Кто против нас?

Константин Душенов, 2013

В последнее время идет открытая информационная война, очевидная атака на православие: беспрецедентная выходка Pussy Riot в храме Христа Спасителя и другие осквернения храмов, убийства православных священников, надругательства над поклонными крестами… Древние пророки, православные духовидцы и современные учёные-политологи сходятся в том, что глобальная смута уже на пороге, а России и русскому народу предстоит сыграть в грядущем мировом переустройстве ключевую, решающую роль. Константин Душенов – православный публицист, главный редактор газеты «Русь Православная», пресс-секретарь Владыки Иоанна (Снычева), митрополита Ладожского и Петербургского, в своей книге проясняет картину происходящего, выступая в защиту православия как оплота русской нации. На своей земле нам нечего бояться. Это наша страна, наше государство, утверждает автор. Да, сегодня мы слабые. Слабые духом, верой, волей к победе. Нам не хватает исконной русской жертвенности, самоотверженности, готовности идти на смерть за родные святыни. Мы сами даем нашим врагам возможность властвовать над нами.

Оглавление

Из серии: За Русь Православную

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кто против нас? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Душенов К. Ю., 2013

© ООО «Издательство Алгоритм», 2013

* * *

Геополитика апокалипсиса

Час пробил! Геополитика апокалипсиса властно стучится в наши двери. Древние пророки, православные духовидцы и современные ученые-политологи сходятся в том, что глобальная смута уже на пороге, а России и русскому народу предстоит сыграть в грядущем мировом переустройстве ключевую, решающую роль…

Для православного сознания очевидно, что наш обезумевший, обезверившийся мир уже довольно давно балансирует на грани величайших потрясений и грандиозных мировых катаклизмов. Осатаневшее человечество дерзко отказалось от благодатного Божьего покрова, едва ли не всецело предавшись духу сатанинской гордыни, бесовского тщеславия и гнусного, противоестественного разврата, вступив с Создателем в яростную войну, нагло поправ все нравственные нормы и ограничения, все Его святые законы и заповеди.

Для аналитика, вооруженного христианским мировоззрением, в этом нет ничего неожиданного, непонятного и удивительного. Об этом предупреждал нас Сам Спаситель. Страшный процесс вероотступничества, грехопадения и апостасии Духом Святым предрекали Апостолы Христовы. Многие детали как нынешних, так и грядущих событий, давно известны нам, православным, по бесчисленным пророчествам святых угодников Божиих, из века в век вопиявших об ужасах, соблазнах и искушениях «последних времен» вслух каждого, кто желал прислушаться к зову Небес.

Из века в век по всему миру гремело: «Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота. Побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, дам ему власть на языцех, и упасет я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушатся»…

Некоторые прислушивались.

Сердцем.

Раздавали драгоценный бисер Божиих истин окружающим — современникам и потомкам.

Кое-что перепало и нам…

Но все это духовное богатство искренне верующих христиан вовсе не исключает попытки проанализировать происходящие в мире процессы с точки зрения слабого человеческого разума, с помощью научных инструментов, доступных нашему убогому рациональному пониманию. Более того — нам, нынешним, столь шатким верою, будет даже полезно подкрепить древние истины исследованием современных геополитических процессов.

Некогда — давным-давно, когда Европа была еще христианской — маститые профессора ее ведущих университетов считали философию «служанкой богословия».

Чем геополитика хуже?

Начнем же, благословясь…

Шевелим мозгами

Стремление современного человека подробно разобраться в происходящих вокруг него мировых изменениях прямо приветствовали все православные духовидцы, просиявшие несомненной благодатью Божией в наше смутное время. Во всех уголках Православного мiра эти смиренные подвижники возвышали свои голоса, обличая сгущающуюся тьму, ободряя и вдохновляя людей на борьбу с господствующим злом, разъясняя приемы и механизмы действия сатанинских вражьих сил.

Преподобный Паисий Афонский (Эзнепидис, 1924–1994), один из величайших греческих старцев нашего времени, незадолго перед кончиной поучал своих учеников:

«Сегодня в мире нет оправдания неведению. Надо шевелить мозгами. Грядут тяжелые годы. Мы еще не поняли как следует того, в какие годы живем. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия — и для того, чтобы все это улетело, нужно, чтобы сильно подуло. Чудо уже то, что мир до сих пор не взлетел на воздух. Страшно! Годы приходят, и какие тяжелые годы. Возможно, вам придется пережить многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе. Да, мы живем во времена Апокалипсиса, и не нужно быть пророком, чтобы это понять. Мир горит. Происходит великое волнение. Необходимы закалка, отвага и мужество. Мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше»…[1]

Слова свои старец подтверждал личным примером. Во время гражданской войны в Греции (1944–1948) он был призван в действующую армию, боровшуюся с коммунистическими мятежниками, и три с половиной года мужественно сражался, отличившись отвагой и самопожертвованием. Он и окружающих призывал бесстрашно противостать творимому злу:

«Сейчас много таких, кто стремится разложить все: семью, молодежь, Церковь. В наши дни радеть за народ — это исповедание. Мы ответственны за то, чтобы не дать врагам Церкви все разложить. Хотя мне приходилось слышать даже священников, говорящих: «Вы этим не занимайтесь, не ваше дело!» Они безразличны потому, что хотят быть для всех хорошими и жить припеваючи. Но безразличие непозволительно христианину. «Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением», — говорит пророк Иеремия. Сейчас война, духовная война. Я должен быть на передовой. Сколько марксистов, сколько масонов, сколько сатанистов! Сколько бесноватых, анархистов, прельщенных… Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно. Во рту моем горечь от людской боли»…

Этому угоднику Божию вторил другой благодатный учитель, старец Фаддей Витовницкий (Штрбулович, 1914–2003), которого Господь даровал многострадальной Сербской Церкви как небесную помощь и утешение. Один из са-мых высокодуховных подвижников прошлого столетия, он начал свой иноческий путь под руководством русских монахов, вобрал благодатный дух оптинских и валаамских старцев, соединив его в себе с духом синайских исихастов. На протяжении многих десятилетий старец воплощал в своем духовническом служении опыт благодатного старчества, хранимый Святым Преданием Церкви. Народ стекался к нему толпами, и он поучал паломников так:

«Наша планета приближается к завершению своего бытия, приближается Второе Пришествие Божие, когда Господь сотворит все новое. Третья мировая война уже началась. Сейчас силы зла пытаются объединить человеческий род, чтобы установить «новый мировой порядок» для прихода антихриста. Но не получается, они удивляются — почему, ведь они так преданно служат дьяволу? Они жалуются ему, что не могут завершить дело из-за православных. И сам дьявол в ярости, потому что из-за православных не может осуществить свой адский план. Поэтому православные страдают от натиска мирового зла. И все же покуда среди нас есть смиренные и кроткие души, ради них и ради невинных детей еще светит солнце и Бог благословляет нас»[2].

В это же время в разоренной России, изнемогавшей под гнетом жидовского ига, истекавшей кровью под грузом скорбей и бед, в хаосе и смуте либерального антирусского погрома, гремела пламенная проповедь знаменитого Русского Златоуста, митрополита Иоанна (Снычева, 1929–1995). Святитель учил, что единственным спасением для униженной в «либерально-демократическом» аду, исстрадавшейся под ярмом инородцев и богоборцев русской души может быть лишь возрождение великой, державной Святой Руси. И возрождение это — возможно! Накануне своей блаженной кончины святитель громогласно предупреждал нас:

«Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений. Предтечи антихриста — строители «единого мирового сообщества», основатели экуменических движений, приверженцы всеобщих «мировых вероучений» и тому подобных богоборческих начинаний.

Как остановить «шествие Разрушителя»?

Во-первых, осознать и увидеть путь личного спасения, личного противостояния злу. Во-вторых, привести в соответствие с истинами веры свою обыденную, повседневную жизнь. В-третьих, необходимо воцерковление всех областей народной жизни — общественной и государственной так же, как личной и семейной. Нужно лишь помнить, что достигнуть этого невозможно никаким внешним воздействием. Нельзя учредить Святую Русь ни указом, ни постановлением, ни на конференции, ни на съезде. Ее можно только вымолить — с покаянием и смирением»…[3]

Апостасия и геополитика

Многие благодатные и духоносные Отцы, многие русские угодники Божии, от инока Филофея и преподобного Серафима Саровского до праведного Иоанна Кронштадтского и оптинских старцев — неоднократно предсказывали, что посреди грядущих апокалиптических смут по милости Божией возможно последнее всемирное возвышение Российской державы, последний великий взлет русской славы и мощи, русской веры и благочестия. Что этот взлет должен по промыслу Божию сокрушить все препятствия к единению «малого стада» перед «концом времен» в лоне Святой Православной Церкви, собрать всех верных, всех искренне верующих христиан под благодатным покровом Третьего Рима — Русской Православной Империи, которая по могуществу и влиянию некоторое время будет подобна Первому Риму апостольских времен.

При этом благодатные прозорливцы не смущались давать порой вполне определенные геополитические прогнозы. Тот же старец Паисий, сказавший однажды ученикам, что духовному человеку «читать пророческие книги Священного Писания так же просто, как вам — газеты», ино-гда делился с окружающими тем, что было ему открыто свыше, описывая картины грядущих геополитических катаклизмов так:

«Евреи хотят управлять миром. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Для того, чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм. На поклонение сатане они смотрят как на средство приобрести силу, которая поможет в осуществлении их планов. Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако объединится не так, как хотят те, кто различными махинациями устраивает всемирное экуменическое «объединение церквей», желая иметь во главе одно религиозное руководство. Христиане объединятся, потому что при создавшемся положении произойдет отделение овец от козлов. Тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь.

Произойдет великая смута. Мир превратится в сумасшедший дом. Будет царить разброд, среди которого каждое государство начнет творить то, что ему вздумается. Будем видеть, как происходят самые невероятные, самые безумные события. Но явятся новые Маккавеи (дословно — «сокрушающие врагов». — К. Д.), которые соберут воедино всех наших израненных соблазном братьев — для исповедания веры, во утверждение Предания и на великую радость нашей Матери-Церкви!.. А сколько святых воссияет нам из России!..

Помысел говорит мне, что русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию. Средний Восток станет ареной войн, в которых тоже примут участие русские. Прольется много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима. В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но именно ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся… Греческая армия не успеет даже подойти туда, как город будет ей отдан»…

Согласно с этим учил о грядущей смуте и старец Фаддей, говоривший:

«Безбожная волна современности не пощадит ни одного государства. В XX веке сатанинское зло овладело даже Россией, и Россия должна была много страдать, но русский народ сохранил веру. Русское православие стало глубже, в нем больше внутреннего, чем внешнего. Сегодня русское благочестие — более истинное благочестие, чем до гонений.

Плохо всему миру, однако нам тяжелее от того, что мы, христиане — избранный народ. В большой опасности православная Греция, она с трудом противостоит влиянию Запада. Против Сербии, против одного малого народа восстал весь мир… Мы должны защищать друг друга, потому что мы братья в одной вере. Пока сила Божия не соберет нас и не соединит в одно целое, чтобы в этом целом отразился образ Божий…»

В 2001 году группа самарских священников и мирян во главе со своим архипастырем архиепископом Сергием посетила Святую Гору[4]. В греческом монастыре Ватопед Самарского архиерея с паломниками принял 85-летний старец Иосиф (Иосиф-младший), ученик почившего в Бозе знаменитого подвижника Иосифа Исихаста. Среди прочего старец сказал:

«Сейчас власть во всем мире захватили евреи, и цель их — искоренить христианство. Их дьявол понуждает начать всемирную смуту, чтобы уничтожить семя Православия. Это для них главное препятствие к мировому господству. Но этому не бывать. На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Турки придут в Грецию. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок. Когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов. Поднимутся и другие народы… Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожени-ем ватиканского влияния, до самого основания. А после такой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру»…

Некоторые детали таких предсказаний отличаются удивительной точностью. Например, один из греческих паломников, ссылаясь на слова духоносного старца, рассказывает о своей беседе с ним в сентябре 2007 года так:

«Когда я посетил старца, то начал вопрошать его о грядущих событиях. Он понял мои намерения и сказал, что это знание не принесет мне никакой духовной пользы, я только удовлетворю свое греховное человеческое любопытство. Я настаивал, и тогда он сказал, что о некоторых вещах я могу сообщить (а для точности — написать) тем людям, которые мыслят одинаково со мной и испытывают такое же беспокойство».

Среди прочего старец предупредил: «Скоро наступит всемирный экономический кризис. Экономические системы государств будут рушится одна за другой, будут остановлены платежи, среди жителей Европы произойдут народные волнения на почве экономики. Кризис этот будет то нарастать, то затухать. Его организаторы попытаются посеять в человечестве отчаяние и панику. После первого взрыва кризиса будет казаться, что все находится под контролем. Тогда будет нанесен новый удар, еще более жестокий и безжалостный. Экономика рухнет. Будут введены невиданные налоги. Отчаявшиеся люди будут грабить и поджигать магазины и банки».

Напомню: сказано это было в 2007-м, то есть за год до начала нынешнего кризиса, «вторая волна» которого вот-вот потопит обанкротившуюся Грецию и разрушит Европейский Союз! Что же касается «невиданных налогов», отсылаю читателей к президенту Франции Оланду, который 9 сентября 2012 года объявил, что он вводит новый 75-процентный (!) налог на «лишние» доходы французов…

Далее старец рассказал о жестоких войнах, которые станут результатом начавшегося всемирного хаоса, о том, что «Черное море станет Русским озером после того, как будет завоевана Турция», что «русские войска вернут себе контроль над Кавказом, Восточной Европой, на севере вторгнутся в Скандинавию, а на юге через Иран, Ирак, Сирию, Иорданию, Ливан дойдут до Иерусалима и захватят Суэцкий канал», а сами греки, хотя и не будут принимать во всем этом активного участия, вернут себе, как союзники России, древнюю столицу Византии — Константинополь. Сказал о двойственной роли Китая, который будет искать в происходящем лишь собственной выгоды, и закончил словами:

«Все это сбудется, но тот, кто называет точные даты, находится в прелести и люди не должны принимать на веру такие слова. Случается, что святые пророчат о бедствиях и страданиях, но в указанные сроки наступает спокойствие и мир. Бог любит Свое творение и переносит срок, давая нам возможность покаяться и подняться»…

Пишу я об этом и вижу ехидные улыбки скептиков, слышу их презрительное ворчание — опять, мол, эти православные со своими пророчествами, заговорами, мировыми войнами и смутами. Конспирологи недоделанные…

Что ж, давайте посмотрим, что говорит по этому поводу столь уважаемая в наш рациональный век наука.

Геополитика.

Геополитическое обоснование русского мессианства

Классическое определение этой науки принадлежит шведу Рудольфу Челлену, провозгласившему в начале XX века: «Геополитика — это исследование фундаментальных качеств пространства, связанных с землей и почвой, это изучение способов созидания Империи, происхождения стран и государственных территорий». Что сие означает применительно к России, расшифровал знаменитый русский философ Иван Ильин, сказавший в середине прошлого столетия: «Россия есть организм природы и духа — и горе тому, кто ее расчленяет! Не умно и не дальновидно вызывать Россию на борьбу за двери ее собственного дома, ибо борьба эта начнется неизбежно и будет сурово-беспощадна».

Думаю, именно в рамках этой сурово-беспощадной борьбы и станут возможными все те апокалиптические сценарии и прогнозы, которые описаны выше. Более того, они прекрасно вписываются в научные геополитические сценарии и не зависят от текущей политической конъюнктуры, в полном соответствии с формулой известного американского геополитика Спайкмена: «География есть самый фундаментальный фактор во внешней политике государств, потому что он наиболее постоянен. Министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются неколебимыми»[5].

Что это значит применительно к России? Это значит, что существовать более или менее спокойно и безопасно наша Родина может лишь тогда, когда под контролем Российской Империи находится евразийское «сердце мира», борьба за которое последние пятьсот лет является главным стержнем всей мировой истории и политики.

Впрочем, обо всем по порядку.

Геополитика как область знания возникла на стыке трех научных подходов: цивилизационной концепции исторического процесса, военно-стратегических исследований и многочисленных теорий географического детерминизма. Эти концепции и теории по сей день продолжают влиять на геополитику, питая ее идеями и понятиями[6].

Основу цивилизационного подхода заложил еще в XIX веке наш замечательный соотечественник Николай Данилевский своей теорией «культурно-исторических типов» (1868), а среди современных геополитиков этой школы наиболее известен недавно скончавшийся американский профессор Самюэль Хантингтон с его знаменитой концепцией «битвы цивилизаций» (1993), которая грядет на смену «биполярному миру идеологий», рухнувшему в 1991 году вместе с Советским Союзом[7].

Православные пророчества о «предантихристовых временах» идеально вписываются в эту концепцию, так как говорят именно о битве великих мировых цивилизаций: православного мира во главе с Россией, богоборческого Запада, ведомого США и исламского культурно-исторического конгломерата, все активней заявляющего сегодня свои права на место ключевого игрока в Большой игре.

Вторым источником геополитики являются военно-стратегические теории. Среди классиков этого жанра можно назвать знаменитые имена Макиавелли, Клаузевица, Мольтке и многих других прославленных стратегов. Но самое существенное влияние на становление и развитие геополитической науки оказали два адмирала: Филип Коломб и Альфред Мэхэн.

Коломб — английский вице-адмирал, автор книги «Ведение боевых действий на море» (1891 г.), которая под названием «Морская война, ее основные принципы и опыт» дважды издавалась на русском языке (в 1894 и 1940 гг.) и оказала влияние на становление советской военно-морской доктрины. В книге «Морская мощь государства», написанной в 1970-е годы адмиралом Горшковым — главнокомандующим советского ВМФ и главным архитектором нашей военно-морской мощи — можно уверенно проследить творческое заимствование и своеобразную разработку некоторых ключевых идей британского исследователя.

Другим военным теоретиком, чье воздействие на развитие геополитики было весьма существенным, является американец Мэхэн. В 1890 году он опубликовал свое знаменитое сочинение «Влияние морской мощи на историю». Именно Мэхэн ввел в научный оборот понятие «прибрежные нации», которое затем в том или ином виде встречается практически во всех геополитических теориях. Он утверждал: «Политика изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей; но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения, протяженности и очертания береговой линии, численностью и характером народа, т. е. вообще тем, что называется естественными условиями»[8].

В структуре мирового пространства Мэхэн выделял особую зону между 30-й и 40-й параллелями — «зону конфликта», в которой неизбежно, вне зависимости от воли конкретных политиков, сталкиваются интересы «морской империи», контролирующей океанские просторы, и «сухопутной державы», опирающейся на континентальное ядро Евразии (то есть Англии и России в соответствии с реальностями того времени, России и США в современности). Для того чтобы победить в этом противостоянии, морская империя, согласно Мэхэну, должна отбросить континентальную державу как можно дальше в глубь Евразии, завоевав контроль над «прибрежными нациями» и окружив своего геополитического противника кольцом военно-морских баз вдоль побережья Евразийского континента. В военно-политической доктрине США такая стратегия получила название «петля анаконды».

Эти геополитические теории тоже прекрасно ложатся на географическую карту православной эсхатологии. «Зона конфликта» Альфреда Мэхэна включает в себя все ключевые регионы, в которых развивалась Священная история Ветхого и Нового Заветов: от Эдема, откуда был изгнан Адам, и мест, где плавал по водам Ноев ковчег; от земель, по которым странствовал патриарх Авраам, где одерживал свои победы над язычниками царь Давид, — до Голгофы, где по навету иудеев был распят Христос Спаситель, до острова Патмос, где евангелисту Иоанну Богослову явился Некто, Держащий семь звезд в деснице Своей и провозгласил о Себе: «Аз есмь Первый и Последний, Святый Истинный, и имам ключи ада и смерти: отверзаяй, и никтоже затворит, затворяй, и никтоже отверзет». Именно там «Имеющий меч обоюду остр исходяй из уст Его» показал ужаснувшемуся апостолу грандиозную картину кончины грешного мира и повелел записать увиденное в книге Откровения.

В этой мэхэнской «зоне конфликта» зародился и расцвел державный Рим, огнем и мечом объединивший «прибрежные нации» античной эпохи и ставший первой христианской империей. В ней на протяжении двух тысячелетий творилась мировая история, кипели беспощадные войны, сталкивались племена и народы, рождались мировые религии и гибли великие цивилизации. В ней же, согласно пророчествам Апокалипсиса, суждено завершиться человеческой истории: в огне ужасных битв, в пламени Армагеддона, под страшной диктатурой богохульного царя-антихриста.

О военных катаклизмах, имеющих быть именно в этой геостратегической «зоне конфликтов», предупреждают наших православных современников святые старцы прошлых веков и духовидцы нынешних времен. Так что и с этой точки зрения геополитическая наука лишь подтверждает бережно хранимое Святой Церковью знание о судьбах России и мира. Разница лишь в том, что просвещенное благодатью, верующее сердце непосредственно и ясно видит то, что слабый человеческий рассудок пытается угадать на основании научных теорий и гипотез.

Третьим, наиболее древним и важным источником геополитики являются, конечно, теории географического детерминизма. Идеи о влиянии географической среды на историю и человека встречаются уже у античных авторов. Их можно обнаружить у Геродота, Гиппократа, Фукидида, Протагора, Полибия и других античных мыслителей. Так, Полибий объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством холодного и туманного климата. «По этой, а не по какой-либо иной причине, — писал он, — народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий»[9].

Французский ученый XVI века Жан Боден в своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1577 г.) объяснял различия и изменения в государственном устройстве тремя причинами: Божественной волей, человеческим произволом и влиянием природы. Но поскольку Божественная воля недоступна человеческому познанию, говорил он, а человеческие намерения столь изменчивы, что не поддаются научной систематизации, то различия между государствами нужно объяснять в первую очередь географическими причинами.

Боден считал, что характер народов в первую очередь зависит от климатических условий среды их обитания. На севере живут более физически сильные и воинственные люди, на юге — более одаренные. При правильном взгляде на историю, утверждал французский мыслитель, видно, что «величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге»[10]. Мысль эта прекрасно подтверждает промыслительные особенности Русской истории, в основании которой всегда лежали воинская доблесть и смиренное благочестие, а развитие технологий и наук осуществлялось как бы нехотя, рывками, в качестве вынужденного ответа на вызовы «продвинутых» южных (точнее — юго-западных) соседей.

Крупнейший немецкий географ Фридрих Ратцель в своем сочинении «Политическая география» (1897) утверждал, что в соответствии с «основными законами пространственного роста» все государства «имеют тенденцию врастать в естественные пространства», и эта их тяга может быть удовлетворена лишь в границах континентов. «Новое пространство, в которое врастает народ, — писал Ратцель, — является как бы источником, из которого государственное чувство черпает новые силы»[11]. С православной точки зрения такие рассуждения можно назвать геополитическими обоснованиями русского мессианства. Они, конечно, не исчерпывают это духовное явление, но хорошо объясняют десятивековую русскую тягу к расширению границ своей православной Империи.

Сердце мира в петле анаконды

Но наибольшее, пожалуй, влияние на геополитические концепции XX века оказал один из родоначальников современной геополитики, англичанин Хэлфорд Макиндер. Круг его интересов был чрезвычайно широк. Некоторое время он преподавал географию в Оксфорде и Лондонском университете, затем возглавлял Лондонскую школу экономических наук, а в 1919–1920 гг. был назначен верховным британским комиссаром Юга России.

25 января 1904 года Макиндер выступил в заседании Королевского географического общества с докладом «Географическая ось истории», который сделал его знаменитым. Смысл этой теории заключается в том, что все главнейшие события мировой истории человечества как бы вращаются вокруг главного географического «осевого региона» (pivot area), который сам по себе может и не являться ареной этих событий, но контроль над которым обеспечивает тому, кто сумеет его завоевать, геополитическое господство над миром.

Термином «осевой регион» он обозначил просторы Евразии, утверждая, что именно ее континентальный массив, «окаймленный льдами на севере, пронизанный реками и насчитывающий по площади 21 000 000 кв. миль» — и есть та «географическая ось», вокруг которой развивается исторический процесс. А пограничные между сушей и морем прибрежные регионы Евразии являются главной ареной борьбы между «разбойниками суши», контролирующими континент, и «разбойниками моря», господствующими на океанских просторах «внешнего полумесяца». Такая борьба и является главным катализатором всех исторических изменений с древнейших времен.

Макиндера очень тревожило, что центральное стратегическое положение в «осевом регионе» занимает Россия, и «никакая социальная революция не изменит ее отношения к великим географическим границам ее существования». Внутреннее ядро Евразийского континента Макиндер назвал «сердцем мира» — Хартлендом (Heartland), ибо именно это сердце, само оставаясь недосягаемым для прямой экспансии океанских держав, представляет собой географическое пространство, исход борьбы за которое решает судьбы мира. Нетрудно заметить, что зона «исторических свершений» вокруг Хартленда есть та же самая «зона конфликтов» Альфреда Мэхэна, в которой от века вершится вся мировая история от Адама до Армагеддона, от грехопадения до искупления, от Христа до антихриста.

В середине XX века центр англо-американской школы геополитики переместился в США. Наиболее известным американским геополитиком стал Николас Спайкмен. Свою концепцию он сформулировал в двух произведениях: «Американская стратегия в мировой политике. Соединенные Штаты и баланс сил» (1942 г.) и «География мира» (1944 г.).

Подобно Макиндеру, Спайкмен исходит из традиционного геополитического деления мира на континентальный и морской центры сил. Так же, как и его предшественники, главное внимание он уделяет «буферной зоне» между ними. Она, по мысли Спайкмена включает в себя периферию евразийского Хартленда, то есть Западную и Центральную Европу, Турцию, Ближний Восток, Аравийский полуостров, Иран, Афганистан, полуостров Индостан, Тибет, Индокитай, Китай и Восточную Сибирь.

Эту буферную зону он назвал евразийским Римлендом (rim — обод, край, кольцо; land — земля), т. е. окраинной или кольцевой землей. Американский геополитик предложил свою формулу мирового господства: «Кто контролирует Римленд — господствует в Евразии; кто господствует в Евразии — контролирует судьбы мира». Эта формула является своего рода зеркальным отображением концепции Макиндера, но основной геополитический тезис все равно остается неизменным: контроль над русским «сердцем мира» — ключ к мировому господству.

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что вся геополитическая наука начиная с XIX века так или иначе отвечает на один и тот же, главный для Запада вопрос: как нейтрализовать Россию? Как поколебать, а лучше — уничтожить ненавистный русский контроль над гигантским евразийским континентальным массивом?

Война за русское «сердце мира» в разные времена велась разными геополитическими игроками, от Чингисхана и Наполеона до Гитлера и Буша-младшего. Но суть его всегда была одна и та же. Уже в середине XX столетия она свелась к простой и жестокой формуле.

Либо Римленд задушит русское сердце в американской «петле анаконды», т. е. США расчленят Россию и окончательно утвердят свою гегемонию в Евразии и во всем мире, или — Хартленд вновь обретет утраченное геополитическое единство (т. е. Россия консолидирует вокруг себя евразийских союзников и вытеснит Америку из Евразии). И в том и в другом случае привычный политический облик мира изменится быстро и радикально.

Ничьей здесь быть не может!

В 1990-х и в начале двухтысячных, после развала СССР, в момент своего наивысшего могущества, Запад во главе с США даже не скрывал, что его конечной целью является, по выражению пресловутого Бжезинского, «геополитический плюрализм в Евразии и на территории бывшего СССР». В переводе на обычный язык это означало неминуемое расчленение нашей страны. «Россия будет раздробленной и под опекой», — не раз заявлял этот всемирно известный русофоб, добавляя, что новый геополитический баланс будет достигнут в XXI веке «за счет России, против России и на обломках России» («Великая шахматная доска», 1997 г.).

Но… Древняя мудрость не зря гласит: человек предполагает, а Бог располагает. Нынешний мировой финансовый кризис похоронил эти мечты. Недолгая геополитическая эпоха Западного господства стремительно близится к завершению. Американская «океанская» империя стоит на грани краха. Россия же, напротив, нашла в себе силы преодолеть последствия крушения СССР, пережить «либеральную оккупацию» хазарских русофобов и начала предпринимать первые робкие попытки возвратиться к своим естественным геополитическим границам. Но даже эти первые попытки показали, что ослабленный западный «Римленд» сегодня почти ничего не может противопоставить возрождающейся Русской евразийской империи.

Воистину, дивны дела Твои, Господи!

Эндшпиль Бжезинского

Яростный русоненавистник Бжезинский, который долгие десятилетия весь свой политический авторитет, всю силу своего немалого закулисного влияния употреблял на то, чтобы безвозвратно ослабить Россию и вывести ее за рамки Большой геополитической игры — этот самый Бжезинский в нынешнем году выпустил сенсационную книгу «Стратегическое прозрение» (Zbigniew Brzezinski, Strategic Vision, New York, 2012), которой просто шокировал западных аналитиков и политологов. Ибо открыто признал: США надорвались. Америка потеряла шанс стать устойчивым мировым гегемоном. Запад ждет серьезный геополитический кризис, а весь мир — радикальное переформатирование существующей геополитической структуры. При этом именно Россия, владеющая «сердцем мира», которое она сумела-таки уберечь от расчленения и оккупации, является ключевым геополитическим игроком, от которого зависит ход и исход этого глобального передела. (Кстати, вторым таким ключевым игроком он называет… Турцию. Ну, как тут не вспомнить пророчества старца Паисия!)

Эта удивительная история с Бжезинским достойна более подробного рассмотрения. И вот почему. 84-летний «старина Збигнев» является одной из самых одиозных фигур американской внешнеполитической элиты. Западные аналитики свидетельствуют: «Его сочинения притягивают своей осмысленностью внешнеполитической реальности, и в то же время они вызывают чувство дискомфорта от сознания неизбежных последствий этой реальности. Бжезинский лично активно участвовал в процессе протекания холодной войны, и по сей день тесно связан с нынешней политической элитой США. Геополитические концепции Бжезинского Вашингтон использовал в течение нескольких десятилетий, и при Картере, и при Рейгане… Именно поэтому его книги являются не только историческими исследованиями, но и одновременно политическими документами, которые позволяют читателю поближе познакомиться с глубинным пониманием американской внешней политики» (Hauke Ritz, «Почему Западу нужна Россия?»).

Будучи директором одного из главных оплотов мондиализма, Трехсторонней Коммисии, Бжезинский всегда рассматривал США как неформальную мировую империю, которая незаметно, исподволь, за закрытыми дверями определяла и регулировала международные отношения между остальными странами мира. При этом одной из главных целей такой закулисной геополитической игры являлось максимальное ослабление России с ее дальнейшим расчленением и полным устранением «русского фактора» с исторической арены.

И вот в своей новой книге «стратегически прозревший» Бжезинский описывает радикальный политический разворот Америки. Выступает за масштабную ревизию всего предыдущего внешнеполитического курса США за последние семьдесят лет. Центральный тезис его книги — США находятся сейчас накануне краха, в той же ситуации, в которой находился Советский Союз в 1980-е годы. Исходя из этого Бжезинский полностью пересматривает свое традиционное отношение к России. Он приходит к выводу, что выживание Запада в многополярном мире полностью зависит от того, удастся ли Западу интегрировать возрождающуюся из пепла Россию в собственную геополитическую систему, превратить из противника в союзника.

В своих многочисленных интервью, посвященных новой книге, Бжезинский утверждает, что с установлением многополярного мира подходит к концу вся 500-летняя геополитическая эпоха мирового доминирования атлантических морских держав. Будучи спрошен в одном из интервью о последствиях такого развития событий, Бжезинский ответил: «Мы больше не можем диктовать нашу волю. Мы больше не можем быть устрашающим глобальным игроком, который регулирует международные дела в мире»[12]. Даже такие верные в прошлом сателлиты Запада, как Грузия, Тайвань, Южная Корея, Пакистан, Афганистан, Украина, Израиль и часть Ближнего Востока в ближайшем будущем утратят свою привязанность к США, говорит «старина Збигнев», и будут вовлечены в силовую сферу влияния России и Китая…

Бжезинский констатирует: Запад неумолимо слабеет. Он больше не может позволить себе вести серьезные, большие войны: «Из нашего опыта мы должны понять, что применение военной силы влечет за собой непредвиденные последствия и кроме того очень, очень затратно. Мы больше не можем быть глобальным полицейским, потому что это приведет нас к банкротству, вызовет социальный взрыв и приведет к потере международной легитимности США»[13].

Взрывной рост антиамериканизма в «демократизированных» странах Магриба после поддержанной Вашингтоном «арабской весны» — лучшее подтверждение этих слов. Апогеем нарастающего американского бессилия в этом регионе стало убийство 11 сентября 2012 года в Ливии разъяренной толпой американского посла, Кристофера Стивенса. В традиционной дипломатической практике такое ЧП является 100-процентным поводом к большой войне, но… США, обладая гигантским военным потенциалом, неожиданно столкнулись с тем, что в целом ряде важнейших ситуаций он бесполезен. Можно, конечно, вбомбить Ливию в каменный век, да только это лишь многократно усилит ненависть арабского мира к лживой и лицемерной Америке, которая радовалась, когда «восставший народ» рвал Каддафи, а когда тот же самый народ растерзал ее собственного посла, отреагировала совершенно иначе.

Сдается, США в арабском мире попали в ту же ловушку, что и СССР в Афганистане. Похоже, и конец авантюры будет такой же… Символично, кстати, что последний раз посол США — Адольф Дабс — погиб при исполнении своих служебных обязанностей в 1979 году именно там, в Афгане.

Не зря, видно, в интервью «PBS Newshour» Бжезинский предупреждает: «Америка может испытать тот же системный паралич, который был 1980-х годах в Советском Союзе». И если западной цивилизации не удастся заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, то это может обернутся для нее глобальной изоляцией. Для Pax Americana сие означает полный крах политического влияния США во всем мире, вплоть до своих ближайших соседей — Мексики, например.

В том, что международное сообщество стоит на пороге глобальных перемен, согласны с Бжезинским многие мировые лидеры. На этот раз согласен с ним даже президент России, которую Бжезинский так ненавидит. «Мир переходит в другую экономическую, технологическую, геополитическую эпоху, и этот переход будет длительным, непростым, а для некоторых — болезненным», — заявил 7 сентября во Владивостоке на саммите АТЭС Владимир Путин. А через четыре дня, 11 сентября 2012 года заместитель руководителя Россотрудничества Георгий Мурадов уточнил на пресс-конференции в Москве, что Россия «намерена содействовать встраиванию Украины в евразийскую и православную цивилизацию».

Такие высказывания не пришли мимо внимания западных СМИ. «Кремль возрождает формулу «Православие, самодержавие, народность». Идея «Третьего Рима» вновь актуальна», — с тревогой констатирует американская пресса («Te Daily Beast» 11.09.2012, статья называется «Божий эскадрон Путина»).

То есть?

То есть православное, русское «сердце мира» начинает понемногу оживать…

Хартленд приходит в движение…

И горе тем, кто встанет у него на пути!

Конечно, грядущий процесс тотального передела сфер геополитического влияния, беспрецедентный по своим масштабам за несколько последних столетий, не будет быстрым, простым и бескровным. Но он, при всех его сложностях и противоречиях — неостановим. Русское будущее вновь сияет нам всемирным величием и славой. Потому что, по слову апостола Павла, «если с нами Бог, кто против?».

«Аще Бог по нас, кто на ны?.. Разумейте языки и покаряйтесь, яко с нами Бог!»

Подведем итоги.

Ничего нового в современных геополитических концепциях для православного мировоззрения и самосознания нет. Даже, наоборот: скорее ученые-геополитики найдут нечто новое для себя в христианской историософии и эсхатологии.

Для современного же православного сознания несомненно, что ту «геополитическую консолидацию Евразии» вокруг возрожденной Российской Империи, о которой говорят сегодня политики, давным-давно предсказывали просвещенные благодатью Духа угодники Божии, прорекая грядущее величие Руси несмотря на все препятствия и беды, которые ждут наш народ на этом нелегком пути.

Об этом величии возвещал нам из далекого XVIII века монах-провидец Авель, повествуя в одной из своих «зело престрашных» книг:

«О судьбе же державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще — жидовском. Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни ее, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от святого царя.

Но потом свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет крест православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветет, аки крин небесный».

Об этом грядущем Русском величии вещал преподобный Серафим Саровский: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются.

Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе… Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: «Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское — Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут». И все это — все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею.

Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…»

О том же говорил знаменитый учитель русского монашества, святитель Игнатий (Брянчанинов) в 1865 году: «Предопределений Промысла Божия о России никто не изменит. Святые Отцы Православной Церкви (например, святой Андрей Критский в толковании на Апокалипсис, глава 20) предсказывают России необыкновенное гражданское развитие и могущество»…

Эту же грядущую Русскую Победу провидел в разгар революционных смут начала XX столетия великий всероссийский молитвенник, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский:

«Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Судьбы Божии праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не бойтесь и не страшитесь, братия: десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Станем же достойны этой грозной, великой и прекрасной Русской судьбы!

Сие и буди, буди!

Ей, гряди, Господи!

Аминь.

Оглавление

Из серии: За Русь Православную

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кто против нас? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Здесь и далее слова старца Паисия приводятся по пятитомному изданию «Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова». Издательский дом «Святая Гора». М., 2001–2006.

2

Здесь и далее слова старца Фаддея приводятся по изданию: Старец Фаддей Витовницкий «Мир и радость в Духе Святом». Новоспасский монастырь, М., 2010.

3

«Одоление смуты», СПб., 1994.

4

Впечатления от этого паломничества были опубликованы в первом номере православного альманаха «Духовный собеседник» за 2002 г.

5

Spykman N.J. America’s Strategy in World Politics. Te United States and the Balance of Power. New York. 1942, с. 41.

6

Наиболее обстоятельно история развития геополитических учений изложена в монографии Г. Зюганова «География победы», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году.

7

«Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов», — считает Хантингтон. Облик мира в XXI столетии представляется ему как результат взаимодействия и соперничества «семи-восьми крупных цивилизаций», среди которых он называет «православно-славянскую».

8

Мэхэн А. Т. Влияние морской силы на историю, 1660–1793. М.-Л., 1941, с. 23.

9

Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т. 1. М.,1890, с. 429.

10

Цит. по: Гейден Г. Критика немецкой геополитики. М.,1960, с. 22–23.

11

См. Соколов Д. В. Эволюция немецкой геополитики. — В кн: Геополитика: теория и практика. М.,1993, с. 127.

12

Zbigniew Brzezinski, Conversations, in: «PBS Newshour», 8.2.2012.

13

Zbigniew Brzezinski, Conversations, in: «PBS Newshour», 8.2.2012.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я