Неточные совпадения
Добыть себе относительную общественную
свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет
абсолютной Божественной
свободы.
Достоевский в легенде о «Великом Инквизиторе» провозгласил неслыханную
свободу духа,
абсолютную религиозную
свободу во Христе.
Ты знал, ты не мог не знать эту основную тайну природы человеческой, но ты отверг единственное
абсолютное знамя, которое предлагалось тебе, чтобы заставить всех преклониться пред тобою бесспорно, — знамя хлеба земного, и отверг во имя
свободы и хлеба небесного.
Свобода моей совести есть
абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба.
Свободе принадлежит
абсолютный примат.
Я противопоставлял прежде всего принцип духовной
свободы, для меня изначальной,
абсолютной, которой нельзя уступить ни за какие блага мира.
Тареев утверждает
свободу абсолютной религии духа от исторических форм и
свободу природно-исторической жизни от притязаний религиозной власти.
Евангельская вера —
абсолютная форма религии и погружена в безграничную
свободу.
Зло есть отпадение от
абсолютного бытия, совершенное актом
свободы, и переход в сферу призрачного бытия — небытия, которое ничего не отнимает от божественной полноты и ничем ее не ограничивает, так как в последнем и окончательном — ничтожно.
Абсолютный папизм как предел снимает бремя
свободы — вот в чем его ужас и провал.
Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему; в этом признаке заключено
абсолютное совершенство плана творения.
Свобода бытия повела к отпадению от
Абсолютного Разума и к образованию стихии иррациональной и хаотической.
Творение, в силу присущей ему
свободы,
свободы избрания пути, отпало от Творца, от
абсолютного источника бытия и пошло путем природным, натуральным; оно распалось на части, и все части попали в рабство друг к другу, подчинились закону тления, так как источник вечной жизни отдалился и потерялся.
В
абсолютном папизме торжествует соблазнительный для людей путь принуждения, путь, облегчающий людей от непосильной
свободы.
Некуда было спешить, делать было нечего —
свобода абсолютная…
Совершенная
свобода сливается и с совершенной необходимостью, и в этом слиянии погашается и само это различие, так что
Абсолютное трансцендентно и
свободе и необходимости [Поэтому различение в самом Божестве «природы» (т. е. необходимости?) и
свободы, лежащее в основе построения кн.
Между
Абсолютным и относительным пролегает грань творческого да будет, и поэтому мир не представляет собой пассивного истечения эманации
Абсолютного, как бы пены на переполненной чаше, но есть творчески, инициативно направленная и осуществленная эманация [Иногда различие между творением и эманацией пытаются связывать с противоположностью
свободы и необходимости в Боге.
Однако такая
свобода, т. е.
абсолютный произвол (каковой невозможен в теперешней жизни, где
свобода и необходимость смешаны неразрывно в жизненном процессе, так же как бытие и небытие), не имеет в себе устойчивости, как напрягающаяся самость.
Сколь бы ни была велика дарованная твари
свобода как положительная мощь, она относится только к распоряжению божественным даром бытия, но не к самосотворению (этой мысли противится
абсолютный идеализм люциферического оттенка, как, напр., Ich-philosophie Фихте [«Я — философия» (нем.) — так называемая первая система субъективного идеализма Фихте, исходный принцип которой — «Я есмь Я» (Ich bin Ich).
«Поэтому должна быть принята такая причинность, чрез которую нечто совершается, без того, чтобы эта причина не определялась далее еще через какую-либо предшествующую причину по необходимым законам, т. е. через
абсолютную спонтанность причин, которые бы от себя начинали ряд явлений, протекающих по законам природы, следовательно, трансцендентальную
свободу, без которой даже в развитии природы порядок явлений со стороны причин никогда не является полным» (370).
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же отношения Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех вещей; что все существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из
свободы вовсе или
абсолютного благоизволения, а из
абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
Бог не есть
Абсолютное, Бог относителен творению, миру и человеку, и с ним происходит драма
свободы любви.
Социализм персоналистический, основанный на
абсолютном примате личности, каждой личности над обществом и государством, примате
свободы над равенством, предлагает «хлеб» всем людям, сохраняя за ними
свободу, не отчуждая от них совести.
Это государство было
абсолютным и отрицало всякую независимость и
свободу человеческой личности Оно было разом и прообразом средневековой теократии, и прообразом современного тоталитарного государства и государства коммунистического.
Личность реализует своё существование и свою судьбу в противоречиях и сочетаниях конечного с бесконечным, относительного и
абсолютного, единого и многого,
свободы и необходимости, внутреннего и внешнего.
Ценность же личности и
свободы имеет
абсолютное значение.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и
абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия
абсолютной справедливости и
абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со
свободой духа и совести.
И потому
абсолютное совершенство,
абсолютный порядок,
абсолютная разумность могут оказаться злом, злом большим, чем жизнь несовершенная, неупорядоченная, иррациональная, допускающая некоторую
свободу зла.
Вне же Царства Божьего, царства благодати,
свободы и любви,
абсолютное добро, не допускающее существования зла, есть всегда тирания, царство великого инквизитора и антихриста.
Тварь имеет достоинство и смысл в том лишь случае, если миротворение понимается как внутренний момент реализации в
Абсолютном Божественной Троичности, как мистерия любви и
свободы.
Максимальная
свобода и минимальное насилие определяется той духовной установкой и направленностью, при которой лишь Бог почитается
абсолютным собственником, а человек лишь управителем и использователем.
Телеологическая этика, основанная на идее добра как
абсолютной цели, враждебна
свободе, в то время как этика творческая и энергетическая есть этика
свободы.
Единственный принцип в государстве, который связан с
абсолютной правдой, есть принцип субъективных прав человеческой личности,
свободы духа,
свободы совести,
свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все формы государства имеют тенденцию нарушать.
Абсолютное добро и
абсолютное совершенство вне Царства Божьего превращает человека в автомат добра, т. е., в сущности, отрицает нравственную жизнь, ибо нравственная жизнь невозможна без
свободы духа.
Феноменология откровения должна привести к сознанию той истины, что духу, т. е.
свободе, принадлежит
абсолютный примат над всяким объективированным бытием.
Окончательная утрата
свободы и окончательное рабство возможны лишь в ту эпоху творения, когда было уже откровение
Абсолютного Человека — Христа и когда Антихрист, ложное подобие
Абсолютного Человека, карикатура Его, соблазняет человека своим блаженством небытия.
Материальная
свобода есть уже достижение иной эпохи творения, эпохи откровения
Абсолютного Человека.
Лишь жертвенная решимость стать в положение опасное и рискованное, плыть от старых и твердых берегов к неведомому и не открытому еще материку, от которого не протягиваются руки помощи, лишь страшная
свобода делает человека достойным увидеть
Абсолютного Человека, в котором окончательно раскроется творческая тайна человека.
Лишь
свобода творит
абсолютную прибыль в мире, лишь свободный творит.
Свобода первого человека Адама должна была быть истреблена в испытании познания добра и зла, т. е. поглощена необходимостью, чтобы подлинная и высшая
свобода была открыта через
Абсолютного Человека — Христа.
Свобода всечеловека — Адама не была еще соединена с
свободой Абсолютного Человека — Христа, и в ней скрывалось семя падения и греха.
Свобода нового Адама, соединяющегося с
Абсолютным Человеком, есть
свобода творческая,
свобода, продолжающая дело Божьего творения, а не бунтующая против Бога в отрицательном произволе.
В свободном творчестве человека раскрывается Его
свобода,
свобода Абсолютного Человека.
Положительная, творческая цель и содержание
свободы и не могли быть еще сознаны на этой стадии творения, творения семидневного, так как в творении не было еще откровения
Абсолютного Человека — Сына Божьего, откровения восьмого дня.
И религия социализма говорит Христу: «Ты отверг единственное
абсолютное знамя, которое предлагалось Тебе, чтобы заставить всех преклониться перед Тобою бесспорно, — знамя хлеба земного, и отверг во имя
свободы и хлеба небесного…
Тайна макрокосма раскрывается лишь тем, которые отметают принудительно-навязчивую необходимость, кажущуюся необходимость и подходят к макрокосму через микрокосм, через
свободу Абсолютного Человека.
Бог-Творец премудрым актом своей
абсолютной воли исключил из творения своего всякое насилие и принуждение, возжелав лишь
свободы своего творения и подвига его.
Перво-Адам не был еще приобщен к тайне Божественной Троицы через
Абсолютного Человека и потому не знал еще творческой
свободы, он есть лишь первая стадия творения.
«Ты отверг единственное
абсолютное знамя, которое предлагалось Тебе, чтобы заставить всех преклониться перед Тобою бесспорно, — знамя хлеба земного, и отверг во имя
свободы и хлеба небесного».
Как в вопросе астрономии тогда, как и теперь в вопросе истории, всё различие воззрения основано на признании или непризнании
абсолютной единицы, служащей мерилом видимых явлений. В астрономии это была неподвижность земли; в истории, — это независимость личности —
свобода.