Цитаты из русской классики со словосочетанием «антропологическо-этический детерминизм»

Неточные совпадения

— Весьма любопытно, тетя Лиза, наблюдать, с какой жадностью и ловкостью человеки хватаются за историческую необходимость. С этой стороны марксизм для многих чрезвычайно приятен. Дескать — эволюция, детерминизм, личность — бессильна. И — оставьте нас в покое.
Есть другая сторона, не менее важная; она связана с экономическим детерминизмом.
Экономический детерминизм не может вызвать революционного энтузиазма и вдохновить к борьбе.
И гегелианский исторический оптимизм неприемлем и не оправдан как крайняя форма универсального детерминизма, отрицающего действие человеческой свободы в истории.
Я вообще антиэволюционист в том смысле, что признаю прерывность, связанную с вторжением в мировой процесс свободы, и отрицаю непрерывность, как выражение детерминизма.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Оптимизм и пессимизм одинаково формы детерминизма, одинаково противоречат свободе.
Но рациональный мир с его законами, с его детерминизмом и каузальными связями есть мир вторичный, а не первичный, он есть продукт рационализации, он раскрывается вторичному, рационализированному сознанию.
Примат бытия над свободой приводит к детерминизму и к отрицанию свободы.
И остается непонятным, откуда личность возьмет силы противопоставить свою свободу власти природы и общества, власти детерминизма.
Его миросозерцание скорее принадлежит к типу универсального детерминизма, но детерминизм этот спиритуалистический.
Они начали утверждать форму диалектического материализма, в которой исчезает детерминизм, раньше столь бросавшийся в глаза в марксизме; почти исчезает и материя, которой приписываются духовные качества — возможность самодвижения изнутри, внутренняя свобода и разумность.
Марксизм по своим первоначальным основам совсем не был тем социологическим детерминизмом, который позже начали утверждать и его друзья, и его враги.
Материализм есть крайняя форма детерминизма, определяемости человеческой личности внешней средой, он не видит внутри человеческой личности никакого начала, которое она могла бы противопоставить действию окружающей среды извне.
Но магическая заколдованность есть одна из форм натуралистического детерминизма, она оставляет человека в пределах рокового естества, ей неведома благодатная свобода.
Кантовско-лапласовский разум — строгий механико-математический детерминизм, в котором случайность объясняется лишь ограниченностью человеческого разума.
Против такого индивидуализма прав даже элементарный научный социологизм, который умеет осязать общественное тело, с разных сторон и разными методами познавая силу социального сцепления и наследственности, постигая характер социального детерминизма в его статике и динамике.
Вообще вопрос собственно о творении духов — ангелов и человека — остается наименее разъясненным в системе Беме, и это делает ее двусмысленной и даже многосмысленной, ибо, с одной стороны, разъясняя Fiat в смысле божественного детерминизма, он отвергает индетерминистический акт нового творения, но в то же время порой он говорит об этом совершенно иначе [«Воля к этому изображению (ангелов) изошла из Отца, из свойства Отца возникла в слове или сердце Божием от века, как вожделеющая воля к твари и к откровению Божества.
И особенно ложным является распространение природного детерминизма и на самое существо Божие, чем так грешит физика Бога у Я. Беме или у представителей философии оккультизма (Безант, Штейнер и др.).
Напротив, как непрестанно совершающееся творение Божие, как живая риза Божества, мир незакономерен — в смысле механического детерминизма.
Красота есть прорыв через этот мир, освобождение от его детерминизма.
Философия онтологическая в конце концов должна прийти к системе замкнутого детерминизма.
Объективированная природа с её детерминизмом мстила за своё кажущееся отрицание и делала человека рабом, но психологически это носило иной характер, чем обыкновенная природная детерминация.
Личность духовно-душевно-телесна и возвышается над детерминизмом природного мира.
Детерминизм гипостазируют и представляют себе силой, деспотически управляющей социальной жизнью.
Это и есть то, что я называю космическим прельщением, которое может принимать формы очень одухотворенные и очень далекие от детерминизма материи.
Ближе к свободе, как противоположению всякому детерминизму, был Кант, так как философия его не была монистической.
Порабощенность и порабощающее состояние мира, детерминизм природы есть порождение объективации.
Творческий акт есть взлет, победа над тяжестью объективированного мира, над детерминизмом, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз, оседание.
Буржуазность есть утеря свободы духа, подчинение человеческого существования детерминизму.
Это есть царство объективации, отчуждение духа, подчинение детерминизму.
Это вполне аналогично тому, что объективной телеологии нужно противопоставлять не детерминизм, а свободу.
В этом смысле аристократия принадлежит царству детерминизма, а не царству свободы.
То, что в природе есть детерминизм, то в обществе есть господство.
Бог, как всеединство, есть Бог детерминизма, он исключает свободу.
Этот мир есть мир объективации, детерминизма, отчужденности и вражды, закона.
Пол, через могущественное бессознательное влечение, приковывает человека к объективированному миру, в котором царствуют детерминизм, необходимость, определяемость не изнутри, а извне, от человеческой природы, изошедшей в объект.
Система онтологии, признающая абсолютный примат бытия, есть система детерминизма.
Объективацией субъект себя порабощает, создает царство детерминизма.
Статистическое понимание закона ограничивает власть детерминизма над природой.
Объектная телеология космического процесса сталкивается со свободой человека, с личностью и творчеством и в сущности означает идеальный, спиритуализированный детерминизм.
При этом личность должна быть более социальной в хорошем смысле и менее социальной в дурном смысле, то есть социальной из свободы, а не социальной из детерминизма и рабства.
Первые два типа принадлежат объективированному миру и находятся во власти детерминизма, хотя и по-разному, третий тип прорывается из царства детерминации в иной порядок.
С природой, основанной на детерминизме и закономерности, человек борется.
Против объективной телеологии восстает не только детерминизм, причинное объяснение явлений природы, но и свобода.
Детерминизм побеждает свободу, историческое время побеждает время экзистенциальное.
В этом смысле аристократизм глубоко противоположен персонализму, т. е. принципу личных, не родовых качеств, качеств, не зависящих от детерминизма наследственности.
Но Бог как субъект, как существующий вне всякой объективации, есть любовь и свобода, не детерминизм и не господство.
Детерминизм объективированного познания тоже носит символический характер.
Персонализм предполагает аристократизм личных качеств, противостоящих всякому смешению с бескачественной массой, аристократизм свободы в противоположность детерминизму, под которым живет раса и каста.
 

Предложения со словом «детерминизм»

Значение слова «детерминизм»

  • ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, -а, м. Филос. Материалистическое учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДЕТЕРМИНИЗМ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «детерминизм»

ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, -а, м. Филос. Материалистическое учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира.

Все значения слова «детерминизм»

Предложения со словом «детерминизм»

  • Определения политики в духе экономического детерминизма подчёркивают лишь один из важнейших источников политики.

  • Важное значение для понимания психического развития имеет принцип детерминизма.

  • Третьим, наиболее древним и важным источником геополитики являются, конечно, теории географического детерминизма.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «детерминизм»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я