Неточные совпадения
Напротив того, бывали другие, хотя и не то чтобы очень глупые — таких не бывало, — а такие, которые делали дела средние, то
есть секли и взыскивали недоимки, но так как они при этом всегда приговаривали что-нибудь любезное, то имена их не только
были занесены на скрижали, [Скрижа́ли (церковно-славянск.) — каменные доски, на которых, по
библейскому преданию,
были написаны заповеди Моисея.] но даже послужили предметом самых разнообразных устных легенд.
Его особенно занимали споры на тему: вожди владеют волей масс или масса, создав вождя, делает его орудием своим, своей жертвой? Мысль, что он, Самгин, может
быть орудием чужой воли, пугала и возмущала его. Вспоминалось толкование отцом
библейской легенды о жертвоприношении Авраама и раздраженные слова Нехаевой...
В селе Верхлёве, где отец его
был управляющим, Штольц вырос и воспитывался. С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда,
библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака».
Какова нравственность: за руку нельзя взять! В золотой век, особенно в
библейские времена и при Гомере,
было на этот счет проще!
Прислушиваясь к жужжанию мошек и комаров, я вспомнил
библейское сказание о казнях египетских: «Появилось множество мух, которые нестерпимо уязвляли египтян». В стране, где сухо, где нет москитов, случайное появление их казалось ужасной казнью, здесь же, в Приамурском крае, гнус
был обычным явлением.
Но
был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский
был сильнее
библейского мессианского духа.
Но в русской богословской литературе совсем не
было трудов по
библейской критике, по научной экзегезе Священного Писания.
Это
была эпоха мистических течений, масонских лож, интерконфессионального христианства,
Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел такое определяющее значение для русской духовной культуры XIX в.
Двойственность
была в самом
Библейском Обществе, и эта двойственность воплотилась в фигуре кн.
Религиозность, к которой он шел,
была скорее
библейская, чем евангельская.
Библейское Общество
было навязано сверху правительством.
Ровно через неделю после выбора ходоков Тит и Коваль шагали уже по дороге в Мурмос. Они отправились пешком, — не стоило маять лошадей целых пятьсот верст, да и какие же это ходоки разъезжают в телегах? Это
была трогательная картина, когда оба ходока с котомками за плечами и длинными палками в руках шагали по стороне дороги, как два
библейских соглядатая, отправлявшихся высматривать землю, текущую молоком и медом.
Сказать ей прямо о том у него не хватало, разумеется, ни уменья, ни смелости, тем более, что Мари, умышленно или нет, но даже разговор об чем бы то ни
было в этом роде как бы всегда отклоняла, и юный герой мой ограничивался тем, что восхищался перед нею выходившими тогда
библейскими стихотворениями Соколовского.
— Ничего не вы, что за вы? Семидесяти лет человек помер, не Енохом [Енох — по
библейской легенде, один из патриархов, за праведность взятый живым на небо.] же бессмертным ему
быть, пора и честь знать!
Рассуждение о сем важном процессе пусть сделают те, кои более или менее испытали оный на самих себе; я же могу сказать лишь то, что сей взятый от нас брат наш, яко злато в горниле, проходил путь очищения, необходимый для всякого истинно посвятившего себя служению богу, как говорит Сирах [Сирах — вернее, Иисус Сирахов, автор одной из
библейских книг, написанной около двух столетий до нашей эры.]: процесс сей
есть буйство и болезнь для человеков, живущих в разуме и не покоряющихся вере, но для нас, признавших путь внутреннего тления, он должен
быть предметом глубокого и безмолвного уважения.
По
библейскому рассказу, оно расступилось, когда древние евреи во главе с Моисеем покидали Египет, и сомкнулось вновь, потопив их преследователей.] и что каждому еврею заповедано
петь этот мотив в минуту торжества и победы над врагами.
— И сравнению не подлежит! Это обыкновенный кит, и он может только глотать малую рыбешку, а тот
был кит другой, кит
библейский — тот и пророка может. А ты, дурак, за неподобающие вопросы выйди из класса!
Лицо у нее резкое, суровое, увидев однажды — его запомнишь навсегда,
есть что-то глубоко древнее в этом сухом лице, а если встретишь прямой и темный взгляд ее глаз — невольно вспоминаются знойные пустыни востока, Дебора [Дебора (точнее: Девора) — мифическая героиня; согласно
библейской легенде, объединила разрозненные израильские племена в Палестине и возглавила борьбу с хананеями.] и Юдифь.
Он очень ясно чувствовал в голове шум от выпитого бургонского и какой-то разливающийся по всей крови огонь от кайенны и сой, и все его внимание в настоящую минуту приковалось к висевшей прямо против него, очень хорошей работы, масляной картине, изображающей «Ревекку» [Ревекка — героиня
библейских легенд, жена патриарха Исаака, мать Исава и Иакова.], которая, как водится, нарисована
была брюнеткой и с совершенно обнаженным станом до самой талии.
— Авраам-то и Сарра [Авраам, Сарра, Агарь — герои
библейских легенд.] в каких тоже уж летах
были и вдруг наложница у него оказалась; однако Сарра настояла же на своем, — прогнал он эту Агарь свою в пустыню, и всегда этаких госпож Агарей прогоняют и кидают потом… всегда!
Это высокая и стройная
библейская красавица, которая стоит перед вами полуобнаженная: она плачет, только ступивши ногою с постели, ее стан едва лишь прикрыт ветхозаветною восточною рубашкой, то
есть куском холста, завязанным под левою ключицей.
Я целых две недели ничего не делал. Ходил только в академию писать свою программу на ужаснейшую
библейскую тему: обращение жены Лота в соляной столб. Все у меня уже
было готово — и Лот и домочадцы его, но столба придумать я никак не мог. Сделать что-нибудь вроде могильного памятника или просто статую Лотовой супруги из каменной соли?
Из различных путей, которыми русские образованные люди подобного настроения в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались
библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев не пошли вослед ни за одним из этих направлений, а избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это
было православие в духе митрополита Михаила.
— Настоящая Иродиада, пляшущая пред Иродом [Иродиада, пляшущая пред Иродом. — По
библейскому сказанию, Иродиада
была любовницей правителя Галилеи, Ирода Антипы — брата своего мужа; эту преступную связь открыто осуждал Иоанн Креститель; мстительная Иродиада добилась в награду за пляску своей дочери Соломин казни Иоанна Крестителя], — объясняла мне Галактионовна, указывая на Фатевну и о. Андроника.
—
Был однажды я приглашен на парадный бал во дворец, — говорил он, расправляя на обе стороны свою длинную бороду, придававшую ему вид
библейского патриарха.
Все это созрело в нем давно, но обнаружилось в ту пору, когда он получил чин и стал искать другого места, не над болотом. Развитие Рыжова
было уже совершенно закончено, и наступало время деятельности, в которой он мог приложить правила, созданные им себе на
библейском грунте.
Переупрямить Рыжова никто не надеялся, а между тем это
было очень важно не только для упрямца Рыжова, которому, может
быть, и ничего с его
библейской точки зрения, если его второе лицо в государстве сгонит с глаз долой в его бешмете; но это
было важно для всех других, потому что губернатор, конечно, разгневается, увидя такую невидаль, как городничий в бешмете.
Любила ли «баба» своего
библейского мужа или не любила — это в их отношениях ничем не проявлялось, но что она
была верна своему мужу — это
было несомненно.
Словом, жена его
была простая досужая крестьянская женщина, верная и покорная, с которою
библейский чудак мог жить по-библейски, и рассказать о ней, кроме сказанного, нечего.
— Ну, хотя бы для того, — ответил Фроим, — чтобы слава великого Акивы бен Шлайме Львовского воссияла и на N-ской площади. Разве можно обмануть рэб Акиву?.. Мне самому
было любопытно посмотреть, как подо мной раскроется мостовая и земля поглотит меня, как Корея [«…земля поглотит меня, как Корея». — Корей (правильнее Корах) согласно
библейскому сказанию восстал против пророка Моисея, за что
был наказан богом: под ним и примкнувшими к нему вождями мятежа разверзлась земля и поглотила их.]…
Кроме того, Файбиш
был знаменит — и даже далеко за пределами уезда, — своей необычайной физической силой, принимавшей в пылких умах местной молодежи преувеличенные
библейские размеры.
— Гневно-обличительное стихотворение Державина «Властителям и судиям»
было им написано на основе одного из
библейских песнопений — псалмов, приписывавшихся древнееврейскому царю Давиду.], пиитой на этот раз — а не царедворцем...
Имеется в виду
библейское «да
будет свет… да
будет твердь…» и т. д.
Измученный жестокостями жизни,
библейский Иов «ко вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с богом». Новый Иов, Достоевский, выступает на это состязание. И не
было со времен Иова таких разрушительных, колеблющих небо вопросов, с какими идет на «страже человеков» Достоевский. Все его произведения — такие буйные вопросы, и увенчание их — знаменитый «бунт» Ивана Карамазова.
— Поверьте мне, прекрасная племянница, что тысячи и тысячи самых достойнейших женщин не раз втайне завидуют легкости, с которою красавицам дается овладевать привязанностями самых серьезных и честных людей. Что там ни говорите, женщин добродетельных люди уважают, а красивых — любят. Это очень несправедливо, но что делать, когда это всегда уж так
было,
есть и
будет! Вон еще в
библейской древности Иаков Лию не любил, а Рахиль любил, а я Рахиль не уважаю.
— Конечно. Что же может
быть проще того, что все люди по случайностям не доживают на земле своего времени! Век человеческий здесь, по
библейскому указанию, семьдесят лет и даже восемьдесят, а по случайностям человечество в общем итоге не доживает одной половины этого срока, и вас нимало не поражает эта ужасная случайность? Я желал бы, чтобы мне указали естественный закон, по котору человеческому земному организму естественно так скоро портиться и разрушаться. Я полагаю, что случайности имеют закон.
Библейское сказание о рае как первоначальном состоянии человека и природы
есть миф (понимая миф реалистически).
Статическое понимание Бога как чистого акта, не имеющего в себе потенций, самодовольного, ни в чем не нуждающегося,
есть философское, аристотелевское, а не
библейское понимание Бога.
Печаль греков, в такой форме не свойственная древнееврейскому,
библейскому чувству жизни, связана с тем, что грекам дано
было раскрывать человеческое начало, но не дано
было соединять его с началом божественным.
— Это ничего, — громко сказал я, и в тишине и одиночестве кабинета голос прозвучал хрипло и нехорошо, как голос сумасшедшего. — Это ничего. Я
буду диктовать. Ведь
был же слеп Мильтон [Мильтон Джон (1608–1674) — английский поэт, автор поэм на
библейские сюжеты «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671).], когда писал свой «Возвращенный рай». Я могу мыслить — это главное, это все.
С воронцовским корпусом во Франции
был, денег, значит, извел немало; в мистицизм, по тогдашнему обычаю, пустился, в масонских ложах да в хлыстовском корабле Татариновой малую толику деньжонок ухлопал; делал большие пожертвования на Российское
библейское общество.
— Как! — закричал князь, — шестьсот пятьдесят собак и сорок псарей-дармоедов!.. Да ведь эти проклятые псы столько хлеба съедают, что им на худой конец полтораста бедных людей круглый год
будут сыты. Прошу вас, Сергей Андреич, чтоб сегодня же все собаки до единой
были перевешаны. Псарей на месячину, кто хочет идти на заработки — выдать паспорты. Деньги, что шли на псарню, употребите на образование в Заборье отделения Российского
библейского общества.
Это
есть библейский Бог, Бог откровения.
Чтобы хотя несколько удовлетворительно отвечать на вопрос, сделанный нам в начале главы, скажем о Фрице, что, несмотря на простоту его наружности и жеманство его движений, он
был лукав, как дух, прельстивший нашу прабабушку в раю [Имеется в виду
библейское предание о злом духе, давшем вкусить первой женщине
Еве яблоко с древа познания добра и зла.].
Солдат. Отколь его, окаянного, несло! Видно, братцы, из этого моря выскакивают фараоновы люди [Фараоновы люди — имеется в виду
библейское предание, по которому преследовавшие бежавших из Египта евреев войска фараона потонули в море.] и кричат проезжающим: долго ли нам мучиться? скоро ли, скоро ли
будет преставление света?
Мужчина, чтобы
быть ее кумиром, должен обладать качествами
библейского змия — злобной мудростью, убедительным красноречием и вкрадчивою ласкою. Нет женщины, которая может устоять перед ним и не последовать примеру своей прародительницы, нарушившей заповедь Бога.
Всякое хозяйство
есть тяжелая забота, труд в поте лица,
библейское проклятие.
Видно
было, что мальчик сделался мужчиной, что вечно юная старая
библейская история о
Еве, вручающей яблоко, повторилась и с Александром Васильевичем.
Путы, надеваемые на нее любимым человеком, казались ей легки и приятны, и скоро она
была ими связана по рукам и ногам. Сигизмунд Нарцисович, как искусный паук, ткал свою паутину около нравящейся ему мухи. Люди, подобные ему, обладающие не только сильным характером, но и хладнокровием злодея, действуют неотразимо на женщину.
Библейское сказание красноречиво доказывает ее склонность поддаваться обаянию зла.
В нем
было подлинно пророческое, не в
библейском, а в новом смысле слова.