешь меня ума лишенным, богохульником, неверным… И все посмеются надо мной и поругаются мне, и будет мое имя проречено. Орудием яко зло нечистого сочтут меня, человеком, уготованным геенне огненной! — сказал Егор Сергеич. — Дан мне дар говорить новыми язы́ки; новые
законы даны мне. И те дары получил я прямо из уст
христа и пророка Максима.
— Вестимо, не тому, Василий Фадеич, — почесывая в затылках, отвечали бурлаки. — Твои слова шли к добру, учил ты нас по-хорошему. А мы-то, гляди-ка, чего сдуру-то наделали… Гля-кась, како дело вышло!.. Что теперича нам за это будет? Ты, Василий Фадеич, человек знающий, все
законы произошел, скажи,
Христа ради, что нам за это будет?
«Вы, оправдывающие себя
законом, остались без
Христа, отпали от благодати».
Вся сложность и парадоксальность христианского отношения к
закону определяется тем, что
Христос не только обличает фарисейское законничество, но и говорит, что он пришел не нарушить, а исполнить
закон.