Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый
народ считает себя лучше других народов. А каждый народ, большинство каждого народа, живет в этом ужасном, глупом и зловредном суеверии.
Неточные совпадения
Другой же род грабителей это — те, которые сами себя не
считают грабителями, которых не ловят и не наказывают, но которые разрешенными правительствами средствами грабят рабочий
народ, отбирают от него произведения его труда.
Считать себя самого лучше всех — дурно и глупо. Это мы все знаем.
Считать свою семью лучше всех других — это еще хуже и глупее, но мы часто не только не знаем этого, но видим в этом особенное достоинство.
Считать свой
народ лучше всех других — уже глупее всего, что только может быть. Но этого не только не
считают дурным, но
считают великой добродетелью.
Гордым людям мало
считать каждому самого себя лучше всех людей, они даже и свой
народ: немец немца, русский русского, поляк поляка, еврей еврея,
считают лучше всех
народов. И как ни вредна гордость отдельных людей, эта гордость народная еще во много раз вреднее. От нее гибли и гибнут миллионы и миллионы людей.
Грех гордости может быть уничтожен только признанием единства духа, живущего во всех людях. Понявши это, человек не может уже
считать ни себя, ни своих близких, ни свой
народ выше и лучше других людей.
Но если для того, чтобы получить свободу, ему нужно только пожелать ее, то неужели может быть
народ в мире, который бы
считал ее купленной слишком дорогой ценой, раз она может быть приобретена одним желанием свободы.
Они умеют бросать пыль в глаза, и часто люди к ним относятся с уважением, но простой
народ их презирает, видя их бесполезность; они же презирают
народ,
считая его невежественным.
Обычай сидеть на пятках происходит у них будто бы, как я читал где-то, оттого, что восточные
народы считают неприличным показывать ноги, особенно перед высшими лицами.
Может быть, ее кроткий красавец-сын и точно более всего обладал качествами, нужными для сосредоточенной, самосозерцательной и молитвенной жизни, которую наш
народ считает приличною истинному иночеству.
Но работа не даст разжиреть: если сельская девушка толста, это род болезненности, знак «рыхлого» сложения, и
народ считает большую полноту недостатком; у сельской красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает, — об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях.
Неточные совпадения
И за всем тем продолжали
считать себя самым мудрым
народом в мире.
— Так-то и единомыслие газет. Мне это растолковали: как только война, то им вдвое дохода. Как же им не
считать, что судьбы
народа и Славян… и всё это?
Он
считал переделку экономических условий вздором, но он всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью
народа и теперь решил про себя, что, для того чтобы чувствовать себя вполне правым, он, хотя прежде много работал и нероскошно жил, теперь будет еще больше работать и еще меньше будет позволять себе роскоши.
Но любить или не любить
народ, как что-то особенное, он не мог, потому что не только жил с
народом, не только все его интересы были связаны с
народом, но он
считал и самого себя частью
народа, не видел в себе и
народе никаких особенных качеств и недостатков и не мог противопоставлять себя
народу.
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в
народе, в среде которого он жил, и не находил этих мыслей в себе (а он не мог себя ничем другим
считать, как одним из людей, составляющих русский
народ), а главное потому, что он вместе с
народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей.