Неточные совпадения
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку
злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою
жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо.
Зла нет.
Человек боится смерти и подлежит ей. Человек, не знающий добра и
зла, кажется счастливее, но он неудержимо стремится к этому познанию. Человек любит праздность и удовлетворение похотей без страданий, и вместе с тем только труд и страдания дают
жизнь ему и его роду.
Главный вред суеверия устроительства
жизни других людей насилием в том, что как только человек допустил возможность совершить насилие над одним человеком во имя блага многих, так нет пределов того
зла, которое может быть совершено во имя такого предположения. На таком же предположении основывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в в наше время суды, тюрьмы, казни, войны, от которых гибнут миллионы.
Так что человек, рассуждающий о
жизни, не может не видеть, что причина
зла людей никак не лежит в воображаемом разбойнике, а в заблуждениях людей, из которых одно из самых жестоких состоит в том, чтобы во имя воображаемого
зла совершать действительное.
Не один Христос, но все мудрецы мира, и брамины, и буддисты, и таосисты, и мудрецы греческие, учили тому, что разумным людям надо не
злом, а добром платить за
зло. Но те люди, которые сами живут насилием, говорят, что этого нельзя, что от этого
жизнь будет не лучше, а хуже. И они правы для себя, но не для насилуемых. В мирском отношении для них действительно будет хуже, но для всех будет лучше.
Для получения ответа на этот вопрос раскройте историю любого народа и прочтите описание одного из тех ста тысяч сражений, которые вели люди в угоду закона борьбы. На этих войнах убито несколько миллиардов людей, так что в каждом из тех сражений загублено больше
жизней, перенесено больше страданий, чем бы их накопилось веками по причине непротивления
злу.
Заблуждение о том, что одни люди могут насилием устраивать
жизнь других людей, тем особенно вредно, что люди, подпавшие этому заблуждению, перестают различать добро от
зла. Если можно для хорошего устройства забирать людей в солдаты и велеть им убивать братьев, то нет уже ничего недолжного, всё можно.
Можно жить по Христу и можно жить по сатане. Жить по Христу значит жить по-человечески, любить людей, делать добро и за
зло воздавать добром. Жить по сатане значит жить по-звериному, любить только себя и за
зло воздавать
злом. Чем больше мы будем стараться жить по Христу, тем больше будет любви и счастья между людьми. Чем больше мы будем жить по сатане, тем
жизнь наша будет бедственнее.
Замечательно то, что в учении Христа в особенности претит людям, не понимающим его, упоминание о непротивлении
злу насилием. Упоминание это особенно неприятно им, потому что оно прямо требует того, что нарушает весь привычный порядок их
жизни. И потому люди, не желающие изменить привычный порядок
жизни, это упоминание об одном из неизбежных условий любви, называют особенной, независимой от закона любви заповедью и всячески ее исправляют или просто отрицают.
Всякий мирской человек, читая евангелие, в глубине души знает, что по этому учению нельзя ни под каким предлогом: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого, делать
зло ближнему, и что поэтому, если он желает оставаться христианином, ему надо одно из двух: или переменить всю свою
жизнь, которая держится на насилии, то есть на делании
зла ближнему, или скрыть как-нибудь от самого себя то, чего требует учение Христа.
Только люди, совсем одурманенные властолюбием, могут серьезно верить в то, что посредством наказания можно улучшить
жизнь людей. Стоит только отрешиться от суеверия о том, что наказание исправляет людей, для того чтобы ясно видеть, что изменения в
жизни людей происходят только от внутреннего, душевного изменения самих людей, а никак не от того
зла, которое одни люди делают другим людям.
Люди не верят в то, что за
зло надо воздавать добром, а не
злом, только оттого, что их с детства научают тому, что без этой отдачи
злом за
зло расстроится вся
жизнь людская.
Часто люди, не соглашаясь с учением Христа в его настоящем смысле, не соглашаясь с воздаянием добром за
зло, говорят, что если принять это учение, то разрушится весь привычный порядок
жизни, и что поэтому учение это нельзя принять. А между тем учение Христа и есть именно такое учение, которое должно разрушить дурное устройство нашей
жизни. Оно затем и проповедано миру, чтобы разрушить старый дурной порядок и установить на его место новый, хороший.
Говорят: перестань наказанием угрожать
злым, разрушится существующий порядок, — и всё погибнет. Сказать это, всё равно, что сказать: растает река, — и всё погибнет. Нет, подойдут корабли, начнется настоящая
жизнь.
Когда посмотришь внимательно на то, чем заняты люди, то нельзя не удивиться на то, как много тратится
жизней для продолжения на земле царства
зла и как поддерживает это
зло больше всего то, что есть отдельные государства и правительства.
Христианское учение тем и отличается от всех общественных учений, что оно говорит не о том или другом устройстве
жизни, а о том, в чем заключается
зло и в чем истинное благо
жизни каждого человека, а потому и всех людей.
И путь, которым приобретается это благо, до такой степени ясен, убедителен и несомненен, что раз человек понял его и потому познал то, в чем
зло и в чем благо его
жизни, он уже никак не может сознательно делать то, в чем он видит
зло своей
жизни, и не делать того, в чем он видит истинное благо ее, точно так же, как вода не может не течь книзу или растение не стремиться к свету.
Если не будет государственной власти, говорят начальствующие, то более
злые будут властвовать над менее
злыми. Но дело в том, что то, чем пугают, уже совершилось: теперь уже властвуют более
злые над менее
злыми, и именно потому, что существует государственная власть. О том же, что произойдет от того, что не будет государственной власти, мы судить не можем. По всем вероятиям должно заключить, что если люди, делающие насилие, перестанут его делать, то
жизнь всех людей станет от этого никак не хуже, но лучше.
Главное
зло государственного устройства не в уничтожении
жизней, а в уничтожении любви и возбуждении разъединения между людьми.
Если люди живут в грехах и соблазнах, то они не могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной
жизнью, делать дурные дела и называть свои
злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных вер, по которым можно, живя дурной
жизнью, считать себя правыми.
Законная цель наук есть познание истин, служащих к благу людей. Ложная цель есть оправдание обманов, вносящих
зло в
жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
Главное
зло науки нашего времени в том, что она, не будучи в состоянии изучать всё, и не зная, без помощи религии, что должно изучать, изучает только приятное для самих людей науки, живущих неправильной
жизнью.
Часто слышишь рассуждения о том, что все усилия для улучшения
жизни, для искоренения
зла и установления справедливой
жизни — бесполезны, что всё это сделается как-то само собою. Люди плыли на веслах, но гребцы доехали и вышли на берег, оставшиеся же в лодке путешественники не берутся за весла, потому что думают, что как прежде двигалась лодка, так она будет двигаться и теперь.
Трудно среди общения с людьми, в минуты увлечения мыслями о прошедшем и будущем, вспомнить о том, что
жизнь твоя сейчас в этом моменте настоящего. Но как важно и драгоценно вспоминать это! Старайся приучать себя к этому. Много
зла избегнет человек, если приучится к памятованию о том, что важно в
жизни только настоящее, что только оно одно есть. Всё остальное — мечта.
Всё наше преимущество заключается в нашей способности мыслить. Мысль наша возвышает нас над остальным миром. Будем же ценить и поддерживать нашу силу мысли, и она осветит нам всю нашу
жизнь, укажет нам, в чем добро, в чем
зло.
Давая нам разум, он как будто сказал нам: для того, чтобы вы могли избегать
зла и пользоваться благом
жизни, я вселил в вас божественную частицу себя самого.
Можно, по выражению Паскаля, не думать об этом, нести перед собой ширмочки, которые бы скрывали от взгляда ту пропасть смерти, к которой мы все бежим; но стоит подумать о том, что такое отделенная телесная
жизнь человека, чтобы убедиться в том, что вся
жизнь эта, если она есть только телесная
жизнь, не имеет не только никакого смысла, но что она есть
злая насмешка над сердцем, над разумом человека и над всем тем, что есть хорошего в человеке.
Помни, что разумение твое, имея свойство
жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для
зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.
Мы называем
злом всё то, что нарушает благо нашей телесной
жизни. А между тем вся
жизнь наша есть только постепенное освобождение души от того, что составляет благо тела. И потому для того, кто понимает
жизнь такою, какая она действительно есть, нет
зла.
Всё то, что мы называем
злом, всякое горе, если только мы признаем его, как должно, улучшает нашу душу. А в этом улучшении всё дело
жизни.
Жизнь только в том, чтобы из своего животного делать всё более и более духовное. А для этого нужно то, что мы называем
злом. Только на том, что мы называем
злом, на горестях, болезнях, страданиях мы учимся переделывать свое животное яв духовное.
Быть довольным провидением (хотя бы оно предназначило нам сейчас в нашей земной
жизни самый трудный путь) в высшей степени важно и для того, чтобы не терять среди тягостной
жизни мужества, и, главное, для того, чтобы, не сваливая вину на судьбу, не упускать из виду нашей собственной вины, которая и есть единственная причина всех
зол.
Страдания и смерть представляются человеку
злом только тогда, когда он закон своего плотского, животного существования принимает за закон своей
жизни.
Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого
зла ни в
жизни, ни в смерти».
Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что
жизнь зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей,
жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей
жизни не знаем и не можем знать, и потому
жизнь, какая бы она ни была, есть высшее, доступное нам, благо.
По ложному учению,
жизнь в этом мире —
зло, благо же достигается только в будущей
жизни.
Один святой
жизни человек молился так богу о людях: «О боже! Будь милостив к
злым, потому что к добрым ты уже был милостив: им хорошо, потому что они добрые».
Если ты спрашиваешь, зачем
зло? Я отвечаю вопросом: зачем
жизнь?
Зло затем, чтобы была
жизнь.
Жизнь проявляется в освобождении от
зла.
Слова эти значат то, что как бы тяжело ни было человеку, какие бы горести и беды ни напали на него, ему стоит только понять и принять в сердце истинное учение о том, что
жизнь и ее благо в соединении души с тем, от чего она отделена телом: с душами других людей и с богом, и сразу исчезнет всё кажущееся
зло.