Цитаты со словом «познавать»

Область
поиска
Область
поиска
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя начал познавать познание.
Сколько бы познание ни противополагало себя жизни и ни сомневалось в возможности познать жизнь, оно само изначала есть жизнь, порождено жизнью и отражает судьбы жизни.
Не кто-то или что-то познает бытие как противостоящий ему предмет, а само бытие познает себя и через познание просветляется и возрастает.
Интуитивные прозрения даются только философу, который познает целостным духом.
Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
Познавать из человека и в человеке и значит не объектировать.
История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для познающего его собственным внутренним миром, если он будет его познавать из человека и в человеке.
Философски я могу познавать лишь свои собственные идеи, делая идеи Платона или Гегеля своими собственными идеями, т. е. познавая из человека, а не из предмета, познавая в духе, а не в объектной природе.
Это бывает всякий раз, когда она хочет познавать не в человеке и не из человека, вне человека.
Познает совсем не «я», не живой человек «имярек», не конкретная личность, а гносеологический субъект, вне бытия находящийся и бытию противостоящий.
Но и познает он совсем не бытие, а противостоящий ему объект, коррелятивный субъекту и для познания специально созданный.
В этом трагедия познания, которую многие философы отлично сознавали и формулировали это так: бытие иррационально и индивидуально, познаю же я всегда рациональное и общее.
Основной вопрос гносеологии есть вопрос о том, кто познает и принадлежит ли к бытию тот, кто познает?
Как осмыслить и углубить то неустранимое предположение познания, что познает человек.
Кант и идеалистические теории познания утверждают, что познает совсем не человек, ибо это означало бы психологизм и антропологизм, т. е. релятивизм в познании, и познается совсем не мир, ибо это означало бы наивный реализм.
Теория познания, идущая от Канта, подменяет проблему человека и его силы познавать бытие проблемой трансцендентального сознания, гносеологического субъекта или мирового духа, божественного разума.
Априорные формы должны гарантировать прочность познания и преодолеть скептицизм, но априорные формы не имеют никакого прямого отношения к живому человеку, который и познает.
Мне, как живому конкретному существу, как человеку, поставившему себе дерзновенную задачу познавать, нисколько не легче от того, что существует трансцендентальное сознание, что в нем есть a priori, что скептицизм и релятивизм в этой внечеловеческой сфере побеждены извечно.
Я хочу сам познавать, а не предоставлять познание гносеологическому субъекту или мировому разуму, хочу познания, как творческого акта человека.
У Гегеля познает не человек, а сам мировой разум, мировой дух, в конце концов само Божество.
Для того чтобы познавать предмет согласно феноменологической установке, нужно совершенно отречься от человеческого, прийти в состояние совершенной пассивности, дать возможность самому предмету, самой сущности говорить во мне.
Я — человек — хочу познавать бытие, и мне нет дела до познания, которое совершается в сфере внечеловеческой.
И познаю я бытие в себе, в человеке, и из себя, из человека.
Только бытие в силах познавать бытие.
При такой установке совершенно исчезает та нравственная реальность, которую я хочу познать.
Кто любит лишь сладкое, не может познавать.
Познать сущее добро человек может лишь как существо духовное.
Как существо социальное он познает только меняющиеся понятия о добре.
Этика и должна быть учением о назначении и призвании человека, и она прежде всего должна познать, что есть человек, откуда он пришел и куда он идет.
Если бы человек остался в райской пассивности и райской невинности, непосредственной стихийности и бессознательности, т. е. в стадии жизни божественно-природной, он не познал бы Христа и не достиг обожения.
Когда я познаю добро и зло, делаю различение и оценку, я теряю невинность и целостность, я отпадаю от Бога и изгоняюсь из рая.
Грех и есть попытка познать добро и зло.
Мы принуждены ответить на это парадоксально: плохо, что возникло различение между добром и злом, но хорошо делать это различение, когда оно возникло, плохо, что пережит опыт зла, но хорошо, что мы познаем добро и зло, когда опыт зла пережит.
Ложь нашего отношения к будущему, которое кончается для нас смертью, определяется тем, что мы над ним рефлектируем как раздвоенные существа и познаем его как детерминированное.
Действительность, которая создается через технику, есть уже совсем не та действительность, которой раньше был окружен человек и которую он старался познать.
 

Цитаты из русской классики со словом «познавать»

Однако только опознанное в религиозном опыте Трансцендентное, сущее выше мира, открывает глаза на трансцендентное в мире, другими словами, лишь непосредственное чувство Бога дает видеть божественное в мире, познавать мир как откровение Божие, научает в имманентном постигать трансцендентное, воспринимать мир как Бога, становящегося и открывающегося.
Сознание первичное не объективирует и не умерщвляет, оно живет познавая и познает живя.
Натурализмом я называю всякую метафизику, которая познает бытие как объект, как «природу», хотя бы то была духовная природа.
Приходят к тому, что философское познание должно быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что познающий разум не может познавать существования, которое никогда не может быть объектом.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход людей от одного понимания жизни к другому совершался посредством только одного того процесса, при котором каждый человек отдельно и один за другим познает опытом тщету власти и внутренним путем постигает истины христианские.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «познавать»

Предложения со словом «познавать»

Значение слова «познавать»

  • ПОЗНАВА́ТЬ, -знаю́, -знаёшь; прич. страд. наст. познава́емый, -ва́ем, -а, -о; повел. познава́й; деепр. познава́я. Несов. к познать. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПОЗНАВАТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «познавать»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «познавать»

ПОЗНАВА́ТЬ, -знаю́, -знаёшь; прич. страд. наст. познава́емый, -ва́ем, -а, -о; повел. познава́й; деепр. познава́я. Несов. к познать.

Все значения слова «познавать»

Предложения со словом «познавать»

  • Человек познаёт мир природы прежде всего через свои органы чувств.

  • В детстве человек познаёт мир, учится приспосабливаться к нему, делает выводы.

  • Как только человек получил способность мыслить, он сразу же начал познавать окружающий мир.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «познавать»

Ассоциации к слову «познавать»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я