Неточные совпадения
«Дома у меня — нет, — шагая по комнате, мысленно возразил Самгин. — Его нет не только в
смысле реальном: жена, дети, определенный круг знакомств, приятный друг, умный человек, приблизительно равный мне, — нет у меня дома и в
смысле идеальном, в
смысле внутреннего уюта… Уот Уитмэн сказал, что человеку надоела скромная жизнь, что он жаждет грозных опасностей, неизведанного, необыкновенного… Кокетство анархиста…
Ольга в строгом
смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами
внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
Вопрос ставится о двух состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям сознания, прежде всего дуализма свободы и необходимости,
внутренней соединенности и вражды,
смысла и бессмыслицы.
Во всем современно европейском глубоко лежат две черты, явно идущие из-за прилавка: с одной стороны, лицемерие и скрытность, с другой — выставка и étalage. [хвастовство (фр.).] Продать товар лицом, купить за полцены, выдать дрянь за дело, форму за сущность, умолчать какое-нибудь условие, воспользоваться буквальным
смыслом, казаться, вместо того чтоб быть, вести себя прилично, вместо того чтоб вести себя хорошо, хранить внешний Respectabilität [благопристойность (нем.).] вместо
внутреннего достоинства.
Я вижу два первых двигателя в своей
внутренней жизни: искание
смысла и искание вечности.
Я думаю, многие из оканчивавших испытывают и теперь в большей или меньшей степени это настроение «последнего года». Образование должно иметь свой культ, подымающий отдельные знания на высоту общего
смысла. Наша система усердно барабанит по отдельным клавишам. Разрозненных звуков до скуки много, общая мелодия отсутствует… Страх, поддерживающий дисциплину, улетучивается с годами и привычкой.
Внутренней дисциплины и уважения к школьному строю нет, а жизнь уже заглядывает и манит из-за близкой грани…
Пределом
внутреннего развития философии Канта остается Гегель, а не Коген или Риккерт, в этом исторический
смысл кантианства, классического кантианства, а не эпигонства.
Каждый шаг и каждое слово получало теперь определенный
смысл, глубокое
внутреннее содержание.
Это — относительно, так сказать,
внутренней политики; что же касается до внешних отношений, то здесь вопрос усложняется тем, что нужно говорить не об одном заводе, даже не о заводском округе, даже не об Урале, а вообще о всей нашей промышленной политике, которая постоянно колебалась и колеблется между полной свободой внешнего рынка и покровительственной системой в строгом
смысле слова.
Простая истина, поговорка, общеизвестное изречение,
смысл которого он давно уже механически знал, вдруг благодаря какому-то внезапному
внутреннему освещению приобретали глубокое философское значение, и тогда ему казалось, что он впервые их слышит, почти сам открыл их.
Я решительно недоумевал. Может ли городничий выпороть совершеннолетнего сына по просьбе отца? Может ли отец выгнать сына из его собственной квартиры? — все это представлялось для меня необыкновенным, почти похожим на сказку. — Конечно, ничего подобного не должно быть, говорил здравый
смысл, а
внутреннее чувство между тем подсказывало: отчего же и не быть, ежели в натуре оно есть?..
Подлец, свинья, употребляемые ими в ласкательном
смысле, только коробили меня и мне подавали повод к
внутреннему подсмеиванию, но эти слова не оскорбляли их и не мешали им быть между собой на самой искренней дружеской ноге.
Но вместе с сим, увидев в ее жалобе лишь предлог для косвенного нападения на его собственную, начальника края, персону, изволил присовокупить, что, истратив силы в борьбе с
внутренними врагами, не имеет твердого основания полагать, чтобы он мог быть в требуемом
смысле полезным.
Разумеется, он старался уверить ее, что считает себя блаженнейшим из смертных и проч., но надутые и пошлые слова, произносимые и прежде много раз и выслушиваемые с удовольствием, теперь не проникнутые
смыслом внутреннего одушевления, неприятно отозвались в слухе невесты.
Поэтому самое искание свободы в нем получает характер уродливый и делается противным, как противен цинизм десятилетнего мальчика, без
смысла и
внутренней потребности повторяющего гадости, слышанные от больших.
— Да если бы, однако ж, и так? если бы человек и принудил себя согласовать свои
внутренние убеждения с требованиями современности… с какими же требованиями-то — вот ты мне что скажи! Ведь требования-то эти, особенно в такое горячее, неясное время, до такой степени изменчивы, что даже требованиями, в точном
смысле этого слова, названы быть не могут, а скорее напоминают о случайности. Тут ведь угадывать нужно.
Хотя в
смысле буквальной правды и нельзя сказать, что мы с вами получили образование на медные деньги, однако в
смысле правды
внутренней именно только такое определение и можно назвать выражающим действительную суть дела.
Взятый сам по себе, со стороны своего
внутреннего содержания, этот тип не весьма выразителен, а в
смысле художественного произведения даже груб и не интересен; но он представляет интерес в том отношении, что служит наивернейшим олицетворением известного положения вещей.
К сожалению, до сих пор история писалась преимущественно в
смысле внешнегосударственном, так что о
внутренней жизни народа мы имеем только отрывочные сведения, да и теми дорожили до сих пор очень мало.
Спешим прибавить, что композитор может в самом деле проникнуться чувством, которое должно выражаться в его произведении; тогда он может написать нечто гораздо высшее не только по внешней красивости, но и по
внутреннему достоинству, нежели народная песня; но в таком случае его произведение будет произведением искусства или «уменья» только с технической стороны, только в том
смысле, в котором и все человеческие произведения, созданные при помощи глубокого изучения, соображений, заботы о том, чтобы «выело как возможно лучше», могут назваться произведениями искусства.; в сущности же произведение композитора, написанное под преобладающим влиянием непроизвольного чувства, будет создание природы (жизни) вообще, а не искусства.
Соус тут состоял из противоречия и страдания, из мучительного
внутреннего анализа, и все эти мученья и мученьица и придавали какую-то пикантность, даже
смысл моему развратику, — одним словом, исполняли вполне должность хорошего соуса.
Вся их жизнь есть отрицание в
смысле реакции существующему порядку вещей; а его жизнь есть пассивное подчинение существующим уже влияниям, консервативное отвращение от всякой перемены, совершенный недостаток
внутренней реакции в натуре.
Мы уже говорили выше о том, как много препятствий в своем развитии встречает крестьянин и как много
внутренней силы нужно ему иметь для того, чтобы уберечься от полного подавления в себе здравого
смысла и чистой совести.
Поэтому, в зависимости от того или другого значения отрицания, и соединение не и да, ничто и нечто, в обоих случаях получает совершенно различный онтологический
смысл — именно или антиномический, как некая coincidentia oppositorum, или диалектический, как
внутренняя связанность сополагающихся и взаимно обусловливающихся диалектических моментов.
Беме «запутывает само Божество в своеобразный природный процесс», и природа для Беме есть Бог не только в том
смысле, что она по своему положительному бытийственному содержанию коренится в Боге, но и в том
смысле, что она есть необходимое орудие Его самораскрытия или
внутренней диалектики, «чрез нее Он живет», без этого «сам Бог не знает, что Он есть» [Аврора, 344, § 17.].
Но какой
смысл имеет это при сопоставлении того, что происходит во времени и осуществляется мировым творчеством, как задача и
внутренний закон жизни, и того, что выше времени и самого бытия?
Внутренняя сущность его героев совершенно не соответствует тому «
смыслу добра», который они признают за жизнь.
Единственно приемлемый, не рабий
смысл слова «соборность» — это понимание её как
внутреннего конкретного универсализма личности, а не как отчуждения совести в какой-либо внешний коллектив.
В самой жажде общения с
внутренней жизнью космоса есть большая правда, но эта правда относится к космосу в экзистенциальном
смысле, а не к космосу объективированному, который и есть природа с её детерминацией.
Правда, мы прорываемся ко
внутренней космической жизни, к природе в экзистенциальном
смысле через эстетическое созерцание, которое всегда есть преображающая творческая активность, через любовь и сострадание, но это всегда означает, что мы прорываемся за пределы объективированной природы и освобождаемся от её необходимости.
Но гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть
внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о
смысле жизни и искание правды жизни.
Страшный суд над личностью и миром во
внутреннем своем понимании есть не что иное, как обретение
смысла, как установка ценностей и качеств.
Тварь имеет достоинство и
смысл в том лишь случае, если миротворение понимается как
внутренний момент реализации в Абсолютном Божественной Троичности, как мистерия любви и свободы.
И вот для религиозной историософии, для историософии христианской раскрывается, что
смысл революции есть
внутренний апокалипсис истории.
Только благодаря такому низкому, мелкому пониманию значения драмы и появляется среди нас то бесчисленное количество драматических сочинений, описывающих поступки, положения, характеры, настроения людей, не только не имеющих никакого
внутреннего содержания, но часто не имеющих никакого человеческого
смысла [Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.
Но поистине философия, которая силится отрицать исключительное значение человека в мире и отвергнуть человека как исключительный источник познания тайны и
смысла мира, страдает
внутренним противоречием и истребляющим ее пороком.
Картина возбудила в пасторе смех; однако ж он находил в ней нравственный
смысл, добирался источников ее в северном мифе и доказывал, что Московия имела свой век рыцарства; но чего он не открыл, так это
внутреннее убеждение, что странное изображение Ильи Муромца и Соловья-разбойника имело отношение к единоборству двух современных, высших особ.
Упорная война продолжалась семь лет, почему в истории и известна под названием «семилетней»; она то приводила Пруссию на край гибели, то возносила ее короля на высокую степень военной славы, и была замечательна еще
внутренним своим
смыслом, потому что не вызывалась существенными интересами союзников, и только одной Австрии могла принести большие выгоды.
Демократизм в метафизическом
смысле этого слова отвергает не только ложную иерархию социальных положений, иерархию косных оценок, но и подлинную,
внутреннюю метафизическую иерархию мира, на которой покоится все качественное и индивидуальное.
Старшая его дочь, Екатерина, о которой мы уже имели случай упоминать, была не из таковских, чтобы нападки отца оставлять без надлежащего отпора. Она была в полном
смысле «его дочь». Похожая на Малюту и саженным ростом, за который он получил свое насмешливое прозвище, и лицом, и характером, она носила во
внутреннем существе своем те же качества бессердечного, злобного эгоиста, злодея и палача, как бы насмешкой судьбы облеченные в женское тело. Екатерине шел двадцать третий год.
Смысл этого осуждения не социальный, а духовный, обращенный к
внутреннему человеку, и он менее всего оправдывает зависть и ненависть к богатым.
Революция совершилась не только вне меня и надо мной как факт, несоизмеримый с моим
смыслом жизни, т. е. абсолютно бессмысленный, она совершилась также со мной как
внутреннее событие в моей жизни.