Неточные совпадения
И часто улыбается отдыхающее
сознание, видя, например, как
в размышление о судьбе вдруг жалует гостем
образ совершенно неподходящий: какой-нибудь прутик, сломанный два года назад.
Такое представление о капитане, такой
образ и такая истинная действительность его положения заняли, по праву душевных событий, главное место
в блистающем
сознании Грэя.
И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без
сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на
образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему
сознание приносимой пользы и утешение
в нерадостной семейной жизни.
Но главное
в том, что они никогда не пробовали объяснить, каким
образом материальное бытие может переходить
в сознание,
в мысль.
Образ космоса так же отсутствует
в космополитическом
сознании, как и
образ нации.
В робости сердца моего мыслю, однако же, что самое
сознание сей невозможности послужило бы им наконец и к облегчению, ибо, приняв любовь праведных с невозможностью воздать за нее,
в покорности сей и
в действии смирения сего, обрящут наконец как бы некий
образ той деятельной любви, которою пренебрегли на земле, и как бы некое действие, с нею сходное…
В сновидении ослаблена синтезирующая активность
сознания и из недр подсознательного порождаются смутные, не синтезированные
в целостной личности
образы.
Но и неоформленный и нерешенный, он все-таки лежал где-то
в глубине
сознания, а по ночам, когда пестрые впечатления дня смолкали, он облекался
в образы и управлял моими снами.
Я был тогда совсем маленький мальчик, еще даже не учившийся
в пансионе, но простота, с которой отец предложил вопрос, и его глубокая вдумчивость заразили меня. И пока он ходил, я тоже сидел и проверял свои мысли… Из этого ничего не вышло, но и впоследствии я старался не раз уловить те бесформенные движения и смутные
образы слов, которые проходят, как тени, на заднем фоне
сознания, не облекаясь окончательно
в определенные формы.
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее
сознание, что есть
в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое
сознание постоянно возвышает самый
образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере».
Но
в образе Шатова обнаруживается и двойственность мессианского
сознания, — двойственность, которая была уже у еврейского народа.
Его пробовали канонизировать, но
в сознании русского народа он не сохранился, как
образ святого.
Так превращается первоначальное
сознание греховности
в злобную обиду на мир,
в претензию получать все богатства бытия, не заслужив их,
в желание отделаться внешним
образом от зла, не вырвав корней его.
Индийская идея метемпсихоза чужда и противна христианскому
сознанию, так как противоречит религиозному смыслу земной истории человечества,
в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог
в конкретном
образе человека,
в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
Внутренняя отдаленность творения от Творца мешает увидеть Бога:
образ Бога дробится
в человеческом
сознании и воспринимается лишь мифологически.
В этом случае роковым
образом само «
сознание вообще» становится трансцендентным, как то и обнаружилось
в германском идеализме начала XIX века.
Наше
сознание слишком загипнотизировано философским модернизмом,
в котором мельчает мысль [Под модернизмом я имею главным
образом в виду новейшие формы критицизма и позитивизма.] и гибнут великие философские стремления и традиции прошлого.
В языческом
сознании жажда земного счастья и суеверный ужас гибели преобладали над жаждой совершенства и страхом своей измены
образу Божьему.
Причиной, побуждающею преступника искать спасения
в бегах, а не
в труде и не
в покаянии, служит главным
образом не засыпающее
в нем
сознание жизни. Если он не философ, которому везде и при всех обстоятельствах живется одинаково хорошо, то не хотеть бежать он не может и не должен.
Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями
сознание начинало изнемогать; оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их
в одно целое и таким
образом овладеть ими, победить их.
Дядя Максим относился ко всем этим музыкальным экспериментам только терпимо. Как это ни странно, но так явно обнаружившиеся склонности мальчика порождали
в инвалиде двойственное чувство. С одной стороны, страстное влечение к музыке указывало на несомненно присущие мальчику музыкальные способности и, таким
образом, определяло отчасти возможное для него будущее. С другой — к этому
сознанию примешивалось
в сердце старого солдата неопределенное чувство разочарования.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся
в его
сознании, дает ему возможность тотчас же составить из них общее понятие и, таким
образом, немедленно перенести новый факт из живой действительности
в отвлеченную сферу рассудка.
Свободное претворение самых высших умозрений
в живые
образы и, вместе с тем, полное
сознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Отвлеченностей этих обыкновенно не бывает
в самом
сознании художника; нередко даже
в отвлеченных рассуждениях он высказывает понятия, разительно противоположные тому, что выражается
в его художественной деятельности, — понятия, принятые им на веру или добытые им посредством ложных, наскоро, чисто внешним
образом составленных силлогизмов.
Я, когда вышел из университета, то много занимался русской историей, и меня всегда и больше всего поражала эпоха междуцарствия: страшная пора — Москва без царя, неприятель и неприятель всякий, — поляки, украинцы и даже черкесы, —
в самом центре государства; Москва приказывает, грозит, молит к Казани, к Вологде, к Новгороду, — отовсюду молчание, и потом вдруг, как бы мгновенно, пробудилось
сознание опасности; все разом встало, сплотилось,
в год какой-нибудь вышвырнули неприятеля; и покуда, заметьте, шла вся эта неурядица, самым правильным
образом происходил суд, собирались подати, формировались новые рати, и вряд ли это не народная наша черта: мы не любим приказаний; нам не по сердцу чересчур бдительная опека правительства; отпусти нас посвободнее, может быть, мы и сами пойдем по тому же пути, который нам указывают; но если же заставят нас идти, то непременно возопием; оттуда же, мне кажется, происходит и ненависть ко всякого рода воеводам.
В сознании не сохранилось ни одного ясно формулированного вывода, но, взамен того, перед глазами так и мелькали живые
образы спорящих.
Правда, что массы безмолвны, и мы знаем очень мало о том внутреннем жизненном процессе, который совершается
в них. Быть может, что продлившееся их ярмо совсем не представлялось им мелочью; быть может, они выносили его далеко не так безучастно и тупо, как это кажется по наружности… Прекрасно; но ежели это так, то каким же
образом они не вымирали сейчас же, немедленно, как только
сознание коснулось их? Одно
сознание подобных мук должно убить, а они жили.
Сломанный нравственно, больной физически, Калинович решился на новый брак единственно потому только, что ни на что более не надеялся и ничего уж более не ожидал от жизни, да и Настенька, более уж, кажется, любившая Калиновича по воспоминаниям, оставила театр и сделалась действительною статскою советницею скорее из
сознания какого-то долга, что она одна осталась
в мире для этого человека и обязана хоть сколько-нибудь поддержать и усладить жизнь этой разбитой, но все-таки любезной для нее силы, и таким
образом один только капитан стал вполне наслаждаться жизнию, заправляя по всему дому хозяйством и постоянно называя племянника и племянницу: «ваше превосходительство».
Кто испытывал приятное ощущение входить начальническим
образом на лестницы присутственных мест, тот поймет, конечно, что решительно надобно быть человеком с самыми тупыми нервами, чтоб не испытать
в эта минуты какого-то гордого
сознания собственного достоинства; но герой мой, кажется, не ощущал этого — так, видно, было много на душе его тяжелых и мрачных мыслей. Он шел, потупя голову и стараясь только не отстать от своего начальника.
Он прибавлял, что решился напомнить ей о себе вследствие случайного обстоятельства, которое слишком живо возбудило
в нем
образы прошедшего; рассказал ей свою жизнь, одинокую, бессемейную, безрадостную; заклинал ее понять причины, побудившие его обратиться к ней, не дать ему унести
в могилу горестное
сознание своей вины — давно выстраданной, но не прощенной — и порадовать его хотя самой краткой весточкой о том, как ей живется
в этом новом мире, куда она удалилась.
В описываемое мною время суд над женщинами проступившимися был среди дворянского сословия гораздо строже, чем ныне: поэтический
образ Татьяны, сказавшей Онегину: «Я вас люблю — к чему лукавить? — но я другому отдана и буду век ему верна!», еще жил
в сознании читающего общества.
Бездействие, нега и чистота воздуха,
сознание достигнутой цели, прихотливый и небрежный разговор с приятелем, внезапно вызванный
образ милого существа, все эти разнородные и
в то же время почему-то сходные впечатления слились
в нем
в одно общее чувство, которое и успокоивало его, и волновало, и обессиливало…
Безотрадно и скучно подрастала маленькая графиня; по несчастию, она не принадлежала к тем натурам, которые развиваются от внешнего гнета; начав приходить
в сознание, она нашла
в себе два сильные чувства: непреодолимое желание внешних удовольствий и сильную ненависть к
образу жизни тетки.
Таким
образом,
в душе Боброва чередовалась тоска по Нине, по нервному пожатию ее всегда горячих рук, с отвращением к скуке и манерности ее семьи. Бывали минуты, когда он уже совершенно готовился сделать ей предложение. Тогда его не остановило бы даже
сознание, что она, с ее кокетством дурного тона и душевной пустотой, устроит из семейной жизни ад, что он и она думают и говорят на разных языках. Но он не решался и молчал.
Таким
образом, служа полнейшими представителями высшей степени человеческого
сознания в известную эпоху и с этой высоты обозревая жизнь людей и природы и рисуя ее перед нами, они возвышались над служебного ролью литературы и становились
в ряд исторических деятелей, способствовавших человечеству
в яснейшем
сознании его живых сил и естественных наклонностей.
Эти речи, эти
образы, быть может, не задерживаются
в его памяти
в ярких и резко очерченных формах, но они несомненно оставляют
в его
сознании общее впечатление сочувственного, родственного.
Таким
образом, оставалось только гордиться и торжествовать. Но, увы! опасения — такая вещь, которая, однажды закравшись
в душу, уже не легко покидает ее. Опровергнутые
в одной форме, они отыщут себе другую, третью и т. д. и будут смущать человека до тех пор, пока действительно не доведут его до
сознания эфемерности его торжества. Нечто подобное случилось и со мной.
Гасли четкие мысли, такие твердые и общие
в своей словесной скорлупе; теряли форму
образы, умирало одно
сознание, чтобы дать место другому.
Если субъект, погибая, усвояет себе это
сознание правдивости своего страдания и того, что дело его не погибает, а очищается и торжествует его погибелью, то примирение полно, и сам субъект просветленным
образом переживает себя
в своем очищающемся и торжествующем деле.
Пародия была впервые полностью развернута
в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «
В настоящее время, когда
в нашем отечестве поднято столько важных вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все
в России стремится к свету и гласности, —
в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез
в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих
в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую
в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих
в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить
в сих очерствевших и ожесточенных
в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное
сознание своих пороков и слезное
в них раскаяние, чтобы таким
образом содействовать общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель общественного развития, не остается праздною зрительницею народного движения
в настоящее время, когда
в нашем отечестве возбуждено столько важных вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все
в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
Потеряв
сознание в минуту своего неожиданного похищения из родительского дома, она не выходила из обморока во все время, пока конный отряд Плодомасова несся, изрывая железом копыт черную грязь непроезжих полей; она не пришла
в себя во время короткой передышки, данной коням после сорокаверстной перескачки, и
в этом видимом
образе смерти достигла гнезда плодомасовского боярина.
Таким
образом, ясное
сознание своего положения не допускает их входить
в азарт и убиваться из пустяков.
Таким
образом, если уж и можно обращать внимание на народные различия с этой стороны, то не иначе, как
в строгой, последовательной, неразрывной связи рассматривая внешнее распространение знаний и внутреннюю их обработку
в сознании народа.
А могут явиться
в душе эти
образы только тогда, когда мысль, которую хотим мы развить,
в поэтической форме, не только хорошо понята нами, но и вполне живо и определенно представляется нашему
сознанию, так что легко возбуждает чувство
в душе человека.
Ответ вспыхивал пред нею
в образе пьяного мужа. Ей было трудно расстаться с мечтой о спокойной, любовной жизни, она сжилась с этой мечтой и гнала прочь угрожающее предчувствие. И
в то же время у неё мелькало
сознание, что, если запьёт Григорий, она уже не сможет жить с ним. Она видела его другим, сама стала другая, прежняя жизнь возбуждала
в ней боязнь и отвращение — чувства новые, ранее неведомые ей. Но она была женщина и — стала обвинять себя за размолвку с мужем.
Живя с самой весны
в N-ском уезде и бывая почти каждый день у радушных Кузнецовых, Иван Алексеич привык, как к родным, к старику, к его дочери, к прислуге, изучил до тонкостей весь дом, уютную террасу, изгибы аллей, силуэты деревьев над кухней и баней; но выйдет он сейчас за калитку, и всё это обратится
в воспоминание и утеряет для него навсегда свое реальное значение, а пройдет год-два, и все эти милые
образы потускнеют
в сознании наравне с вымыслами и плодами фантазии.
Не осмеливаясь выпускать этих самолюбивых мыслей на поверхность
сознания, притворяясь перед самим собой, что их вовсе нет
в его сердце, он все-таки с гордостью верил, что ему уготовано
в будущей жизни теплое, радостное место, вроде того, которое ему общий почет и собственные заслуги отвели
в церкви, под
образом Всех Святителей.
Таким
образом, признавая
в человеке [одну только] способность к развитию и [одну только] наклонность к деятельности (какого бы то ни было рода) и отдыху, мы из этого одного прямо можем вывести — с одной, стороны, естественное требование человека, чтоб его никто не стеснял, чтоб предоставили ему пользоваться его личными; [неотъемлемыми] средствами и безмездными [, никому не принадлежащими,] благами природы, а с другой стороны — столь же естественное
сознание, что и ему не нужно посягать на права других и вредить чужой деятельности.
Туманные
образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать
сознание…
Я чувствовал, как с меня постепенно спадала какая-то тяжесть, как ненавистные
образы сменялись
в сознании туманом…