Неточные совпадения
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость
быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили в сторону из толпы обыкновенных
людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
— Доктора должны писать популярные брошюры об уродствах
быта. Да. Для медиков эти уродства особенно резко видимы. Одной экономики — мало для того, чтоб внушить рабочим отвращение и ненависть к
быту. Потребности рабочих примитивно низки. Жен удовлетворяет лишний гривенник заработной платы. Мало у нас
людей, охваченных сознанием глубочайшего смысла социальной революции, все какие-то… механически вовлеченные в ее процесс…
Он подумал, что гимназия, а особенно — университет лишают этих
людей своеобразия, а ведь, в сущности, именно в этом своеобразии языка, мысли,
быта, во всем, что еще сохраняет в себе отзвуки исторического прошлого, именно в этом подлинное лицо нации.
Романтики, глядя на крепости обоих берегов, припоминали могилу Гамлета; более положительные
люди рассуждали о несправедливости зундских пошлин, самые положительные — о необходимости запастись свежею провизией, а все вообще мечтали съехать на сутки на берег, ступить ногой в Данию, обегать Копенгаген, взглянуть на физиономию города, на картину
людей,
быта, немного расправить ноги после качки, поесть свежих устриц.
Боже мой! как я давно не видал такого
быта, таких простых и добрых
людей и как рад был бы подольше остаться тут!
Русский
человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого
быта, от всякой нормированной жизни.
Розанов все-таки свой
человек, близкий биологически, родственник, дядюшка, вечно упоенный православным
бытом.
У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий
быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как
человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей — на путь истины.
В домашнем
быту Кирила Петрович выказывал все пороки
человека необразованного.
Но человека-то именно и не нужно было ни для иерархической пирамиды, ни для преуспеяния помещичьего
быта.
Но я принадлежу к той породе
людей и, может быть, к тому поколению русских
людей, которое видело в семье и деторождении
быт, в любви же видело бытие.
У Гюисманса все шло изнутри. Des Esseintes (псевдоним самого Гюисманса) постепенно потерял вкус ко всем мирским благам, к современным
людям, к современной литературе, к современному
быту, ко всей жизни современного великого города.
Если бы чувство законности не было в
людях «темного царства» так неподвижно и пассивно, то, конечно, потребность в улучшении материального
быта повела бы совсем к другим результатам.
В свою очередь,
люди, пришедшие в восторг от «Своих
людей», скоро заметили, что Островский, сравнивая старинные начала русской жизни с новыми началами европеизма в купеческом
быту, постоянно склоняется на сторону первых.
Людям с славянофильским оттенком очень понравилось, что он хорошо изображает русский
быт, и они без церемонии провозгласили Островского поклонником «благодушной русской старины» в пику тлетворному Западу.
Но автор комедии вводит нас в самый домашний
быт этих
людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё
люди очень обыкновенные, как все
люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит жизнь
людей, обвиняемых нами.
Вообще, чем можно возмущаться в «Своих
людях?» Не
людьми и не частными их поступками, а разве тем печальным бессмыслием, которое тяготеет над всем их
бытом.
Рассматривая комедию Островского «Свои
люди — сочтемся», мы обратили внимание читателей на некоторые черты русского, преимущественно купеческого
быта, отразившиеся в этой комедии.
Чтобы видеть проявление безответной, забитой натуры в разных положениях и обстоятельствах, мы проследим теперь последующие за «Своими
людьми» комедии Островского из купеческого
быта, начавши с комедии «Не в свои сани не садись».
И действительно, оно поддерживается постоянно тем, что в
людях есть неизбежное стремление и потребность — обеспечить свой материальный
быт.
Этот
человек был не вор, был даже честный, и, по крестьянскому
быту, совсем не бедный.
Перед отъездом Михалевич еще долго беседовал с Лаврецким, пророчил ему гибель, если он не очнется, умолял его серьезно заняться
бытом своих крестьян, ставил себя в пример, говоря, что он очистился в горниле бед, — и тут же несколько раз назвал себя счастливым
человеком, сравнил себя с птицей небесной, с лилией долины…
Пожалуй, можно приноравливаться к существующему народному
быту; это наше дело, дело
людей… (он чуть не сказал: государственных) служащих; но, в случае нужды, не беспокойтесь: учреждения переделают самый этот
быт».
В первом вашем письме вы изложили весь ваш
быт и сделали его как бы вновь причастным семейному вашему кругу. К сожалению, он не может нам дать того же отчета — жизнь его бездейственная, однообразная! Живет потому, что провидению угодно, чтоб он жил; без сего убеждения с трудом бы понял, к чему ведет теперешнее его существование. Впрочем, не огорчайтесь:
человек, когда это нужно, находит в себе те силы, которые и не подозревал; он собственным опытом убедился в сей истине и благодарит бега.
— Я вот теперь смогу сказать кое-как про себя, про
людей, потому что — стала понимать, могу сравнить. Раньше жила, — не с чем было сравнивать. В нашем
быту — все живут одинаково. А теперь вижу, как другие живут, вспоминаю, как сама жила, и — горько, тяжело!
Входит Бобров, очень молодой
человек, высокого роста и цветущий здоровьем; на нем коротенькое серое пальто, которое в приказном
быту слывет под названием зефирки; жилет и панталоны пестроты изумительной. Под мышкой у него бумаги.
По казенной надобности они воспламеняются и свирепеют с изумительной легкостью, но в домашнем
быту, и в особенности на водах за границей, они такие же
люди, как и прочие.
Лица и звук голосов их имели серьезное, почти печальное выражение, как будто потери вчерашнего дела сильно трогали и огорчали каждого, но, сказать по правде, так как никто из них не потерял очень близкого
человека (да и бывают ли в военном
быту очень близкие
люди?), это выражение печали было выражение официальное, которое они только считали обязанностью выказывать.
Мало-помалу Александр успел забыть и Лизу, и неприятную сцену с ее отцом. Он опять стал покоен, даже весел, часто хохотал плоским шуткам Костякова. Его смешил взгляд этого
человека на жизнь. Они строили даже планы уехать куда-нибудь подальше, выстроить на берегу реки, где много рыбы, хижину и прожить там остаток дней. Душа Александра опять стала утопать в тине скудных понятий и материального
быта. Но судьба не дремала, и ему не удавалось утонуть совсем в этой тине.
Я привожу здесь маленький кусочек из этой поездки, но самое описание холерных ужасов интересно было в то время для газетной статьи, а теперь интереснее припомнить кое-что из подробностей тех дней, припомнить то, что уж более никогда не повторится, — и
людей таких нет, и
быт совсем другой стал.
Отв. — «Кто прольет кровь человеческую между
людьми, того самого кровь прольется».
Быт. IX, 6.
Но есть
люди, которые верят в это, занимаются конгрессами мира, читают речи, пишут книжки, и правительства, разумеется, выражают этому сочувствие, делают вид, что поддерживают это, так же, как они делают вид, что они поддерживают общества трезвости, тогда как большею частью живут пьянством народа; так же, как делают вид, что поддерживают образование, тогда как сила их держится только на невежестве; так же, как делают вид, что поддерживают свободу конституции, тогда как их сила держится только на отсутствии свободы; делают вид, что заботятся об улучшении
быта рабочих, тогда как на подавленности рабочего основано их существование; делают вид, что поддерживают христианство, тогда как христианство разрушает всякое правительство.
Я отвечаю, что он-то прав и что я действительно с удовольствием возьмусь за поручаемое мне дело и сделаю все, что в силах, но только жалею, что очень мало знаю условия теперешнего сельского
быта в России, и добавил, что большой пользы надо бы ожидать лишь от таких
людей, как он и другие, на глазах которых начались и совершаются все нынешние реформы.
И в самом деле, прислушайтесь к разговорам купечества, мещанства, мелкого чиновничества в уездной глуши, — сколько удивительных сведений о неверных и поганых царствах, сколько рассказов о тех временах, когда
людей жгли и мучили, когда разбойники города грабили, и т. п., — и как мало сведений о европейской жизни, о лучшем устройстве
быта.
Большинство
людей, знавших семейный
быт Журавки, во всех домашних неприятностях более обвиняли синьору Луизу, но в существе и синьора Луиза никак не могла ужиться в ладу с Ильею Макаровичем.
Таким образом,"новый
человек", с его протестом против настоящего, с его идеалами будущего, самою силою обстоятельств устраняется из области художественного воспроизведения, или, говоря скромнее, из области беллетристики. Указывать на его пороки — легко, но жутко; указывать же на его добродетели не только неудобно, но если хорошенько взвесить все условия современного русского
быта, то и материально невозможно.
По той же самой причине, что моя мать была горожанка, как я уже сказал, и также потому, что она провела в угнетении и печали свое детство и раннюю молодость и потом получила, так сказать, некоторое внешнее прикосновение цивилизации от чтения книг и от знакомства с тогдашними умными и образованными
людьми, прикосновение, часто возбуждающее какую-то гордость и неуважение к простонародному
быту, — по всем этим причинам вместе, моя мать не понимала и не любила ни хороводов, ни свадебных и подблюдных песен, ни святочных игрищ, даже не знала их хорошенько.
Но, разумеется, чаще приходилось мне испытывать мое бессилие, недостаток знаний, неумение ответить даже на простейшие вопросы жизни,
быта. Тогда я чувствовал себя сброшенным в темную яму, где
люди копошатся, как слепые черви, стремясь только забыть действительность и находя это забвение в кабаках да в холодных объятиях проституток.
Казалось, это был другой
человек, а не тот, которого мы видели в его домашнем
быту, при посещении Анны Павловны и даже при собственном его визите Мановскому.
Но ведь, помилуйте, войдите вы в положение
человека, который от души желает быть полезным обществу и на первых же шагах должен встретиться с этой прозой жизни в виде разных сборов, платы за требы и прочими дрязгами нашего
быта.
Каким образом сатирические журналы осмеивали невежество, грубость и дурное воспитание, это уже мы отчасти видели из предыдущих выписок. Прибавим, что они очень верно понимали круговую поруку дурного воспитания и грубости помещичьего
быта того времени. Худо воспитанные
люди, изображаемые в сатирических журналах, — преимущественно «господчики», как тогда выражались. Так, один из подобных господчиков, уже исправившийся, рассказывает о своем воспитании...
В его стихах впервые увидали мы чисто русского
человека, с русской душой, с русскими чувствами, коротко знакомого с
бытом народа,
человека, жившего его жизнью и имевшего к ней полное сочувствие.
Болдухины имели на Серных Водах самую лучшую избу, которую называли дворцом, потому что Варвара Михайловна, женщина тучная, но болезненная, несмотря на отдаленность (надо было проехать с лишком триста верст), уже несколько лет приезжала туда с мужем и старшими детьми лечиться целебными ключами. В прошедшем году Болдухины жили лето на Серных Водах. Кочевой
быт скоро знакомит и сближает
людей, а потому и Болдухины были знакомы со всеми.
О, славное, простое, широкое гостеприимство
людей, знающих тяжесть труда и сладость отдыха. Как проста их щедрость, и как скромна их домашняя семейная горделивость. Кто бывал, как свой, в переносных домах цирковых артистов, тот благодарно понял и никогда не забудет этого уютного, патриархального, целомудренного, дружелюбного
быта.
Хочет
человек выпить рюмку ради стомаха [Стомах — желудок (греч.); выражение взято из семинарского
быта.] и очень хорошо понимает, что много пить не следует; но для компании он не откажется выпить ещё одну, и другую рюмку, и тут уже понятия его совершенно переворачиваются.
Редко, редко обратим мы внимание на положение
человека, на обстановку его
быта, на разные, облегчающие обстоятельства <зато весьма часто мы, с удивительным геройством, говорим: «он солгал; этого довольно; я считаю его
человеком бесчестным»>.
А вот жестокость к рабам и раболепие пред владыками, столь свойственное нашему дворянству, это от Востока вместе с «обломовщиной», типичной для всех классов нашего народа. Верно также, что бесчисленная масса «лишних
людей», всевозможных странников, бродяг, Онегиных во фраках, Онегиных в лаптях и зипунах,
людей, которыми владеет «беспокойство, охота к перемене мест», это одно из характернейших явлений русского
быта, — тоже от Востока и является не чем иным, как бегством от жизни, от дела и
людей.
«С Востока — лучшие дворянские традиции, с их
бытом, приветом и милыми „закоулочками“, с „затишьем“ и „лишними
людьми“ захолустных уездов». Да, то, что Розанов называет «лучшими традициями дворянства», — это с Востока. Но либеральные идеи дворянства, его культурность, любовь к искусствам, заботы о просвещении народа, — это от Запада, от Вольтера, от XVIII века.
Если у вас достанет на это воображения и если хоть немножко знаете основание характера и
быта русского простонародья, то в вашем воображении тотчас явится картина
людей, очень хорошо и умно умеющих располагать своими поступками.
Только имена
людей и мест, изображения природы, игры и песни вводят нас в великорусский
быт, да еще отношения крестьян к крепостному праву имеют здесь свой особенный оттенок.