Неточные совпадения
И остается непонятным, откуда личность возьмет силы противопоставить свою свободу власти природы и общества, власти
детерминизма.
Марксизм по своим первоначальным основам совсем не был тем социологическим
детерминизмом, который позже начали утверждать и его друзья, и его враги.
Материализм есть крайняя форма
детерминизма, определяемости человеческой личности внешней средой, он не видит внутри человеческой личности никакого начала, которое она могла бы противопоставить действию окружающей среды извне.
Его миросозерцание скорее принадлежит к типу универсального
детерминизма, но
детерминизм этот спиритуалистический.
Они начали утверждать форму диалектического материализма, в которой исчезает
детерминизм, раньше столь бросавшийся в глаза в марксизме; почти исчезает и материя, которой приписываются духовные качества — возможность самодвижения изнутри, внутренняя свобода и разумность.
Неточные совпадения
— Весьма любопытно, тетя Лиза, наблюдать, с какой жадностью и ловкостью человеки хватаются за историческую необходимость. С этой стороны марксизм для многих чрезвычайно приятен. Дескать — эволюция,
детерминизм, личность — бессильна. И — оставьте нас в покое.
Есть другая сторона, не менее важная; она связана с экономическим
детерминизмом.
Экономический
детерминизм не может вызвать революционного энтузиазма и вдохновить к борьбе.
И гегелианский исторический оптимизм неприемлем и не оправдан как крайняя форма универсального
детерминизма, отрицающего действие человеческой свободы в истории.
Я вообще антиэволюционист в том смысле, что признаю прерывность, связанную с вторжением в мировой процесс свободы, и отрицаю непрерывность, как выражение
детерминизма.