Неточные совпадения
Невозможно утвердить всеславянскую идею на почве признания восточного православия единственным и полным источником
высшей духовной
культуры, так как этим отлучаются от духовного обращения поляки и все славяне-католики.
Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она — свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только в святости видит
высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят
высшее состояние также и в достижениях познания или общественной справедливости, в торжестве
культуры, в творческой гениальности.
Каждый народ борется за свою
культуру и за
высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки.
Германский народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова Духа, а носителем
высшей и единственной духовной
культуры.
Но германское сознание у Фихте, у старых идеалистов и романтиков, у Р. Вагнера и в наше время у Древса и Чемберлена с такой исключительностью и напряженностью переживает избранность германской расы и ее призванность быть носительницей
высшей и всемирной духовной
культуры, что это заключает в себе черты мессианизма, хотя и искаженного.
Но влияние немецкой философии и немецкой духовной
культуры было в
высшей степени плодотворным.
Борец за личность Писарев отрицал творческую полноту личности, полноту ее духовной и даже душевной жизни, отрицал право на творчество в философии, в искусстве, в
высшей духовной
культуре.
Человечество должно было пройти все стадии первоначального, естественного откровения, пережить языческий политеизм, индийское мироотрицание и иудейское единобожие, должно было достигнуть
высших ступеней философского самосознания в Греции и совершить полные предчувствий греческие мистерии, должно было устроиться римское всемирное царство, объединяющее человечество в мировой
культуре, чтобы мир созрел для явления Христа, чтобы тоскующее, жаждущее человечество увидело Логос во плоти.
На
высших своих ступенях процесс дифференцирования должен привести или к полному разложению и смерти, что мы и видим в европейской философии и многих сторонах европейской
культуры, или вновь вернуться к первоначальной органичности и реалистичности, но на почве
высшего сознания.
Из всех «секуляризованных» обломков некогда целостной
культуры — культа искусство в наибольшей степени хранит в себе память о прошлом в сознании
высшей своей природы и религиозных корней.
Впрочем, возможно, что хозяйство не изнутри приближается к искусству, ища для себя в нем
высшую меру, но хочет его для себя внешне использовать, превратив его в одно из своих орудий в целях «художественной промышленности» [Выражение В. Зомбарта; см.: Зомбарт В. Художественная промышленность и
культура.
В этой гармонии мы должны видеть
высшее действие аполлоновской
культуры, которая, при помощи мощных и радостных иллюзий, вышла победительницей над страшною глубиною миросозерцания и над крайне восприимчивым чувством страдания.
Творчество
культуры во всех сферах стремится к совершенству, к достижению
высшего качества.
Нелепо было бы просто отрицать
культуру и особенно призывать к состоянию докультурному, как нелепо просто отрицать общество и историю, но важно понять противоречия
культуры и неизбежность
высшего суда над ней, как и над обществом и историей.
Но над
культурой неизбежен
высший суд, есть апокалипсис
культуры.
Цивилизация и
культура творятся человеком и порабощают человека, порабощают
высшим, а не низшим.
Также конфликт существует между империалистической волей к расширению и могуществом государства и
высшими ценностями
культуры и духа.
Ведь, по существу, это война против
культуры, против всех
высших духовных ценностей.
В лице только что скончавшегося П.Д.Боборыкина исчезла видная фигура, вносившая оживление во всякую среду, в которой она вращалась; исчез европеец не только по манерам, привычкам, образованности и близкому знакомству с заграничной жизнью, на которую он смотрел без рабского перед нею восхищения, но европеец в лучшем смысле слова, служивший всю жизнь
высшим идеалам общечеловеческой
культуры, без национальной, племенной и религиозной исключительности.
"…Теперешний город получил свою физиономию. Типу столицы он не отвечает, как бы его ни величали"сердцем России", в смысле срединного органа. Москва не центр, к которому приливают нервные токи общественного движения,
высшей умственной
культуры… Ее следовало бы скорее считать центральным губернским городом или, лучше сказать, типом того, чём впоследствии могут оказаться крупные пункты областей русской земли, получивших некоторую обособленность. Остов губернского города сквозит здесь во всем".
В то время как у людей
высшей и утонченной
культуры Достоевский пробуждает онтологическое сознание и жажду перехода от творчества символических культурных ценностей к творчеству подлинного бытия, у малокультурных русских людей он может парализовать вкус к
культуре и укрепить нигилистическое отношение к
культуре.
Сама неудача
культуры — священная неудача, и через неудачу эту лежит путь к
высшему бытию.
Возможно лишь имманентно-творческое, а не внешне-нигилистическое преодоление искусства и науки, как и всей
культуры, во имя
высшего бытия.
Они верили, что русский народ являет собою
высший тип христианской
культуры.
Но до претворения
культуры в
высшее бытие она должна пройти через секуляризацию.
Жертва
культурой во имя
высшего бытия будет сверхкультурной, а не докультурной и внекультурной, она оправдает
высший смысл
культуры и искусства как великого ее проявления.
Не только люди
культуры, но и народ стремится к
высшей духовной жизни.
Для классового социализма, претендующего на творчество новой
культуры, фатально то, что все
высшие ценности, ценности духовной
культуры, ценности «наук и искусств» созданы буржуазией в социально-классовом смысле.
Это — люди по преимуществу, как они думают о себе, это результат многовековой
культуры, то положительное и
высшее, чего она достигла.
Можно ли сказать, что этот русский народный коллективизм есть
высшая ступень бытия, можно ли верить в то, что он опередил Европу, скованную нормами буржуазной
культуры?
Свержение иерархии труда, в которой
высшее качество получает соответствующее ему место, есть реакционный бунт, отбрасывающий назад, понижающий уровень
культуры, истребляющий все ценности.
Вне реального достижения
высшей духовной жизни, т. е. вне перерождения, вне нового духовного рождения никакое совершенное общество и совершенная
культура недостижимы.
Но в глубине души народной скрыты возможности
высшей жизни, и возможности эти должны перейти в активное состояние через
культуру.
И таким центром могут быть лишь носители
высшей духовной
культуры, свободные от рабьих оргий.
Горняя, духовная борьба сложно вплетается в эту серединную материальную борьбу, и из этого серединного смешения необходимо выделить
высшие и чистые духовные начала и противопоставить торжествующей тьме и торжествующему хамству: но и самая
высшая духовная борьба в серединном царстве должна проявить себя, как борьба за творчество
культуры в объявшей нас тьме.
Совсем иной духовный вес имеет, когда преодолеть
культуру, освободиться от ее тяжести и перейти к
высшей жизни жаждет европейский человек, у которого каждая клетка проникнута священным преданием
культуры.
В этом смысле коммунистический интернационализм есть уже явление нового средневековья, а не старой новой истории, и к новому средневековью нужно отнести всякую волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира, волю к универсальной духовной
культуре, обнаруживающуюся в
высшем духовном слое современного человечества.
В эпоху падения античного мира и явления христианства «реакционно» было отстаивать начала античного просвещения и античной цивилизации и в
высшей степени «прогрессивно» и даже «революционно» было отстаивать те духовные начала, которые потом восторжествовали в средневековой
культуре.
Разрушение всякого иерархизма в государстве, в обществе, в
культуре, в жизни религиозной есть возвращение к первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который есть
высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть низших хаотических стихий, которые претендуют на равенство с человеком.