Цитаты из русской классики со словом «сюжет»
Снисходительно-барственный И.И.Панаев (я с ним не был никогда лично знаком) в фельетоне"Современника"(под псевдонимом"Новый поэт") пожалел"юного"автора за его усилия создать драму из
сюжета, лишенного драматического содержания.
Совсем не такие отношения автора к
сюжету видим мы в новой повести г. Тургенева, как и в большей части его повестей.
Эту, например, «Аскольдову могилу» [«Аскольдова могила» — популярная в свое время опера А.Н.Верстовского (1799–1862) на
сюжет одноименной повести М.Н.Загоскина.
Романы,
сюжеты которых заимствованы из времен Петра Великого, Бирона, Анны Ивановны, Елисаветы и даже императора Александра Первого, далеко не безупречные в отношении мастерства рассказа, отнюдь не страдают «бедностью содержания», которая становится уделом русского повествования в то время, когда, по чьему-то характерному выражению, в романе и повести у нас варьировались только два положения: «влюбился да женился, или влюбился да застрелился».
Эти люди, надсаживающие свое воображение, придумывая разные фантастические
сюжеты и эротические сцены, в сущности, ведут жизнь чернорабочих.
—
Сюжет этой пантомимы был широко известен, он сходен с эпизодом из «Ночи перед рождеством» Н. В. Гоголя.] под музыку.
Но ей нравились развитие
сюжета, отдельные сцены, бойкость диалога.
Если б я сочинял оперу, то, знаете, я бы взял
сюжет из «Фауста».
Ее жизнь так изобиловала всякого рода приключениями, что нередко служила
сюжетом для многочисленных романов, изображающих и, надо сказать, очень неверно наш быт.
Критика должна сказать: «Вот лица и явления, выводимые автором; вот
сюжет пьесы; а вот смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые художником, и вот степень их значения в общественной жизни».
— Это не может быть
сюжетом для целой поэмы, — важно заметил он, — но для лирического стихотворения я вашей мыслию воспользуюсь.
Его «Бурсак» и «Два Ивана» до сих пор не потеряли цены своей, и последнее произведение даже с честию выходит из сравнения с повестью Гоголя (о ссоре Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича), имеющею тот же
сюжет.
Один из интереснейших примеров длинного путешествия заклинаний — заговоры от лихорадки, исследованные А. Н. Веселовским [А. Н. Веселовский Разыскания в области русского духовного стиха, статья VI — «Духовные
сюжеты в литературе и народной поэзии румын».
Сюжет я взял из одной комедии Скриба…
Стр. 337. Белло(Бело) Адольф (1829–1890) — французский писатель, автор бульварных романов, имевших скандальный успех благодаря своим фривольным
сюжетам («Девица Жиро — моя жена», «Огненная женщина» и др.).
Грэй присел на корточки, заглядывая девушке в лицо снизу и не подозревая, что напоминает собой фавна с картины Арнольда Беклина [Беклин Арнольд (1827–1901) — швейцарский художник, автор картин на мифологические
сюжеты.].
— Не знаю, можно ли на пассивных страстях строить драмы или нет — это еще спор! Но знаю только одно, что опера Глинки и по
сюжету и по музыке есть высочайшее и народнейшее произведение.
Это мы можем наблюдать в эпоху Ренессанса, когда религиозные
сюжеты нередко трактовались без всякого религиозного настроения, причем в действительности в них разрешались задачи чистой живописности.
И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный
сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно.
Вдруг, например, остановилась пред картиною, довольно слабой копией с какого-то известного оригинала, с мифологическим
сюжетом.
Я сижу у открытого окна и усердно долблю «постепенное развитие средневековых мистерий», т. е. историю религиозных драм на
сюжеты Священной Истории в Средние века.
Пунин одобрил в этом описании некоторую звукоподражательность, но самый
сюжет осудил, как низкий и недостойный лирного бряцанья [Лирное бряцанье — старинное выражение, употреблявшееся в смысле: поэтическое творчество. Происходит от обычая древнегреческих поэтов-певцов аккомпанировать своему пению на струнном музыкальном инструменте — лире.].
От души желаем не ошибиться в наших ожиданиях, возлагаемых на г. Калиновича, а ему писать больше, и полнее развивать те благородные мысли, которых, помимо полного драматизма
сюжета, так много разбросано в его первом, но уже замечательном произведении».
Как бы то ни было, 56 тысяч еще не найдены и служат пока
сюжетом для самых разнообразных фантастических рассказов.
Над диваном потрескавшаяся большая картина с каким-то мифологическим
сюжетом и обнаженными полногрудыми женами.
Именно о ней речь шла. Жандарм возмутился выбором для бенефиса такой революционной пьесы и припомнил ее участие на студенческих вечерах. Князь продолжал о бенефисе. Рассказал
сюжет «Овечьего источника», рассказал о детстве Ермоловой и ее дебюте, о ее нарастающем успехе.
В это время была в моде его книжка рассказов «На Волге», а в «Русской мысли» незадолго перед этим имел большой, заслуженный успех его прекрасный художественный рассказ «За отца» на
сюжет побега из крепости политического заключенного.
А г. Павлов (Н. Ф.) разве не извивался, давая разуметь такие положения: русская народная жизнь может дать материал только для балаганных представлений; в ней нет элементов для того, чтобы из нее состроить что-нибудь сообразное «вечным» требованиям искусства; очевидно поэтому, что Островский, берущий
сюжет из простонародной жизни, есть не более, как балаганный сочинитель…
Нужно было автору два-три-четыре лица для развития
сюжета, — так эти два-три-четыре лица являлись в повести, без всякого отношения к остальному миру, как будто бы они жили на необитаемом острове, где все нужное являлось для них по щучьему веленью.
Там был записан старый эпизод, когда он только что расцветал, сближался с жизнью, любил и его любили. Он записал его когда-то под влиянием чувства, которым жил, не зная тогда еще, зачем, — может быть, с сентиментальной целью посвятить эти листки памяти своей тогдашней подруги или оставить для себя заметку и воспоминание в старости о молодой своей любви, а может быть, у него уже тогда бродила мысль о романе, о котором он говорил Аянову, и мелькал
сюжет для трогательной повести из собственной жизни.
— А не болтай… — сказал Пепко. — Никто за язык не тянет. Наконец, можно и на одну тему писать. Все дело в обработке
сюжета, в деталях.
— Помилуй, душа моя! именно из"Рюрикова вещего сна"! Мне впоследствии сам маститый историк всю эту проделку рассказывал… он по источникам ее проштудировал! Он, братец, даже с Оффенбахом списывался: нельзя ли, мол, на этот
сюжет оперетку сочинить? И если бы смерть не пресекла дней его в самом разгаре подъятых трудов…
Особенно мне кажется странным его пристрастие к так называемым реальным
сюжетам: пишет лапти, онучи и полушубки, как будто бы мы не довольно насмотрелись на них в натуре.
— Кузина, позвольте мне заметить, что эти стихи очень напоминают «Аскольдову могилу» [«Аскольдова могила» — опера А.Верстовского (1835) на
сюжет и либретто М.Загоскина.]: «Ах, подруженьки, как грустно!..» — проговорил Бегушев.
В памяти у меня портрет вельможи, проколотый в груди, — это
сюжет повести «Три портрета».
В-третьих, в-четвертых, в-пятых… я, конечно, не буду утомлять читателя дальнейшим перечислением подходящих
сюжетов и тем. Скажу огулом: мир мечтаний так велик и допускает такое безграничное разнообразие сочетаний, что нет той навозной кучи, которая не представляла бы повода для интереснейших сопоставлений.
Любители очень хорошо знают его картинки, писанные по большей части на один и тот же, слегка измененный
сюжет.
Мужской персонал также пополнился, и увеличенная труппа вскоре могла дать на русском языке первую оперу, «Цеваль и Прокрис» Сумарокова, музыка Арайя, а декорации и
сюжет создал Валерьяни, получивший пышный титул «первого исторического живописца, перспективы профессора и театральной архитектуры, инженера при императорском российском дворе».
До нас дошли сведения еще об одной трагедии, имевшей
сюжетом также борьбу Эллады с Персией.
Проходит несколько дней; рассказы о прошедших prouesses исчерпываются, но их заменяет
сюжет столько же, если не больше, животрепещущий.
Но что страннее, что непонятнее всего — это то, как авторы могут брать подобные
сюжеты.
— Ну, уж не подделывайся, Домбрович, — перебила я его. — Кое-что я тебе прочитаю из моей тетрадки, а в роман меня все-таки не смей вставлять. Если тебе нужны будут деньги, а больше ты ничего не придумаешь, я у тебя куплю
сюжет.
— Но все-таки могли бы
сюжет избрать посерьезнее! Ну что толку в этой Марье Ивановне, право? Мало ли кругом таких явлений, мало ли кругом вопросов, которые…
Великолепная двойная лестница, украшенная статуями и зеркалами, вела во второй этаж, плафоны обширных комнат которого были расписаны лучшими художниками самыми соблазнительными картинами, изображавшими сцены из Овидиевых превращений, с обнаженными богинями и полубогинями и другими
сюжетами из греческой мифологии.
— Вот это иллюстрация ко вчерашнему
сюжету. Эти господа рассказывают мне свое дело: войди в наше совещание.
— Это ничего, — громко сказал я, и в тишине и одиночестве кабинета голос прозвучал хрипло и нехорошо, как голос сумасшедшего. — Это ничего. Я буду диктовать. Ведь был же слеп Мильтон [Мильтон Джон (1608–1674) — английский поэт, автор поэм на библейские
сюжеты «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671).], когда писал свой «Возвращенный рай». Я могу мыслить — это главное, это все.
Слова самого Гоголя утверждают меня в том мнении, что он начал писать «Мертвые души» как любопытный и забавный анекдот; что только впоследствии он узнал, говоря его словами, «на какие сильные мысли и глубокие явления может навести незначащий
сюжет»; что впоследствии, мало-помалу, составилось это колоссальное создание, наполнившееся болезненными явлениями нашей общественной жизни; что впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов, необходимость — примирения…
Я слышал от тех же лиц, что, к половине 70-х годов писательская подозрительность все в том же направлении дошла до того, что Гончаров видел во многом, выходившем тогда из-под пера парижских натуралистов, приятелей Тургенева, подкопы под него; находил у них даже свои
сюжеты и замыслы лиц.
Некоторое время он как будто боролся с собой и даже пытался рассказать мне
сюжет «Трех мушкетеров», которых он будто бы читал по рекомендации какого-то высокопоставленного лица, но на половине рассказа не вытерпел, подсел к адвокату и тотчас же завязал с ним разговор.
Все знают пользу, от сего проистекающую, но и за всем тем
сюжет этот далеко не исчерпан.
Ассоциации к слову «сюжет»
Предложения со словом «сюжет»
- И через реальные проявления сил природы, их свойств, получает развитие сюжет книги. Поэтому фантастика мифологична.
- Вы будете блуждать, ломать голову, изобретая всё новые повороты сюжета, чтобы закончить пьесу.
- Там, где один исследователь будет видеть новый сюжет, другой будет видеть вариант, и наоборот.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «сюжет»
Значение слова «сюжет»
СЮЖЕ́Т, -а, м. Событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Сюжет пьесы. Развитие сюжета. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СЮЖЕТ
Афоризмы русских писателей со словом «сюжет»
- Я вовсе не религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени.
- Коммерция, что война — это сюжет один и тот же. Тут всякий не то чтоб помочь, а пуще норовит как ни есть тебя погубить, чтоб ему просторнее было.
- Пророческая власть поэта
Бессильна там, где в свой рассказ
По странной прихоти сюжета
Судьба живьем вгоняет нас.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно