Цитаты из русской классики со словом «познаваемый»
Он не может также реально воплощаться в дискурсивной научной мысли, в формально-законнических морали и праве, ни в чем объективном, он воплощается в реальном восхождении субъекта, личности к Богу и в реальном нисхождении любви и милосердия, в интуитивном сопричастии
познающего с
познаваемым, в реальном творчестве небывшего, в оригинальном, первородном суждении.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит то, что происходит в знании, потому так, что в
познающем субъекте и в
познаваемом объекте, в мышлении и в бытии живет и действует тот же универсальный разум, Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.
Всякая напряженность имманентного и трансцендентного,
познающего и
познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Познающий человек вне бытия и
познаваемое бытие вне человека.
Объективный мир есть продукт объективации, это мир падший, распавшийся и скованный, в котором субъект не приобщается к
познаваемому.
Разве не то же самое и с ложным познанием человека? То, что несомненно известно ему, — его разумное сознание — кажется ему непознаваемым, потому что оно не просто, а то, что несомненно непостижимо для него — безграничное и вечное вещество, — то и кажется ему самым
познаваемым, потому что оно по отдалению своему от него кажется ему просто.
Философия хранит познание истины как мужскую солнечную активность в отношении к
познаваемому [Р. Штейнер в одной из первых своих работ, «Истина и наука», написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает творческую природу познания истины: «Истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение, которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Каждый дилетант занимается всем scibile [
познаваемым (итал.)] да еще, сверх того, тем, чего знать нельзя, т. е. мистицизмом, магнетизмом, физиогномикой, гомеопатией, гидропатией и пр.
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания — соединение
познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения
познающего субъекта к
познаваемому объекту.
В церковном сознании дано тождество субъекта и объекта,
познающего и
познаваемого, мышления и бытия.
Отношение
познающего субъекта к
познаваемому объекту есть отношение внутри бытия, отношение бытия к бытию, а не «мышления» к «бытию» как противостоящих друг другу.
Для Логоса в
познающем субъекте раскрывается Логос в
познаваемом бытии.
«Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой
познаваемой действительности, наличность
познаваемого бытия в акте знания.
Объективирование в познании означает отчуждение между
познающим и
познаваемым.
Возможность богопознания и богооткровения предполагает уже и известное богобытие, поскольку познание есть некоторое реальное единение
познающего с
познаваемым.
Гносеология обычно формулирует свою проблему так: отношение мышления к бытию,
познающего субъекта к
познаваемому объекту.
[То, что Леви-Брюль считает характерным для mentalité первобытного общества, т. е. приобщение к
познаваемому, соучастие в нем, и есть, в сущности, настоящее познание бытия.
Но особенно характерно в этом отношении известное место 6‑й книги «Государства» о благе: «так это, доставляющее истинность
познаваемому и дающее силу
познающему, называй идеей блага, причиной знания и истины, поскольку она познается умом.
Рационализм изначально предполагает
познающего и
познаваемое раздельными и противоположными.
Вторичное сознание связано с распадом на субъект и объект, оно объективирует
познаваемое.
Свобода же никогда не может быть лишь в
познаваемом, она должна быть в
познающем, как основа бытия.
Духовный мир есть мир идей,
познаваемый понятиями, мир пребывающий.
Познаваемая действительность меняется от экзистенциального качества человека и от отношений человека к человеку, то есть познание носит социальный характер.
«Показателем истинности познания служит наличность самого
познаваемого бытия.
В отношении ко мне самому как
познаваемому исчезает объективация, отчуждение, поглощение индивидуального общим, и это великое преимущество, которое дает надежду, что познание будет экзистенциальным.
Такому человеку представляется, что благо вообще и его благо есть самый непознаваемый для него предмет. Почти столь же непознаваемым предметом представляется ему его разум, его разумное сознание; несколько более
познаваемым предметом представляется ему он сам как животное; еще более
познаваемыми предметами представляются ему животныя и растения, и наиболее
познаваемым представляется ему мертвое, бесконечно-распространенное вещество.
Так и благо, надо сказать, доставляет
познаваемому не только способность познаваться, но и получать бытие и иметь от него сущность, тогда как благо не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше (трансцендентно — έπέκεινα) сущности» [Καϊ τοις γιγνωσκομένοις τοίνυν μη μόνον το γιγνώσκεσθαι φάναι υπό του αγαθού παρεΐναι, άλλα και το εΐναίτε και την οι!σίαν ύτί εκείνου αύτοΐς προσεϊναι, ουκ ουσίας οντος του αγαθού, αλλ' έτι έπέκεινα της ουσίας πρεσβεία και δυνάμει υπερέχοντος (Respubl., VI, 509 b).
Она со временем определит это. Если же спросить, чем руководствоваться в определении законности и незаконности потребностей? то на это смело отвечают: изучением потребностей. Но слово потребность имеет только два значения: или условие существования, а условий существования каждого предмета бесчисленное количество, и потому все условия не могут быть изучены, или требование блага живым существом,
познаваемое и определяемое только сознанием и потому еще менее могущее быть изученным опытной наукой.
Как приемлющая свою сущность от Отца, она есть создание и дщерь Божия; как
познающая Божественный Логос и Им
познаваемая, она есть невеста Сына (Песнь Песней) и жена Агнца (Новый Завет, Апокалипсис); как приемлющая излияние даров Св.
Разум мы знаем вернее и прежде всего, так что всё, что мы знаем в мире, мы знаем только потому, что это
познаваемое нами сходится с законами этого разума, несомненно известными нам.
И приникнув несколько, созерцаю не первое и чистое естество,
познаваемое Им самим, то есть самою Троицею, созерцаю не то, что пребывает внутрь первой завесы и закрывается херувимами, но одно крайнее и к нам простирающееся.
Ни одна из 10 категорий, установляющих «нечто»
познаваемое, неприложима к Богу.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область
познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание чистого разума еще не получает прироста.
Синонимы к слову «познаваемый»
Предложения со словом «познаваемый»
- Тем не менее, эмпирического знания недостаточно для познания глубинных внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта, поэтому нужны теоретические знания.
- Врождённых идей много, но необходима одна особенная, которая позволила бы обосновать реальность познаваемого мира.
- С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «познаваемый»
Что (кто) бывает «познаваемым»
Значение слова «познаваемый»
Дополнительно