Неточные совпадения
— Самый превосходный признак, мой друг; самый даже благонадежный, потому что наш русский атеист, если только он вправду атеист и чуть-чуть с умом, — самый лучший
человек в
целом мире и всегда наклонен приласкать Бога, потому что непременно добр, а добр потому, что безмерно доволен тем, что он — атеист. Атеисты наши —
люди почтенные и в
высшей степени благонадежные, так сказать, опора отечества…
Он блаженно улыбнулся, хотя в улыбке его и отразилось как бы что-то страдальческое или, лучше сказать, что-то гуманное,
высшее… не умею я этого высказать; но высокоразвитые
люди, как мне кажется, не могут иметь торжественно и победоносно счастливых лиц. Не ответив мне, он снял портрет с колец обеими руками, приблизил к себе,
поцеловал его, затем тихо повесил опять на стену.
Этим объяснялось для Нехлюдова то удивительное явление, что самые кроткие по характеру
люди, неспособные не только причинить, но видеть страданий живых существ, спокойно готовились к убийствам
людей, и все почти признавали в известных случаях убийство, как орудие самозащиты и достижения
высшей цели общего блага, законным и справедливым.
Человек должен стремиться к
высшей, блестящей
цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки.
Слушай: в снах, и особенно в кошмарах, ну, там от расстройства желудка или чего-нибудь, иногда видит
человек такие художественные сны, такую сложную и реальную действительность, такие события или даже
целый мир событий, связанный такою интригой, с такими неожиданными подробностями, начиная с
высших ваших проявлений до последней пуговицы на манишке, что, клянусь тебе, Лев Толстой не сочинит, а между тем видят такие сны иной раз вовсе не сочинители, совсем самые заурядные
люди, чиновники, фельетонисты, попы…
Видишь ли, государь мой, проницательный читатель, какие хитрецы благородные-то
люди, и как играет в них эгоизм-то: не так, как в тебе, государь мой, потому что удовольствие-то находят они не в том, в чем ты, государь мой; они, видишь ли,
высшее свое наслаждение находят в том, чтобы
люди, которых они уважают, думали о них, как о благородных
людях, и для этого, государь мой, они хлопочут и придумывают всякие штуки не менее усердно, чем ты для своих
целей, только цели-то у вас различные, потому и штуки придумываются неодинаковые тобою и ими: ты придумываешь дрянные, вредные для других, а они придумывают честные, полезные для других.
Он постоянно представлял из себя
человека, стоящего выше всех этих мелочей; для чего, с какой
целью? в чем состоял
высший интерес, которому жертвовалось сердце? — я не знаю.
Достижению постыдной
цели не служат здесь лучшие способности ума и благороднейшие силы души в своем
высшем развитии; напротив, вся пьеса ясно показывает, что именно недостаток этого развития и доводит
людей до таких мерзостей.
Люди, о которых они знают всю подноготную, конечно, не придумали бы, какие интересы руководствуют ими, а между тем многие из них этим знанием, равняющимся
целой науке, положительно утешены, достигают самоуважения и даже
высшего духовного довольства.
Она, конечно, сделала это с
целью, чтобы оставить Вихрова с Фатеевой наедине, и полагала, что эти два, некогда обожавшие друг друга, существа непременно пожелают поцеловаться между собой, так как
поцелуй m-lle Прыхина считала
высшим блаженством, какое только существует для
человека на земле; но Вихров и m-me Фатеева и не думали целоваться.
— Коли хотите, она не столько опасна, сколько не вполне нравственна и в
высшей мере надоедлива. Совестно лукавить и невыносимо скучно выслушивать пустяки, серьезно изрекаемые в качестве истин. Требователен нынешний влиятельный
человек и даже назойлив. Ни одной уступки вы от него не дождетесь иначе, как ценою
целого потока пустопорожних речей. Но что же делать?
В одно время личность бывает исполнена сознанием своей нравственной
цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем смысле слова; но в другое время
человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с
целью жизни его, и при этом истинное содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда
человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое
высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Их последняя
цель — не совершенная, рабская верность отвлеченным
высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их суждениях
люди возвышаются не по тому, сколько было в них сокрыто великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и умели сделать пользы человечеству; не те события обращают на себя особое внимание, которые имеют характер грандиозный или патетический, а те, которые сколько-нибудь подвинули благосостояние масс человечества.
Удовольствие Рыжова состояло в исполнении своего долга, а
высший духовный комфорт — философствование о
высших вопросах мира духовного и об отражении законов того мира в явлениях и в судьбах отдельных
людей и
целых царств и народов.
Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно борется с ним и, чувствуя себя призванным к победе над Роком, постепенно вовлекает в эту великую боьбу и Восток. Запад рассматривает
человека как
высшую цель природы и орган, посредством коего она познает самое себя, бесконечно развивая все свойства этого органа; для Востока
человек сам по себе не имеет значения и цены.
Из жильцов особенно замечательны были: Марк Иванович, умный и начитанный
человек; потом еще Оплеваниев-жилец; потом еще Преполовенко-жилец, тоже скромный и хороший
человек; потом еще был один Зиновий Прокофьевич, имевший непременною
целью попасть в
высшее общество; наконец, писарь Океанов, в свое время едва не отбивший пальму первенства и фаворитства у Семена Ивановича; потом еще другой писарь Судьбин; Кантарев-разночинец; были еще и другие.
Часто употребляемое выражение, что смертная казнь практикуется теперь только в исключительных случаях, не совсем точно; все
высшие карательные меры, которые заменили смертную казнь, все-таки продолжают носить самый важный и существенный признак ее, а именно — пожизненность, вечность, и у всех у них есть
цель, унаследованная ими прямо от смертной казни, — удаление преступника из нормальной человеческой среды навсегда, и
человек, совершивший тяжкое преступление, умирает для общества, в котором он родился и вырос, так же как и во времена господства смертной казни.
Нужно перестать твердить
людям с детства, что государство, а не человеческая личность есть
высшая ценность и что мужество, величие, слава государства есть самая высокая и самая достойная
цель.
Нельзя сказать, что сверхличное,
высшее, чем
человек, Бог есть
цель, личность же есть средство для этой
цели.
Но
высшая правда в том, чтобы
целое жило в
человеке.
Свобода и достоинство
человека не позволяют видеть в счастье и удовлетворении
цель и
высшее благо жизни.
Во имя
высших целей добра, истины, веры, во имя Бога
люди делаются жестокими, злыми, бессердечными, беспощадными, ничего не способными понять в других
людях, никому и ничему не сочувствующими.
Трагично тут то, что неправда, ложь, истязание живых
людей практикуется и во имя
целей, которые признаются
высшими, и во имя средств, которые признаются необходимыми и которые в пути начинают заслонять
цель.
Цель и смысл брака оказывается физиологический и требует утери девственности, т. е.
высшего состояния
человека.
Если
человек дурен, если он не Божьего духа, то никакие
высшие цели не сделают его лучшим, и он всегда будет применять дурные средства и забывать для них о
целях.
И во всем, что он говорил, звучала самая твердая убежденность и сквозил ум, верный расчет,
высшие ресурсы настоящего государственного
человека, который только пользуется редким красноречием для служения своей идее, своему плану, твердо намеченной
цели.
— Но, любезный друг, — говорил Пирожков, закусывая куском ветчины — они перешли в столовую, — все это так; а конечная
цель? Дельцом быть хорошо только до известного предела… для
человека, вкусившего, как вы,
высшего развития.
Он не может не видеть и того, что, при допущении такого же понимания жизни и в других
людях и существах, жизнь всего мира, вместо прежде представлявшихся безумия и жестокости, становится тем
высшим разумным благом, которого только может желать
человек, — вместо прежней бессмысленности и бесцельности, получает для него разумный смысл:
целью жизни мира представляется такому
человеку бесконечное просветление и единение существ мира, к которому идет жизнь и в котором сначала
люди, а потом и все существа, более и более подчиняясь закону разума, будут понимать (то, что дано понимать теперь одному
человеку), что благо жизни достигается не стремлением каждого существа к своему личному благу, а стремлением, согласно с законом разума, каждого существа к благу всех других.
Для животного, не имеющего разумного сознания, показывающего ему бедственность и конечность его существования, благо личности и вытекающее из него продолжение рода личности есть
высшая цель жизни. Для
человека же личность есть только та ступень существования, с которой открывается ему истинное благо его жизни, не совпадающее с благом его личности.
А поняв это, должны будут искать и вырабатывать ту новую форму современной драмы, той драмы, которая будет служить уяснением и утверждением в
людях высшей ступени религиозного сознания; а во-вторых, потому, что
люди, освободившись от этого гипноза, поймут, что ничтожные и безнравственные произведения Шекспира и его подражателей, имеющие
целью только развлечение и забаву зрителей, никак не могут быть учителями жизни и что учение о жизни, покуда нет настоящей религиозной драмы, надо искать в других источниках.
Но как животному для того, чтобы перестать страдать, нужно признавать своим законом не низший закон вещества, а закон своей личности и, исполняя его, пользоваться законами вещества для удовлетворения
целей своей личности, так точно и
человеку стоит признать свою жизнь не в низшем законе личности, а в
высшем законе, включающем первый закон, — в законе, открытом ему в его разумном сознании, — и уничтожится противоречие, и личность будет свободно подчиняться разумному сознанию и будет служить ему.
Если так свободен
человек, то не все ли дозволено, не разрешено ли какое угодно преступление во имя
высших целей, вплоть до отцеубийства, не равноценен ли идеал Мадонский и идеал содомский, не должен ли
человек стремиться к тому, чтобы самому стать богом?
Христианство — мистика внутреннего
человека, и христианство — всемирно-историческое приспособление
человека внешнего, ведомого к
высшим целям.
Никто, однако, не угадал в нем гениального
человека, с редкой твердостью и постоянством шедшего к своей
цели и взбиравшегося на лестницу почестей не с беспечностью, а с терпением, изучая каждую ступень, от самой низшей до
высшей.
Сергей Петрович. Что вы делаете со мною?.. Если б я не боялся, чтоб почли меня безумным, я бросился бы к ногам вашим… Да, я у ног ваших… я
целую их с трепетом благодарности, любви, блаженства —
высшего, какое только небо посылало
человеку.
Если существует
высшая природа
человека, призвание к
высшей цели, то существует и Бог, то есть вера в Бога.
Это женщины,
поцелуй которых — медленный, но смертельный яд, а объятия полны сладострастия могильного холода. В обладании этими живыми нравственными трупами заключается
высшая прелесть и незаменимое наслаждение для нравственно умерших
людей.
— Но разве вы, Виктор Павлович, — вдруг заговорила она, охваченная волнением от нескольких, боровшихся в ней чувств, — разве вы не считаете Александра одним из тех
людей, которые идут на известный компромисс не из личных только
целей?.. Я от вас не скрою… В последнее время… я не совсем его понимаю… Между нами нет прежней глубокой солидарности, но я не вправе обвинять его… Он преследует, быть может, свою
высшую идею…
— Кто тебя ставил над ним судьею и даже исполнителем этого суда? Если Господь Бог в своей неизреченной благости допускает на земле зло и его носителей, то, значит, это входит в
высшие цели Провидения, бдящего над миром, и не
человеку — этой ничтожной песчинке среди необъятного мироздания — противиться этой воле святого Промысла и самовольно решать участь своего брата —
человека, самоуправно осуждать его, не будучи даже уверенным, что суд этот не преступление самого совершенного ближним преступления.
И единственная
цель, какою руководился я при составлении моих скромных «Записок», это показать моему благосклонному читателю, как при самых тягостных условиях, где не остается, казалось бы, места ни надежде, ни жизни, —
человек, существо
высшего порядка, обладающее и разумом и волею, находит то и другое.
Нехорошо это потому, что достижение
цели соединения в браке или вне брака с предметом любви, как бы оно ни было опоэтизировано, есть
цель недостойная
человека, так же как недостойна
человека представляющаяся многим
людям высшим благом
цель приобретения себе сладкой и изобильной пищи.
Приемы же и средства борьбы у тех и других одинаково чужды свойствам человеческой души и основам христианского учения и, одинаково озлобляя
людей и доводя их до
высшей степени неразумия и озверения, не только не достигают той
цели, которую они выставляют, но, напротив, только отдаляют
людей от возможности достижения ее.
Свобода — божественная ценность,
высшая цель, мечта многих поколений лучших русских
людей.
Пятое то, что в нашем обществе, где влюбление между молодым мужчиной и женщиной, имеющее в основе всё-таки плотскую любовь, возведено в
высшую поэтическую
цель стремлений
людей, свидетельством чего служит всё искусство и поэзия нашего общества, молодые
люди лучшее время своей жизни посвящают: мужчины на выглядывание, приискивание и овладевание наилучшими предметами любви в форме любовной связи или брака, а женщины и девушки — на заманиванье и вовлечение мужчин в связь или брак.
Сделать это необходимо потому, что, не говоря уже о той выработанной историей и наукой и признанной всем миром истине, что религиозные гонения не только не достигают своей
цели, но производят обратное действие, усиливая то, что они хотят уничтожить, не говоря и о том, что только вмешательство власти в дела веры производит вреднейший и потому худший, так сильно обличаемый Христом порок лицемерия, не говоря уже об этом, вмешательство власти в дела веры препятствует достижению
высшего блага как отдельного
человека, так и всех
людей — единения их между собою.
Он был один из тех так часто встречающихся
людей, в которых человеческого совсем не видно из-за тех условных положений, в которых они находятся и сохранение которых они ставят
высшей целью своей жизни.