Цитаты из русской классики со словом «язычество»
Протестантизм всегда обвиняет католичество и православие, вообще церковь, в
язычестве, в языческом материализме, в языческом реализме и сам гордится тем, что превратил христианство в религию чистой духовности.
Однако теургический характер присущ был, — но, конечно, лишь в известной степени, — и ветхозаветному богослужению, поскольку ветхозаветная церковь неразрывно связана с христианством и полна символов и прообразов боговоплощения; не чужд он даже и языческому культу в той мере, в какой и
язычеству вообще доступно боговедение и благодать Божия, насколько его мистериям и богослужению свойственна была религиозная подлинность.
Иудаизм и все почти
язычество для Розанова — религии рождения, христианство же есть религия смерти.
Марксизм — не только не в творчестве, но и не в искуплении, он в Ветхом Завете, в
язычестве.
Христианство не знает своего таинства брака, оно лишь подтверждает брак в
язычестве и юдаизме.
Он стремится к синтезу христианства и
язычества и ошибочно отожествляет его с синтезом духа и плоти.
В
язычестве сильнее были ограничения духовности природой, в христианстве сильнее были ограничения духовности обществом.
Кто написал гениальную хулу на Христа «об Иисусе Сладчайшем и о горьких плодах мира», кто почувствовал темное начало в Христе, источник смерти и небытия, истребление жизни, и противопоставил «демонической» христианской религии светлую религию рождения, божественное
язычество, утверждение жизни и бытия?
Ныне мешают вере философские воззрения, а тогда мешало
язычество: — какая же выгода от этого различия для древней Руси?
В нем перемешалось русское православие с исконным русским
язычеством, с народным дионисизмом.
Конечно, это «христианская» культура борется с последними остатками «
язычества».
Так Россия перешла из
язычества в христианство без потрясений, без возмущений, единственно из покорности великому князю Владимиру, из подражания Киеву.
В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное, природное
язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру.
Он хочет вернуться к древнему
язычеству, к юдаизму, благословляющему рождение.
Финское население долею приняло крещение в допетровские времена, долею было окрещено в царствование Елизаветы и долею осталось в
язычестве.
Положение народов христианских в наше время осталось столь же жестоким, каким оно было во времена
язычества. Во многих отношениях, в особенности в порабощении людей, оно стало даже более жестоким, чем было во времена
язычества.
Такого смешения, разумеется, не могло бы быть, если бы высокие истины христианства с самого начала были хорошо поняты в народе и если бы он сам дошел до сознания ложности
язычества.
Часто самые простые, неученые и необразованные люди вполне ясно, сознательно и легко воспринимают истинное христианское учение, тогда как самые ученые люди продолжают коснеть в грубом
язычестве. Бывает это оттого, что простые люди большей частью смиренны, а ученые большей частью самоуверенны.
Говорили они все как-то сурово, таким голосом, как бы собирались кого прибить; приносили частые жертвы Вакху, показав таким образом, что в славянской природе есть еще много остатков
язычества; приходили даже подчас в присутствие, как говорится, нализавшись, отчего в присутствии было нехорошо и воздух был вовсе не ароматический.
— Суета!
Язычество!.. Удивляюсь, как до сих пор не выкинут всего этого в помойную яму.
Впрочем, возрождение языческое может иметь значение для возрождения христианского потому, что в
язычестве было объективно-космическое начало церкви и правда
язычества может быть противопоставлена субъективности протестантизма и духовного христианства.
В основе древних, дохристианских религий, и
язычества и Ветхого Завета, лежала идея жертвы, жажда искупления путем кровавых жертвоприношений, потребность умилостивить божество.
Католичество было
язычеством в христианской одежде, и христианское государство, христианская семья, христианский быт — пережитки
язычества, языческого родового строя жизни.
Ветхий Завет и пророки,
язычество и греческая философия, восточные религии и античная культура — все это было путем к Христу, всемирной подготовкой почвы для явления Логоса во плоти.
И задача нового религиозного движения не есть обновление христианства
язычеством, а скорее освобождение христианства от языческого быта, преодоление дуализма и творческое утверждение нового религиозного бытия, в которое войдет и все преображенное
язычество и все исполнившееся христианство.
Такое отношение к
язычеству унаследовали от иудейства и христианские апологеты вплоть до сего дня.
Но возрождение
язычества, реставрация языческих религий есть безумие, есть дело, враждебное религии.
Если новоевропейскую материалистическую цивилизацию с господствующим в ней «научным» рационализмом называют иногда языческой, то этим наносят обиду
язычеству.
И доныне смотрят на
язычество глазами иудейства, хотя на христианстве уже не лежит того запрещения, какое содержалось в ветхозаветной религии, а если и лежит, то совершенно иное.
Ни одна древняя религия, ни
язычество, ни браманизм, ни даже Ветхий Завет, не была еще религией спасения: ни в одной из дохристианских религий не было обетования о восстановлении творения в идеальном космосе, о всеобщем воскресении, о вечной и полной жизни.
Вера в теократическую помазанность власти в
язычестве связывалась с общим его религиозным натурализмом: как в живых ликах природы оно видело иконы Божества, так и в естественной иконе власти усматривало уже явное присутствие силы Божества, тем совершая благочестивое идолопоклонство.
В этом — пафос ветхозаветной религии, и в этом смысле она является действительно противоположной космизму и антропоморфизму
язычества.
Но тот же апостол, имея дело не с христианами, впадавшими в рецидив
язычества, а с язычниками, еще не знавшими Христа, относится совершенно иначе и к их жертвенникам, и к благочестию.
Государство — языческого происхождения, и только для языческого мира оно нужно; государство не может быть формой христианской общественности, и потому католический папизм и византийский цезаризм — остатки
язычества, знаки того, что человечество еще не приняло в себя Христа.
Язычество было церковнее духовного христианства протестантизма, в нем была мистическая земля, мировая душа, были мистерии, которых нет уже в протестантизме с его ложной духовностью.
Парадоксально отношение к судьбе и мировому разуму в античном
язычестве и в иудаизме.
Церковь может принять это обвинение и с гордостью сказать: да, в Церкви христианской много языческого материализма и реализма, потому что в ней есть душа мира, та душа мира, которая в
язычестве раскрывалась для восприятия Логоса.
Но, помимо этих опытов мнимой реставрации
язычества, существуют и рядом с христианством еще нехристианские религии.
Церковный реализм, в котором непосредственно дано сущее, ближе к
язычеству, чем к духовному христианству.
В иудействе и
язычестве с наибольшей силой противопоставились две антиномически сопряженные стороны религиозного сознания, оба его полюса: трансцендентность и имманентность Бога миру, и только христианство было в силах чрез боговоплогцение «примирить» (по слову ап. Павла) расколовшееся религиозное самосознание.
Враги и попиратели свободы в христианском мире всегда впадают в
язычество или юдаизм.
Но в то же время необходимо подчеркнуть, что в феноменологии религиозного культа, в ритуале богослужения, жертв, каждений, священных одежд, почитании святых и героев, священных мест и изображений, вообще всего, что касается организации религиозной жизни,
язычество вовсе не так далеко отстоит от христианства, как принято думать.
Если признавать религиозную подлинность
язычества, то надо принять и то, что в нем совершался положительный религиозный процесс, назревала историческая «полнота времен», иначе говоря, христианство подготовлялось не только в иудействе, но и в
язычестве.
Шеллинг, которому принадлежит заслуга отчетливой постановки этого вопроса, усматривает в
язычестве откровение Второй Ипостаси и в языческих богах видит лики Христа до Его пришествия в мир.
Почему же идеалы средних веков не удались, не реализовались, почему наступила эпоха нового богоотступничества, светского гуманизма, возрождения
язычества, а затем атеистического позитивизма и позитивного социального строительства?
Идеал феодального рыцарства, равно как и идеал Священной Римской империи, был странной смесью
язычества с христианством.
Суровость христианской аскезы была связана с отталкиванием от
язычества и необходимостью победы над варварской, грубой стихией.
Национализм, и притом самый пламенный и исключительный, был заложен в самом ее существе, в идее избранничества только одного народа; сравнительно с иудаизмом религиозный национализм в
язычестве представляется широким и терпимым.
Ее не было и не могло быть ни в средние века, в эпоху религиозной патриархальности, ни в первохристианстве, видевшем пред собою лишь сплошную тьму
язычества.
Ассоциации к слову «язычество»
Синонимы к слову «язычество»
Предложения со словом «язычество»
- Эти разночтения лишний раз свидетельствуют, что попытки реконструкции славянского язычества могут приводить к разным результатам и не являются истиной в последней инстанции.
- Это составляет главную причину, что из времён язычества славян и руссов сохранилось только то, что по отношениям или случайно, вошло в предание соседних народов.
- Древнее язычество существовало как некая религия, потому что не было знания и глубины христианства.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «язычество»
Значение слова «язычество»
ЯЗЫ́ЧЕСТВО, -а, ср. Общее название древних религий, характерной особенностью которых, в отличие от христианства, буддизма, ислама являлось многобожие. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЯЗЫЧЕСТВО
Афоризмы русских писателей со словом «язычество»
Дополнительно