Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик

Бамда Тубтен Гелег Гьямцо

Книга «Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик ваджрной йоги – глубокого пути, сущности шестичастной йоги» написана выдающимся мастером традиции Джонанг – Бамда Тубтеном Гелегом Гьямцо. Автор дает глубокие сущностные наставления по методам реализации внешних и внутренних предварительных практик традиции Калачакры, а также точные критерии зарождения этих состояний в потоке ума практикующего. Этот текст прекрасно дополняет другой труд Бамда Гелега – «Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай» и является прямым руководством к практике на основе текста «Собрание предварительных и основных практик глубокого пути ваджрной йоги Калачакры традиции Джонанг». Пусть заслуги от издания этой книги станут причиной распространения Калачакра-тантры в этом мире, а также долгой жизни великих мастеров! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Калачакра / Колесо времени

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Составные части общего пути — оОбычные предварительные практики

Здесь объясняется чудесно возникший метод практики и развития в потоке своего существования сути ваджрной йоги посредством ее шести ветвей — глубокий путь, показанный в великой царственной тантре Калачакры — недвойственного изначального будды. Сначала необходимо прийти к уверенности, для чего следует положиться на ключевые наставления подлинного ламы, содержащие описание этапов предварительной практики, ведущей к уверенности. В этом объяснении два раздела: ветвь общего пути — обычные предварительные практики — и ветвь глубокого пути мантр — особые предварительные практики.

Первое — это четыре размышления:

1) медитация на трудности обретения свобод и преимуществ, порождающая желание осуществлять Дхарму в этой жизни;

2) медитация на непостоянство жизни, устраняющая лень и желание отложить практику на потом, а также порождающая усердие, исполненное стремления быстро осуществить Дхарму;

3) медитация на изъяны сансары, превращающая осуществление Дхармы в путь к Освобождению;

4) медитация на карму и результат, порождающая убежденность и желание действительно осуществлять Дхарму, отвергая дурное и принимая добродетельное.

Глава 1

Медитация на трудности обретения свобод и преимуществ, порождающая желание осуществлять Дхарму в этой жизни

Что касается тела, обретенного в приятной местности, крепкого, здорового и так далее, прекрасно функционирующего, лишенного связанных с энергией ветров недостатков, то следует провести тщательный анализ и разъяснить всё, относящееся к объекту и месту.

Что я обретаю сейчас с этим телом-опорой с его свободами и преимуществами? Получить его очень трудно, и определенно из него следует извлечь некую суть. Если не использовать его во благо, это станет великой потерей.

Свободы и преимущества — это восемь свобод и десять преимуществ.

Во-первых, о свободах от неблагоприятных состояний. Это:

1) существа в аду;

2) голодные духи;

3) животные;

4) боги, лишенные различения и пребывающие в изолированной от обитаемых мест области Великого плода четвертого уровня медитативного сосредоточения[1]; подобные им же существа Сферы без форм; постоянно алчущие вкуса медитативного погружения[2] боги Сферы форм; постоянно увлекаемые своими страстями боги Сферы желания;

5) имеющие ложные взгляды — те, кто не признает связь действия и его результата, прошлые и будущие жизни и тому подобное;

6) вступившие на ложный путь варвары и не принадлежащие к одному из четырех собраний[3] жители окраинных земель;

7) с задержками психического развития и глухонемые;

8) живущие в местах, где учение Победителя отсутствует.

Таким образом, тело-основа, независимое от этих восьми неблагоприятных состояний, наделено полнотой восьми свобод.

Во-вторых, десять преимуществ — это пять преимуществ, зависящих от самого себя, для чего необходимо:

1) иметь человеческое тело-основу;

2) родиться в центральной стране, где есть истинная Дхарма;

3) обладать полноценными органами — глазами, ушами и прочим, и не иметь задержек психического развития;

4) не совершать самому и не вовлекать других в совершение безгранично дурных, крайне плохих действий[4];

5) верить в дисциплинарный кодекс винаи и три раздела писаний[5];

Эти пять преимуществ относятся к собственному потоку существования, а также являются способствующими осуществлению Дхармы условиями.

Пять преимуществ, зависящих от других:

6) приход Будды в мир;

7) Будда и его окружение изложили Дхарму;

8) учение, наставление и постижение присутствуют в мире без искажений;

9) есть много людей, заново вовлекающихся в Дхарму передачи и постижения;

10) есть те, кто с состраданием и любовью обеспечивает занимающихся Дхармой, с удовольствием снабжая их пищей, одеждой и прочим.

Таковы пять преимуществ, зависящих от существования других, которые являются сопутствующими условиями осуществления Дхармы.

Всего их десять.

Такое тело-основа с его восемнадцатью свободами и преимуществами называется «телом со свободами и преимуществами». На такой основе возможно осуществить состояние постоянного счастья, Освобождения и всеведения. Подобную человеческой великую силу ума нельзя найти в другом теле, поскольку лишь в нем можно узнать, что следует принимать, а что отвергать, а узнав — легче зародить в потоке своего существования помысел об отречении и прочее. В отличие от него, обладатели других тел-основ не могут осуществлять Дхарму во всей ее полноте:

— что касается существ в трех дурных уделах, то им трудно зародить мысль о Дхарме — едва зародившись, помысел о Дхарме тут же исчезает из-за страшных, мучительных страданий;

— живущие в окраинных землях, с задержками психического развития, глухонемые и лишенные учений Победителя не могут распознать, что следует принимать, а что отвергать;

— имеющим ложные взгляды не нравится истинная Дхарма;

— существа из Сферы без форм лишены участи осуществления пути Освобождения;

— долгоживущие боги не только не зарождают помысел об осуществлении Дхармы, но и в этом состоянии от рождения и до момента смерти их ум и ментальные факторы остановлены; так они и существуют многие кальпы;

— у богов, постоянно увлекаемых и движимых желаниями, мысль о Дхарме не возникает вследствие страстной привязанности к чувственным наслаждениям и прочему, и они изначально не способны обрести основу вышеупомянутых отречения, пути Махаяны и остального;

— почти все боги Сферы форм опьянены медитативным погружением и в силу привязанности к нему не внемлют Дхарме.

Таким образом, в теле-основе других, за исключением человека, скитальцев всецело осуществлять истинную Дхарму невозможно. Следует размышлять об этом снова и снова и прийти к твердой убежденности о недостатках отсутствия тела-основы.

Даже если избежал рождения в неблагоприятных состояниях и обрел человеческое тело, но при этом не родился в центральной стране, где процветает Дхарма, и если Будда не явился в мир и не возвестил Дхарму, а учение не присутствует, то из-за невежества в отношении осуществления Дхармы знание о ней невозможно. Если кто-то вовлечен в крайне дурные действия, то тем самым его понимание пресекается, так что Дхарма не возникнет в потоке ума. Если органы неполноценны, то нет возможности слушать, обдумывать и действовать. Если доверия к основоположениям не родилось, то и к Дхарме не приступишь. Если нет других людей, которые практиковали бы учение, то и сам им не займешься, поскольку опереться не на кого. Если же нет дарителей еды, одежды и прочего, то нет и условий, еды и одежды, способствующих осуществлению Дхармы. Поэтому никакая другая основа, кроме этого тела-основы с его свободами и преимуществами, не подходит для надлежащего осуществления Дхармы. Так что это тело с его свободами и преимуществами нужно использовать только для Дхармы — в этом его суть, которую нужно использовать.

«Сейчас я получил это тело с его свободами и преимуществами. Я избежал рождения в аду…» — думай так и дальше, перечисляя каждое обстоятельство. «И поэтому я свободен от восьми неблагоприятных состояний. У меня есть все десять преимуществ — рождение человеком и прочие. Поэтому у меня сейчас есть все благие качества свобод и преимуществ. Я и все другие хотим только счастья и не хотим страдания. Нет другого способа обрести счастье и устранить страдание, кроме истинной Дхармы, поэтому в этом теле нужно следовать совершенно чистой Дхарме», — так думай снова и снова.

Если в этом теле не осуществляешь единственно подлинную Дхарму ради обретения постоянного счастья, а усердствуешь только в делах этой жизни, то ты подобен животному и впустую тратишь свободы и преимущества.

В «Послании к ученику»[6] сказано:

Бычок, что тянется к травинке,

Растущей близ глубокого колодца,

Не обретет того, что ищет, но падет глубоко;

Мирского счастья жаждущие люди ему вполне подобны.

Если подобие веры в основоположения не полно, то нужно усердствовать в методах, чтобы сделать его полным. «Я и все другие хотим счастья, а страданий не хотим. Хотя несомненно, что нет другого, кроме Дхармы, метода для обретения счастья и устранения страдания, я всё же не могу практиковать Дхарму в этом теле», — так думать не нужно.

Из того же текста:

Основательный путь Сугаты[7], по которому он ведет скитальцев,

Обрести могут люди с великим и сильным умом —

Но не боги, не наги, не асуры,

Не гаруды, не видьядхары, не киннары, не ураги[8].

Таким образом, в отличие от других существ, люди наделены великой силой ума и остротой разума. Внешним условием являются духовные наставники, а внутренним — благие качества свобод и преимуществ. Все они совершенно определенно дают возможность осуществления десяти добродетельных действий и прочего, служащего причиной временного блага — рождения в высших мирах, а также пяти путей[9], шести парамит[10] и прочего, являющегося причиной окончательного достоверного блага. Размышляй так снова и снова.

А если подумать: «Хотя это так, можно ли будет заняться практикой в другой жизни?» — то в «Пути бодхисаттвы»[11] сказано:

Невероятно трудно обрести свободы и преимущества —

Средство достижения высшей цели человека.

Если теперь я не воспользуюсь этим благом,

Когда оно встретится снова?[12]

Таким образом, поскольку это тело-основу свобод и преимуществ очень трудно найти, нужно, получив его, практиковать Дхарму, поскольку в будущем это тело со свободами и преимуществами снова и снова получать не будешь.

В основных писаниях винаи сказано, что вероятность повторного рождения в низшем уделе[13] подобна числу пылинок на всей этой великой земле, а вероятность рождения в счастливом уделе[14] после смерти в низшем уделе подобна числу пылинок, которые можно поднять на кончике ногтя. Число существ в аду подобно всей пыли на великой земле; число голодных духов подобно числу снежинок, кружащихся в метели; число животных, обитающих в морских глубинах, подобно числу частиц в гуще, остающейся от приготовления крепкого чанга[15]. Животные рассеяны повсюду — на земле, над землей, под землей, в горах и низинах. Рассмотрев это, понимаешь, что обретение человеческого тела — на пределе вероятности, а шанс родиться человеком в стране, где процветает Дхарма, еще меньше. И еще более редким является человеческое тело, пригодное для практики Дхармы. Потому это тело свобод и преимуществ очень трудно обрести. А когда получил его, нужно заниматься только осуществлением Дхармы.

В «Пути бодхисаттвы» сказано:

Если, получив подобные свободы и преимущества,

Я не свыкаюсь с добродетелью,

То хуже нет предательства, чем это,

Нет большего невежества, чем это.

«Если, обретя тело свобод и преимуществ, которое исключительно трудно найти, и учитывая число других скитальцев, не свыкаться с добродетелью, осуществляющей постоянное счастье, то есть ли более страшный самообман? Ведь я хочу счастья и не хочу страданий! Но, получив возможность воспользоваться методом достижения счастья и избавления от страданий, я не пользуюсь им, но снова бросаюсь в низшие уделы! Есть ли глупость страшнее, чем эта? Множество опасных троп неблагоприятных рождений следуют одна за другой, поэтому, один-единственный раз освободившись от них и обретя это тело-основу, нужно заниматься только практикой Дхармы», — размышляй так снова и снова.

Почему же это человеческое тело настолько трудно получить? Скитальцы ведут себя слишком недобродетельно, так что заложить причину обретения человеческого тела почти невозможно. В силу привычек недобродетельные действия осуществляются без усилия, естественным образом, самопроизвольно и непрерывно с безначальных времен. А если у бодхисаттвы даже на одно мгновение возникнет гнев, то он многие кальпы проведет в аду Без избавления; другие опасности также очень велики. Недобродетельные действия бросают лишь в низшие уделы, а в низшем уделе недобродетельные действия совершаются беспрерывно, так что, непрерывно перерождаясь из низшего удела в низший удел, в течение многих кальп не услышишь даже упоминания о счастливом уделе.

В «Пути бодхисаттвы» сказано:

Благодаря такому поведению

Я не обрету человеческого тела,

А без обретения человеческого тела

Будет только дурное, а не добродетельное.

И далее:

И даже миллиард кальп

Я не услышу слов «счастливый удел».

Поэтому, когда такое труднообретаемое тело найдено, его великие полезные качества в перспективе временного и окончательного блага следует использовать для того, чтобы пройти до конца по единственному пути, ведущему к постоянному счастью. Размышляй так снова и снова.

Опять же, среди существ очень мало тех, кто совершает добродетельные действия. Даже если совершишь немного добра, трудно родиться человеком. Поскольку не привык им рождаться, а также в силу омрачений тело быстро разрушается и исчезает, побежденное гневом. Вообще для того, чтобы получить тело счастливого удела, требуются совершенно чистые добродетельные действия. В особенности же основа для обретения тела со свободами и преимуществами создается благодаря направляющей силе, заключающейся в принятии основы, — совершенной чистой дисциплине, щедрости и прочим друзьям. Необходимо также соединять это с совершенно чистыми благопожеланиями и прочим. Всё это происходит очень редко, причем само по себе происходить не может, так что, опять же, обрести человеческое тело чрезвычайно трудно. Сейчас, когда один-единственный раз чудом обрел это тело, нужно заниматься только практикой Дхармы. Необходимо использовать возможности этих свобод и преимуществ. Если они бессмысленно пропадут, это будет большая потеря. Это всё равно что вернуться с пустыми руками с острова драгоценностей.

Ученый Ашвагхоша сказал так:

Как купец, возвращающийся

С пустыми руками с острова драгоценностей,

Останешься без приобретений.

Если путь твой лишен десяти добродетелей,

Что за счастье без человеческих обретений?

Такое счастье — лишь страдание.

Поэтому нет большего обольщения, чем это,

Нет большего невежества, чем это.

Коротко говоря, невозможно осуществлять всю Дхарму в ее полноте в ином теле, кроме как в теле со свободами и преимуществами; с другой стороны, осуществлять истинную Дхарму поистине необходимо. Поскольку в теле со свободами и преимуществами можно ее осуществлять, а получить эти свободы и преимущества очень трудно, в этой жизни нужно достигать этого осуществления. Следует медитировать разными методами, размышляя об этом очень интенсивно.

Кроме того, следует вспоминать пример с черепахой и ярмом и медитировать об этом тоже. Нужно заниматься медитацией, используя этот и множество других методов.

Какова мера тренировки ума при медитации на трудности обретения свобод и преимуществ? Нужно твердо убедиться, что невозможно осуществлять Дхарму во всей ее полноте в ином теле, помимо тела свобод и преимуществ. Нужно твердо убедиться, что истинную Дхарму необходимо осуществлять всеми способами. Нужно твердо убедиться, что в этом теле свобод и преимуществ возможность осуществлять Дхарму есть. Нужно обрести полную уверенность в том, что необходимо практиковать в этой жизни, поскольку получить это тело-основу свобод и преимуществ очень трудно. Мысль, что в этом теле совершенно необходимо заниматься только осуществлением Дхармы, воспламеняет помыслы воображения до непереносимости, волоски на теле встают дыбом и тому подобное. Такие моменты возникают в некоторые периоды медитации, но когда их нет, имеются способы вызвать переживания, изменяющие состояние ума. В такой период, «вонзаясь» в ключевые моменты, усиленно направляй острие разума на изменение ума посредством медитации; а если не получается и острие разума ослабло, немного позже медитируй с усилием. В то время, когда в медитации подобный элемент возможен, отправляйся в это переживание «с усилием» и затем снова «вонзись» в ключевые моменты. Благодаря силе многих медитаций, благодаря усилию понимание идеи тела-основы с его свободами будет возникать в уме при медитации самопроизвольно, подобно тому как раньше переживание появлялось без усилий, естественным образом и как само собой разумеющееся. Такой ситуацией определяется надлежащая мера тренировки ума.

Но даже если такое возникло, это не значит, что медитировать не нужно. Медитировать следует неослабно, по нарастающей, всё больше и больше, изо всех сил. Следует также осознать последующие объяснения о надлежащей мере тренировки ума.

Необходимость медитации на трудности обретения свобод и преимуществ заключается в развитии страстного настроя осуществлять Дхарму именно сейчас, когда найдено это тело-основа.

В «Пути бодхисаттвы» сказано:

На судне человеческого тела

Можно выбраться из великой реки страдания.

Потом это судно найти будет трудно,

Так что не спи сейчас, глупец!

В этом заключается необходимость рассмотрения важности тела.

Когда рождается совершенно чистый помысел,

Тому, кто хочет использовать медитацию на свободы и преимущества,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Калачакра / Колесо времени

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Светильник, озаряющий и ясно устанавливающий свойства медитации предварительных практик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Дхьяна. — Здесь и далее примечания переводчика.

2

Самадхи.

3

Четыре собрания — монахи, монахини, буддисты-миряне, буддистки-мирянки.

4

Убийство родителей, пролитие крови Будды, убийство архата, раскол Сангхи.

5

Трипитака.

6

Чандрагомин, «Шишья-лекха».

7

«Ушедший к Счастью», эпитет Будды.

8

Различные виды существ, относимые к полубогам или к демонам.

9

Пути, по которым продвигается буддийский практикующий: накопление, подготовка, вè́дение, медитация и более-не-учение.

10

Шесть основных практик бодхисаттвы: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация и мудрость.

11

Шантидева, «Бодхичарья-аватара».

12

Пер. Ю. Жиронкиной.

13

В аду, в виде голодного духа или животного.

14

Человек, асура или бог.

15

Алкогольный напиток.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я