Неточные совпадения
— Требует она, чтоб человек покорно признал себя слугою истории, жертвой ее, а не мечтал бы о
возможности личной
свободы, независимого творчества.
В пользу женитьбы вообще было, во-первых, то, что женитьба, кроме приятностей домашнего очага, устраняя неправильность половой жизни, давала
возможность нравственной жизни; во-вторых, и главное, то, что Нехлюдов надеялся, что семья, дети дадут смысл его теперь бессодержательной жизни. Это было за женитьбу вообще. Против же женитьбы вообще было, во-первых, общий всем немолодым холостякам страх за лишение
свободы и, во-вторых, бессознательный страх перед таинственным существом женщины.
Я не имею сейчас
возможности анализировать сложное отношение между
свободой, случаем, роком, промыслам и благодатью.
Нерешение вопроса экономического не дает
возможности реализовать
свободу.
Как только лошади были расседланы, их тотчас пустили на
свободу. Внизу, под листьями, трава была еще зеленая, и это давало
возможность пользоваться кое-каким подножным кормом.
Свобода мыслилась как
свобода выбора, как
возможность повернуть направо или налево.
Но остается часть
свободы для будущего и остается
возможность веры в будущее.
С одной стороны — сострадательность, жалостливость; с другой —
возможность жестокости; с одной стороны — любовь к
свободе, с другой стороны — склонность к рабству.
Они начали утверждать форму диалектического материализма, в которой исчезает детерминизм, раньше столь бросавшийся в глаза в марксизме; почти исчезает и материя, которой приписываются духовные качества —
возможность самодвижения изнутри, внутренняя
свобода и разумность.
Конец истории и путь к концу — не исключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится
возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной
свободы человека.
Сама
возможность пророчеств основана на религиозном преодолении противоположности между
свободой и необходимостью, которая для рационалистического сознания остается непримиримой антиномией.
Сознательный переход от отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни духа, не философии чувства, а философии органического духа, раскрывает
возможность положительного решения проблем реальности,
свободы, личности.
Они далеки еще до того, чтобы понять наши потребности, и едва ли есть какая-нибудь
возможность втолковать им, что каторжных ловят, лишают
свободы, ранят и иногда убивают не из прихоти, а в интересах правосудия; они видят в этом лишь насилие, проявление зверства, а себя, вероятно, считают наемными убийцами.
С некоторого времени он опять в больнице; не было
возможности оставить его на
свободе.
И тут же опытная, искусившаяся вербовщица сначала вскользь, а потом уж горячо, от всего сердца, начинала расхваливать все удобства житья у своей хозяйки — вкусную пищу, полную
свободу выхода,
возможность всегда скрыть от хозяйки квартиры излишек сверх положенной платы.
— Мы победим, потому что мы — с рабочим народом! — уверенно и громко сказала Софья. — В нем скрыты все
возможности, и с ним — все достижимо! Надо только разбудить его сознание, которому не дают
свободы расти…
Мы, рабочие, — люди, трудом которых создается все — от гигантских машин до детских игрушек, мы — люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько
свободы, чтобы она дала нам
возможность со временем завоевать всю власть.
И ему вдруг нетерпеливо, страстно, до слез захотелось сейчас же одеться и уйти из комнаты. Его потянуло не в собрание, как всегда, а просто на улицу, на воздух. Он как будто не знал раньше цены
свободе и теперь сам удивлялся тому, как много счастья может заключаться в простой
возможности идти, куда хочешь, повернуть в любой переулок, выйти на площадь, зайти в церковь и делать это не боясь, не думая о последствиях. Эта
возможность вдруг представилась ему каким-то огромным праздником души.
Молодежь отдыхает; даже старики позволяют себе относительную
свободу, хотя хозяйственный мужичок и тут не упускает случая, дающего
возможность с выгодой употребить свой труд.
— Нам надо дать
возможность действовать, — прибавил он, — надо, чтобы начальник края был хозяином у себя дома и свободен в своих движениях. Наполеон это понял. Он понял, что страсти тогда только умолкнут, когда префекты получат полную
свободу укрощать их.
Так мы и расстались на том, что
свобода от обязанности думать есть та любезнейшая приправа, без которой вся жизнь человеческая есть не что иное, как юдоль скорбей. Быть может, в настоящем случае, то есть как ограждающее средство против
возможности систематического и ловкого надувания (не ее ли собственно я и разумел, когда говорил Прокопу о необходимости „соображать“?), эта боязнь мысли даже полезна, но как хотите, а теория, видящая красоту жизни в
свободе от мысли, все-таки ужасна!
— Что ж останется у моего друга, — сказал Зарецкой, — если вы отнимете у него последнее утешение:
свободу и
возможность умереть за отечество?
Но живая натура не поддалась этому этикету с самого начала, обстоятельства доставили ему
возможность вырасти на
свободе, а знакомство с немцами довершило торжество его стремлений над старинною рутиной придворных обычаев и боярской неподвижности.
Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие. Когда мы возвращались с кладбища, то у нас были скромные, постные физиономии; никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия, — чувства, похожего на то, какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому и мы бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною
свободой. Ах,
свобода,
свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее
возможность дает душе крылья, не правда ли?
Таким образом, так Называемая
свобода выбора — в сущности означает именно
возможность, существующую в нашем уме, сличить несколько предметов и определить какой из них лучше.
— Грамотность, когда человек имеет
возможность читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых не понимает, — такая грамотность держится у нас со времен Рюрика, гоголевский Петрушка давно уже читает, между тем деревня, какая была при Рюрике, такая и осталась до сих пор. Не грамотность нужна, а
свобода для широкого проявления духовных способностей. Нужны не школы, а университеты.
Многие уверяют, что, по глупости и необразованности своей, под
свободой он будет разуметь
возможность ничего не делать [, никого не слушаться], каждый день напиваться и буянить; [читатели наши уже знают, к какому разряду принадлежат люди, провозглашающие такое мнение.
Иначе вся
свобода деятельности уничтожается, всякая
возможность естественного развития останавливается.
Человеческой
свободе, в силу которой человек одинаково мог и склониться к греху, и удержаться от него, дано было решить, понадобится ли действительно Голгофская жертва, но как
возможность она была предрешена в предвечном совете о сотворении человека...
Кроме того, мы должны еще считаться с различными
возможностями при наполнении объективного времени, связанными с существованием человеческой
свободы.
Это ее свойство по существу также не связано с теперешним греховным состоянием человечества, ибо и в райском своем состоянии человечество имело ту же основу бытия в творческой
свободе своей (благодаря чему и явилась
возможность грехопадения).
Ε. Η. Трубецкого (в его «Мировоззрении В. С. Соловьева»), для которого противопоставление
свободы и природы в Боге играет тоже существенную роль, в связи с допущением неосуществленных
возможностей в
свободе Бога.
Поэтому, если смотреть из прошлого и настоящего в будущее, вообще рассматривать мир во времени и из времени, он представляется как неопределенное множество разных
возможностей, из которых только одна избирается и осуществляется тварной
свободой.
Этот Бог, в
свободе Которого содержится
возможность в себе сущее Своего существа положить как противоположность, как отдельно от себя сущее и вне себя сущее, этот Бог есть полный Бог, Бог во всем всеединстве, не только в себе сущий, ибо этот был бы не свободен для себя.
Как проявление божественных сил, мир есть сама действительность и полнота, но в тварной
свободе своей он есть еще задание, игра
возможностей, бесконечная
возможность возможностей.
Грехопадение или, напротив, послушание воле Божией следует во всяком случае считать актом
свободы, а отнюдь не природной необходимости: в природе твари была только
возможность греха, но не было никакой к нему принудительности.
Но здесь содержится справедливая мысль о
возможности для человеческой
свободы вызывать собой такую модальность бытия, которая именуется адом.
В вечной природе существуют две области и заключена
возможность двух жизней: «огонь или дух», обнаруживающийся как «молния огня» на четвертой ступени, силою
свободы (опять и
свобода у Беме мыслится вне отношения к личности, имперсонали-стически, как одна из сил природы) определяет себя к божественному единству или кротости, и благодаря этому первые 4 стихии становятся или основой для царства радости, или же, устремляясь к множественности и самости, делаются жертвой адского начала, причем каждое начало по-своему индивидуализирует бытие.
Искусство во всяком случае сохранит главное свое приобретение, сделанное в эпоху «секуляризации», — свою полнейшую
свободу и автономию: принося к алтарю, в ограду церковную, жертву своих вдохновений, оно отнюдь не становится гетерономным, не ограничивает себя, преднамеренно замыкаясь в области культа, но сохраняет широту своего диапазона, по крайней мере как
возможность.
Лишь в царстве будущего века, когда «Бог будет всяческая во всех» [«Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).], станет более имманентен миру, нежели в этом веке, а потому и самая
возможность религии, в значении ее как ущербленного богосознания, упразднится, лишь тогда человеческой
свободе уже не дано будет знать или не знать Бога, верить или не верить в Него.
Но возникает вопрос: ведь имманентно-эволюционная сторона мирового процесса предполагает тварную
свободу и, следовательно, наличность разных
возможностей, поэтому даже и ее пути недоступны предвидению.
Поскольку мир бытийными корнями своими погружен в Бога, он чужд
свободы и связанных с нею разных
возможностей, случайности и неверности; но поскольку он тварен и погружен в ничто, он стоит под двусмысленным знаком категории
возможности, выбора, многообразия.
Поэтому-то для Божества остается прозрачна и человеческая
свобода, открыто будущее, нет в нем разных
возможностей, а есть только действительность, реальные судьбы твари.
В царственной
свободе, предоставленной человеку, полноте его богосыновства ему предоставлено самое бытие Бога делать проблемой, философски искать Его, а следовательно, предоставлена и полная
возможность не находить и даже отвергать Его, т. е. вместе с философским благочестием заложена
возможность и философского нечестия.
В этом смысле надо понимать и принципиальную
возможность апокалипсиса, вообще обетовании и пророчеств, которая как будто противоречит
свободе с ее индетерминизмом, множественностью разных
возможностей.
— Ты можешь догадаться… Я нахожу нужным, обязательным объявить ему о нашей связи и оставить его, зажить на
свободе. То и другое нужно сделать по
возможности скорей… Например, хоть сегодня вечером ты… объяснишься с ним… Пора покончить… Разве тебе не надоело воровски любить?
«Я готова на все, что ни ожидает меня, — писала она, — но постоянно сохраню чувства мои к вам, несмотря даже на то: отняли вы у меня навсегда
свободу и счастие, или еще имеете
возможность и желание освободить меня от ужасного положения» [Это письмо, равно как и письмо принцессы к адмиралу Грейгу, были препровождены к производившему следствие фельдмаршалу князю Голицыну, но, по неизвестной причине, уничтожены.
Вокруг искусства людьми, которые более потребители, чем творцы, создается отвратительная снобическая атмосфера, которая свидетельствует о рабстве человека, об утрате
свободы духа вследствие душевных усложнений и уточнений, вследствие найденной
возможности жить пассивными отражениями, при сознании большей высоты и значительности этой жизни, чем жизнь обыденных людей, человеческих масс.
Личность в человеке не детерминирована наследственностью, биологической и социальной, она есть
свобода в человеке,
возможность победы над детерминацией мира.
И эта трансцендентность Бога,
свобода Бога от мировой необходимости, от всякой объектности есть источник
свободы человека, есть самая
возможность существования личности.